Купить PDF-версию
10:05 | 01 октября, Ср
X
13:53 08.09.2022

Время креатива

Как научить детей стать самостоятельными и уметь с лёгкостью решать различные жизненные задачи, используя знания, полученные в школе? Вопрос, который должен задавать себе каждый педагог, ведь речь идёт о функциональной грамотности - непременной составляющей образовательного процесса в XXI веке. Помочь учителю справиться с этой задачей может использование одной из современных образовательных технологий, так называемой педагогики сотрудничества.

Такое обучение рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Суть её в том, что за основу берётся обучение в команде. Методика не нова, у нас в республике применяется учителями, но пока ещё не повсеместно. Рассказать о современной технологии преподавания и показать, как её использовать при формировании функциональной грамотности – такова была задача методического воркшопа «Технология сотрудничества как эффективный метод формирования функциональной грамотности учащихся».

Мероприятие для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе общеобразовательных организаций Республики Дагестан было организовано Дагестанским институтом развития образования совместно с АНОО «Дом Знаний» в рамках августовского совещания работников образования.

Обучение в сотрудничестве – хороший методический приём и для повышения профессионального роста самих педагогов.

«Воркшоп показал, что нам нужны интерактивные методы работы, интенсивное групповое взаимодействие всех членов команды, чтобы выдать креативные решения», – говорит заведующая лабораторией по формированию функциональной грамотности Центра развития общего образования ДИРО Аминат Газимагомедова.

Совершенствование управленческих навыков педагогов, их профессиональное развитие, овладение приёмами современных моделей и форм развития функциональной грамотности обучающихся – вот цель организаторов воркшопа. Актуальность подобных методических мастерских бесспорна. Лаборатория под руководством Аминат Газимагомедовой проводит уже не первый воркшоп, это хороший опыт и ступень профессионального роста педагогов.

В мае участниками методической мастерской были сами учителя. В учебном зале царила атмосфера творчества, педагоги выдвигали различные идеи для решения предложенных наиболее типичных проблемных педагогических ситуаций. Они демонстрировали образность мышления, были раскрепощены, проявляли смекалку, умение работать в команде. Имитация таких педагогических ситуаций помогает практикующим педагогам интегрировать и создавать качественные решенияпрофессиональных задач.

Воркшоп, пошедший 23 августа, по своему эмоциональному содержанию несколько отличался от предыдущего. Всё–таки заместители руководителей школ по учебно-воспитательной работе больше администраторы по своей сути, и преодолеть их некоторую скованность, вовлечь в интерактивную атмосферу, было непросто.

Зачастую многие из учителей идут по проторенной дороге и на одно ситуационное задание выдают однотипные решения. К примеру, даже самое первое испытание «Визитная карточка», когда каждый участник должен представить себя и свою команду, вызвало затруднение. Как правило, здесь всё шаблонно. Чтобы заставить участников сразу же включиться в творческую работу, им было предложено придумать свою визитку в виде двустишия, используя своё имя. И не все администраторы школ справились с этим.

Остальные два задания воркшопа: блиц-турнир и управленческие кейсы – дались легче. Здесь им предстояло решить управленческие ситуационные задачи? в ходе которых участники высказывали большое количество вариантов решения с последующим отбором наиболее удачных, практичных.

«Участие в подобных воркшопах даёт педагогам и личностное развитие. Перед учителями ставится креативное задание, и, выполняя его, каждый может обнаружить свои слабые места и сделать вывод, над чем он должен поработать. Мы привыкли к тому, что учителя должны иметь прежде всего предметные знания, профессионально передавать их ученикам, но мало кто из них применяет инновационные методы обучения в своей работе. Чтобы способствовать креативности педагогов, мы используем методические приёмы сотрудничества, командной работы, соревновательность. И именно эта форма обучения показала себя с лучшей стороны», — говорит Аминат Газимагомедова.

В планах лаборатории много разных интересных задумок для практикующих педагогов. Остаётся надеяться, что пока ещё серьёзный пробел в учебном процессе, касающийся формирования функциональной грамотности в школах республики, будет восполнен.

Статьи из «Образование»

Исповедь воспитателя

167
Лучи утреннего солнца проникают сквозь окна, чтобы осветить каждый уголок детского сада №65...

Учителя и ученики

15
Антагонизм между поколениями, порождённый сменой эпох, всегда существовал и, наверное, будет существовать и в отдалённом будущем. Об этой извечной проблеме...

Не снижать заданных темпов

13
В сфере образования Дагестана происходят значительные изменения. Только в этом году в День...

Учителя повысили квалификацию

12
В Историческом парке «Россия – моя история» состоялся I Съезд учителей информатики Республики Дагестан, приуроченный к 40-летию...

Народ жив

50
В нашем календаре появился новый праздник, который мы совсем скоро отметим впервые. 11 июля 2025 года Указом Президента РФ 8 сентября объявлен Днём языков народов...

Учителя повысили квалификацию

15
В Историческом парке «Россия – моя история» состоялся I Съезд учителей информатики Республики Дагестан, приуроченный к 40-летию преподавания предмета в школе.

Прививка от стресса перед школой

10
Скоро 1 сентября, для первоклашек этот день – начало...

Готовимся к новым учебным программам

5
Мы писали об изменениях, которые ждут школьников и учителей в новом учебном году. Новости продолжают поступать, и газета...

Новый учебный год: вызовы и решения

3
Более 300 руководителей образовательных учреждений, педагогов, представителей республиканской и городской власти,...