X
08:23 13.09.2024

Время пришло

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 136
18

В учебные планы школ республики 32 года назад был введен новый предмет «Культура и традиции народов Дагестана». К сожалению, вместе с надеждами это вызвало и ряд проблем.

Школа у всех народов и во все времена мыслилась прежде всего как интеллектуальная и духовная опора народа. Именно за полноценные народные школы ратовали и дагестанские мыслители, педагоги Гасан Эфенди Алкадари, Гасан Гузунов, Абусуфьян Акаев, Али Каяев, Алибег Тахо-Годи, Абдулкадыр Алкадарский, Саид Омаров и многие другие.

Однако, на протяжении последних десятилетий в нашей стране народные идеалы и национальные традиции усердно искоренялись из школы. Существующая идеология десятилетиями искажала национальную историю, обходила истоки народной культуры, не учитывала естественные для данной среды средства, формы и методы воспитания человека. К примеру, предмет «История Дагестана» лишь бегло упоминает некоторые факты становления и развития народной культуры, не учитывает богатый культурологический опыт многочисленных народов республики, замалчивает такие направления национальной культуры, как культура труда, политическая культура (народная дипломатия), правовая культура (человеческое право горцев), педагогическая культура и т. д. То же самое происходит и на других уровнях образования.

В результате дагестанская школа постепенно денационализировалась, теряла связь с подлинной жизнью, отрывалась от национальных истоков и оказалась теперь в состоянии кризиса. В этих условиях Министерство народного образования Дагестана приняло единственно верное решение – с 1991/1992 учебного года в учебные планы школ был введен новый общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана».

За прошедший период совместными усилиями ученых и педагогов республики сделано немало. Издано пособие патриарха дагестанской науки профессора P. Магомедова «Обычаи и традиции Дагестана», педагога Т. Саидова «Народные традиции подготовки молодежи к жизни», Ш. Мирзоева «Народная педагогика Дагестана», программы и учебники коллектива авторов «Культура и традиции народов Дагестана».

Накоплен определенный опыт преподавания предмета в средних школах (№ 17, 36, 18, 12, 39, 22) Махачкалы, в Аксаевской, Курушской, Муцалаульской и других школах Хасавюртовского района, Испикской и Ашагастальской школах Сулейман-Стальского района, Согратлинской школе Гунибского района и др. С приглашением известных деятелей культуры и искусства, знатоков народной мудрости проводились открытые уроки, показательные семинары для работников народного образования, есть попытки создания кабинетов культуры и народной педагогики, наглядных пособий, сбора и систематизации историко-культурологического материала с помощью учащихся.

Вместе с тем введение предмета в учебный процесс породило множество проблем – частью надуманных, а частью серьезных, требующих изучения и конструктивного решения. Руководители некоторых школ, игнорируя требования учебного плана, самовольно не тарифицировали «Культуру и традиции народов Дагестана» как обязательный предмет. Другие поручили его преподавание учителям со слабой профессионально-педагогической и методической подготовкой. Трудно поверить, чтобы в школах, где работают 40–60, а иногда и более учителей, не нашлось одного-двух достаточно компетентных и эрудированных в вопросах культуры.

Опытные же директора сумели привлечь к такой ответственной педагогической работе даже кандидатов и докторов наук. А еще трудно поверить, чтобы в течение целого учебного года, как это выявилось в ряде школ, невозможно было обеспечить учителя изданными в свое время программами и учебниками. Видимо, с молчаливого согласия педагогических коллективов продолжается порочная практика игнорирования регионально особенного, национально специфического содержания национального культурологического образования.

В условиях, когда дагестанская школа впервые вплотную взялась за возрождение культуры, ответственность более всего должны чувствовать ученые-педагоги, руководители народного образования. Однако отдельные сотрудники институтов и педагоги-историки говорят о каком-то «сепаратистском уклоне» предметной программы, изолированности ее от истории Дагестана.

Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» ни в какой мере не оторван от истории республики. Программы составлены на основе историко-хронологического принципа и дают возможность изучить народную культуру как целостное явление. Более того, предмет решает не столько познавательные задачи (несомненно, и они предусмотрены), сколько воспитательные. Поэтому основной идеей программ и учебников КТНД является изучение культуры как продукта народной педагогики, возрождение созидательной роли народной педагогической мысли. Все это очень важно для современного общества.

Как известно, предмет «История Дагестана» в сегодняшнем его состоянии сам нуждается в систематизации, пересмотре исторических фактов, событий, явлений. Нужны, видимо, многолетние согласованные усилия дагестанских историков, чтобы вернуть народу его объективную историю, дать школьникам и студентам более или менее устойчивый учебник. Думаю, в этих условиях нет необходимости объединять предметы «Культура и традиции Дагестана» и «История Дагестана». Понятие «культура» значительно более емкое, нежели «история», «политика». Не историки и политики делают культуру, а культура, воплощенная в сознании человека, народа, делает и политику, и историю, и экономику. Все это, на мой взгляд, дает культуре право быть отдельным, может, даже приоритетным предметом в школьном расписании.

Что касается «сепаратизма» программы. Она действительно акцентирует внимание школьников на обычаях, традициях и обрядах дагестанских народов. Но это не значит, что мы отрываем наших детей от отечественной и мировой культуры. Напротив, предмет КТНД закладывает прочную основу для будущего глубокого понимания и критического осмысления восточной, европейской и любой другой культуры.

Что касается реальных проблем, то нужно срочно создавать учебно-методическую базу предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Типографские мощности республики и возможности местных издательств сегодня уже не в силах обеспечивать своевременное издание учебников. Выход видится в создании солидного фонда возрождения культуры Дагестана. Нужно выявлять лучшие научно-педагогические силы республики, направлять их возможности на скорейшее создание учебно-методической базы культуры.

Другая не менее важная проблема – подготовка кадров. Мы должны исходить из того, что современный учитель культуры должен быть широко эрудированным, имеющим глубокое, целостное представление по вопросам национальной и отечественной истории, литературы, искусства, этнографии, родного и дагестанского языкознания, народного просвещения, народной логики, философии, этнической психологии и педагогики.

Отсюда вытекает необходимость коренного пересмотра содержания курсов «Технологии воспитательной работы в школе», «Теория воспитания», «История педагогики» в педучилищах и педвузах. Они, на наш взгляд, должны быть максимально приближены к условиям нашей республики и основываться на традиционной народной системе воспитания и образования, разумеется, с учетом исторического и передового опыта других народов мира.

Нужно обязательно изучать дисциплину «Народная педагогика Дагестана», которая гарантировала бы студенту знания, умения и навыки, сконцентрированные в педагогическом наследии народов республики. Национальные мудрые организаторские и педагогические способности могла бы привить студентам и другая дисциплина – «Методика народного воспитания».

Должно быть пересмотрено и содержание предмета «История педагогики», поскольку он не учитывает региональных и национальных особенностей дагестанской школы, историю развития и становления народной педагогической мысли.

Решение этих проблем в условиях вуза требует открытия специального факультета – дагестанской культуры, истории и филологии, создания специальной кафедры культуры и традиций народов Дагестана.

И последнее. Предмет «Культура и традиции народов Дагестана», который с 2024/2025 учебного года при поддержке министра образования и науки РД Яхьи Гамидовича Бучаева уже вернул себе достойное место в учебно-воспитательном процессе дагестанской школы, не может ждать, пока через четыре–пять лет пед­училища и институты пришлют в школы дипломированных специалистов. Требуется оперативная переподготовка учителей, уже сегодня преподающих этот предмет. В этой связи приходится рассчитывать на Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, его потенциальные возможности по подготовке учителей-культуроведов.

Мы коснулись лишь основных проблем, встречающихся на пути возрождения дагестанской национальной культуры через образовательные организации республики. Успех их решения во многом зависит от согласованности и целенаправленности действий Министерства народного образования Дагестана, Научно-исследовательского института педагогики, ДИРО, педколледжей, ДГПУ, ДГУ, Дагестанского научного центра. Координировать эти действия должен, видимо, специальный отдел Министерства образования и науки РД.

Нельзя жалеть сил и средств для решения этой архиважной задачи – возрождение культуры народов Дагестана. Необходимо уже сегодня создать предмету мощную экономическую поддержку на уровне Правительства Дагестана.

Статьи из «Образование»

Что ждёт мир, Амир?

233
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

24
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

27
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

14
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

24
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

9
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

43
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

27
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

80
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

116
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

17
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...