Время пришло
В учебные планы школ республики 32 года назад был введен новый предмет «Культура и традиции народов Дагестана». К сожалению, вместе с надеждами это вызвало и ряд проблем.
Школа у всех народов и во все времена мыслилась прежде всего как интеллектуальная и духовная опора народа. Именно за полноценные народные школы ратовали и дагестанские мыслители, педагоги Гасан Эфенди Алкадари, Гасан Гузунов, Абусуфьян Акаев, Али Каяев, Алибег Тахо-Годи, Абдулкадыр Алкадарский, Саид Омаров и многие другие.
Однако, на протяжении последних десятилетий в нашей стране народные идеалы и национальные традиции усердно искоренялись из школы. Существующая идеология десятилетиями искажала национальную историю, обходила истоки народной культуры, не учитывала естественные для данной среды средства, формы и методы воспитания человека. К примеру, предмет «История Дагестана» лишь бегло упоминает некоторые факты становления и развития народной культуры, не учитывает богатый культурологический опыт многочисленных народов республики, замалчивает такие направления национальной культуры, как культура труда, политическая культура (народная дипломатия), правовая культура (человеческое право горцев), педагогическая культура и т. д. То же самое происходит и на других уровнях образования.
В результате дагестанская школа постепенно денационализировалась, теряла связь с подлинной жизнью, отрывалась от национальных истоков и оказалась теперь в состоянии кризиса. В этих условиях Министерство народного образования Дагестана приняло единственно верное решение – с 1991/1992 учебного года в учебные планы школ был введен новый общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана».
За прошедший период совместными усилиями ученых и педагогов республики сделано немало. Издано пособие патриарха дагестанской науки профессора P. Магомедова «Обычаи и традиции Дагестана», педагога Т. Саидова «Народные традиции подготовки молодежи к жизни», Ш. Мирзоева «Народная педагогика Дагестана», программы и учебники коллектива авторов «Культура и традиции народов Дагестана».
Накоплен определенный опыт преподавания предмета в средних школах (№ 17, 36, 18, 12, 39, 22) Махачкалы, в Аксаевской, Курушской, Муцалаульской и других школах Хасавюртовского района, Испикской и Ашагастальской школах Сулейман-Стальского района, Согратлинской школе Гунибского района и др. С приглашением известных деятелей культуры и искусства, знатоков народной мудрости проводились открытые уроки, показательные семинары для работников народного образования, есть попытки создания кабинетов культуры и народной педагогики, наглядных пособий, сбора и систематизации историко-культурологического материала с помощью учащихся.
Вместе с тем введение предмета в учебный процесс породило множество проблем – частью надуманных, а частью серьезных, требующих изучения и конструктивного решения. Руководители некоторых школ, игнорируя требования учебного плана, самовольно не тарифицировали «Культуру и традиции народов Дагестана» как обязательный предмет. Другие поручили его преподавание учителям со слабой профессионально-педагогической и методической подготовкой. Трудно поверить, чтобы в школах, где работают 40–60, а иногда и более учителей, не нашлось одного-двух достаточно компетентных и эрудированных в вопросах культуры.
Опытные же директора сумели привлечь к такой ответственной педагогической работе даже кандидатов и докторов наук. А еще трудно поверить, чтобы в течение целого учебного года, как это выявилось в ряде школ, невозможно было обеспечить учителя изданными в свое время программами и учебниками. Видимо, с молчаливого согласия педагогических коллективов продолжается порочная практика игнорирования регионально особенного, национально специфического содержания национального культурологического образования.
В условиях, когда дагестанская школа впервые вплотную взялась за возрождение культуры, ответственность более всего должны чувствовать ученые-педагоги, руководители народного образования. Однако отдельные сотрудники институтов и педагоги-историки говорят о каком-то «сепаратистском уклоне» предметной программы, изолированности ее от истории Дагестана.
Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» ни в какой мере не оторван от истории республики. Программы составлены на основе историко-хронологического принципа и дают возможность изучить народную культуру как целостное явление. Более того, предмет решает не столько познавательные задачи (несомненно, и они предусмотрены), сколько воспитательные. Поэтому основной идеей программ и учебников КТНД является изучение культуры как продукта народной педагогики, возрождение созидательной роли народной педагогической мысли. Все это очень важно для современного общества.
Как известно, предмет «История Дагестана» в сегодняшнем его состоянии сам нуждается в систематизации, пересмотре исторических фактов, событий, явлений. Нужны, видимо, многолетние согласованные усилия дагестанских историков, чтобы вернуть народу его объективную историю, дать школьникам и студентам более или менее устойчивый учебник. Думаю, в этих условиях нет необходимости объединять предметы «Культура и традиции Дагестана» и «История Дагестана». Понятие «культура» значительно более емкое, нежели «история», «политика». Не историки и политики делают культуру, а культура, воплощенная в сознании человека, народа, делает и политику, и историю, и экономику. Все это, на мой взгляд, дает культуре право быть отдельным, может, даже приоритетным предметом в школьном расписании.
Что касается «сепаратизма» программы. Она действительно акцентирует внимание школьников на обычаях, традициях и обрядах дагестанских народов. Но это не значит, что мы отрываем наших детей от отечественной и мировой культуры. Напротив, предмет КТНД закладывает прочную основу для будущего глубокого понимания и критического осмысления восточной, европейской и любой другой культуры.
Что касается реальных проблем, то нужно срочно создавать учебно-методическую базу предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Типографские мощности республики и возможности местных издательств сегодня уже не в силах обеспечивать своевременное издание учебников. Выход видится в создании солидного фонда возрождения культуры Дагестана. Нужно выявлять лучшие научно-педагогические силы республики, направлять их возможности на скорейшее создание учебно-методической базы культуры.
Другая не менее важная проблема – подготовка кадров. Мы должны исходить из того, что современный учитель культуры должен быть широко эрудированным, имеющим глубокое, целостное представление по вопросам национальной и отечественной истории, литературы, искусства, этнографии, родного и дагестанского языкознания, народного просвещения, народной логики, философии, этнической психологии и педагогики.
Отсюда вытекает необходимость коренного пересмотра содержания курсов «Технологии воспитательной работы в школе», «Теория воспитания», «История педагогики» в педучилищах и педвузах. Они, на наш взгляд, должны быть максимально приближены к условиям нашей республики и основываться на традиционной народной системе воспитания и образования, разумеется, с учетом исторического и передового опыта других народов мира.
Нужно обязательно изучать дисциплину «Народная педагогика Дагестана», которая гарантировала бы студенту знания, умения и навыки, сконцентрированные в педагогическом наследии народов республики. Национальные мудрые организаторские и педагогические способности могла бы привить студентам и другая дисциплина – «Методика народного воспитания».
Должно быть пересмотрено и содержание предмета «История педагогики», поскольку он не учитывает региональных и национальных особенностей дагестанской школы, историю развития и становления народной педагогической мысли.
Решение этих проблем в условиях вуза требует открытия специального факультета – дагестанской культуры, истории и филологии, создания специальной кафедры культуры и традиций народов Дагестана.
И последнее. Предмет «Культура и традиции народов Дагестана», который с 2024/2025 учебного года при поддержке министра образования и науки РД Яхьи Гамидовича Бучаева уже вернул себе достойное место в учебно-воспитательном процессе дагестанской школы, не может ждать, пока через четыре–пять лет педучилища и институты пришлют в школы дипломированных специалистов. Требуется оперативная переподготовка учителей, уже сегодня преподающих этот предмет. В этой связи приходится рассчитывать на Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, его потенциальные возможности по подготовке учителей-культуроведов.
Мы коснулись лишь основных проблем, встречающихся на пути возрождения дагестанской национальной культуры через образовательные организации республики. Успех их решения во многом зависит от согласованности и целенаправленности действий Министерства народного образования Дагестана, Научно-исследовательского института педагогики, ДИРО, педколледжей, ДГПУ, ДГУ, Дагестанского научного центра. Координировать эти действия должен, видимо, специальный отдел Министерства образования и науки РД.
Нельзя жалеть сил и средств для решения этой архиважной задачи – возрождение культуры народов Дагестана. Необходимо уже сегодня создать предмету мощную экономическую поддержку на уровне Правительства Дагестана.