Всё вкусно, но есть сложности
Помните пюре с сосисками и булочки на большой перемене? До сих пор считаю, что после обеда вкуснее всего выпить компот. Это из детства, из школьной столовки. И когда я получила редакционное задание написать о том, как обстоят дела с горячим питанием в школах Махачкалы, очень обрадовалась: снова окунусь в прошлое, почувствую себя маленькой.
Вместе с Марианной Останковской, членом Республиканского общественного штаба родительского контроля при Минобрнауки РД, направляемся в махачкалинскую школу № 14.
Сначала домофон, потом рамка металлодетектора, за которой стоит строгий охранник. Он связывается по рации с директором и только потом пропускает, не забыв проверить наши сумки. Очень хорошее начало, нам понравилось. И как выяснилось позже, даже дети проходят на уроки по своему пропуску.
Магомед Багандов, директор, приглашает нас в кабинет. Мы говорим о том, как школа обеспечивает младшеклассников горячим питанием.
С марта нынешнего года в этой области здесь всё по-новому: 14-я школа оказалась в числе десяти образовательных учреждений Махачкалы (5 школ и 5 детских садов), в которых запущен пилотный проект (изменения коснулись системы поставки продуктов).
Если раньше всем необходимым школы и детсады города обеспечивало муниципальное казенное учреждение «Махачкалапродукт», то теперь участнику пилотного проекта выделяют деньги из расчёта 61 рубль в день на одного ребенка и школа сама объявляет тендер на закупки, то есть напрямую взаимодействует с поставщиками.
И это гораздо лучше, считает Магомед Газила-Багандович. Не надо думать о том, насколько оперативно объявят торги, ждать заказа иногда неделю (бывало и месяц). Ранее из-за задержек поставок приходилось заменять продукты и вносить изменения в меню, за что часто доставалось от проверяющих организаций (несоответствие санитарным правилам и нормам). Сейчас поставки идут без задержек, если надо, то хоть каждый день. Продукты свежие. Проект рассчитан на год, но, судя по отзывам участников, он имеет хорошие шансы быть внедренным в остальные городские образовательные организации.
Из минусов: в школах нет должности специалиста по закупкам. Тут надо было или возложить на кого-то эти обязанности, или найти профессионального контрактного управляющего. Магомед Багандов пошел по второму пути.
Прозвенел звонок, и мы идем в столовую на долгожданную дегустацию. На лестнице столкнулись с небольшим отрядом, направляющимся на обед. Проследим весь процесс
от и до.
Меню в тот день включало гречневую кашу с говяжьей котлетой на пару, овощной салат – помидоры, огурцы, капуста и яйцо под сметанным соусом, булочку, сладкий чай. Всё вкусно, честное слово. Пообедав, компания дружно кричит буфетчицам и учителям, контролирующим процесс, «спасибо», таким же ручейком выходит из столовой и идет на урок.
Теперь о том, в чём проблема. Школа рассчитана на 340 человек, по факту учится 750, из них 420 – учащиеся 1–4-х классов, которые должны быть обеспечены питанием. А в столовой только 40 посадочных мест. Приходится составлять график обеда, подгонять его под расписание.
«Для младших классов предусмотрен так называемый динамический час. Это время мы отводим на питание. Да, приходится жертвовать уроками», – говорит заместитель директора по начальным классам Хадижат Гаджиева, ответственная за организацию питания.
Вообще в том, что есть столовая, – заслуга нынешнего директора. Раньше под блок питания были оборудованы два класса на первом этаже. Когда Магомед Багандов пришел работать сюда в 2011 году, к зданию планировалась пристройка, стоял каркас. Молодому директору удалось сдвинуть дело с мертвой точки, и в 2013 году строительство завершилось. У школы появились свои кухня, столовая, спортивный и актовый залы.
Та же ситуация в гимназии № 1 им. С. М. Омарова, старейшей в городе. Рассчитана она на 960 детей, учится 2000. Накормить надо 830, столовая же на 150 мест.
«В новых школах есть хорошие типовые столовые. В этом году мы сделали ремонт нашей столовой, но оборудование старое. Вот приобрели жарочную печь, при этом уже два месяца ждем холодильное оборудование», – рассказывает директор гимназии Эмирмагомед Давудов.
Его девиз – «меньше формализма, больше качества». По такому принципу школа решает проблему меню: как «уместить» банан или апельсин в 61 рубль? Приходится балансировать: в один день тратят больше, в другой – меньше, в месяц выходят на выделенную сумму. В день нашего посещения детям предлагали пшеничную кашу, омлет, яблоко и чай с лимоном.
Помимо небольшой пропускной способности столовых есть проблема посерьезнее. После обеда на столах почти нетронутый салат, остались булочки, недоеденные котлеты. Понятно, отходы неизбежны. Но что они будут в таком количестве, для меня неожиданность. Мало того, что некоторые родители не разрешают детям есть в школе, так еще в семьях не развита культура питания: дети не приучены к кашам и овощам.
Марианна Останковская говорит: «Приходится воспитывать родителей. Это поколение 90-х годов, они сами не приверженцы здоровой пищи и детей своих не учат правильно питаться. Многие отправляют ребенка в школу без завтрака или, наоборот, зная расписание обеда в школе, не соотносят домашнее питание со школьным. В итоге ребенок не хочет есть или не может, если, например, у него диабет».
Как результат, образуется большое количество отходов. И их надо куда-то девать. Просто на помойку – преступно. Приходится искать выход из ситуации. Директор 14-й школы заключил договор с организацией, занимающейся утилизацией отходов. Его коллега из гимназии
№ 1 нашел животноводческое хозяйство: приезжает человек и в контейнерах всё забирает.
Однако вопрос в целом не решен. Представьте себе, сколько продуктов пришлось выбросить, когда в сентябре школы Махачкалы терроризировали звонками о минировании. А ведь есть те же животноводческие хозяйства, птицефабрики, в конце концов приюты для домашних животных, которые бедствуют и будут рады любой помощи.
Вместе с тем учащиеся старших классов, проводящие в школе полдня, остаются голодными. Торговать буфетной продукцией не разрешается, перекусить булочкой с молоком – неосуществимая мечта. Зато окрестным магазинчикам благодать. Продажи сухариков, чипсов и прочих «деликатесов» только растут. Парадокс: качественная еда пропадает, а дети питаются «химией»…
Возникает вопрос: насколько рационально организовано горячее питание для учащихся младших классов? Вот первоклассники находятся в школе максимум три с половиной часа, надо ли их кормить? Эмирмагомед Давудович – педагог с 42-летним учительским стажем (из них 38 – в должности директора). Считает, что всё это имеет смысл, если придумать другой алгоритм организации питания.
Скажем, по принципу «хочешь – бери и ешь, не хочешь – не бери и не ешь». А не как сейчас – бери в любом случае, а поесть или нет – дело десятое. И получается, деньги на ветер. Можно было бы поставить в школе автоматы с молоком, с водой, организовать буфетное питание для старших школьников и учителей. Словом, в этом деле необходим разумный подход.
«Если же кардинально решать проблему, то нужно создать одну специальную организацию, которая бы контролировала и организовывала этот процесс. Она готовит, развозит контейнеры с едой и увозит отходы. А школа решает свои учебно-воспитательные задачи», – считает директор махачкалинской гимназии № 1.
Марианна Останковская – мама троих детей, за то, чтобы питание было. «Есть малоимущие семьи, и для них это большая подмога. Но и родители должны научить своих детей правильному питанию, пересмотреть свое отношение к школьной столовой. Знаю, что руководству школ приходится работать с родителями: их приглашают, чтобы посмотрели, как готовится пища, попробовали, убедились в том, что школам можно доверять», – говорит она.
Мы побывали только в двух школах города. Тема эта не закрыта. Хотя одна из обозначенных проблем может найти решение в ближайшее время. По предложению регионального Управления Роспотребнадзора Правительство республики поручило главам муниципалитетов рассмотреть вопрос организации горячего питания для школьников 5–11-х классов за счет родительской платы.
«Дагестанская правда» будет следить за развитием ситуации.