X
08:01 06.07.2010

Высшая школа: цель — инновации

Дагестанский государственный университет - классическое образовательное учреждение, где приоритетам научной школы всегда отдавалось предпочтение. Здесь издавна существовали налаженные связи с академической наукой. А выпускники вуза пользовались спросом как в экономической сфере, так и по другим направлениям профилирующих специальностей. Что сегодня меняется в подходах к обучению студентов, какие системные изменения происходят в ведущем вузе республики, в интервью нашему корреспонденту рассказывает ректор ДГУ, профессор, доктор физико-математических наук Муртазали Рабаданов.

— Муртазали Хулатаевич, сегодня государство предъявляет к высшей школе особые требования. Насколько нынешний студент подготовлен к сложному обучению? И соответствует ли современным требованиям профессорско-преподавательский корпус ДГУ?

— Да, действительно, в современных условиях к вузам предъявляются высокие требования. Если ранее вузы могли успешно развиваться, концентрируя внимание в основном на рациональном использовании своего внутреннего потенциала, то в настоящее время назрела необходимость перехода вузов из режима функционирования в режим развития, поскольку современное общество стремительно развивается с приходом инновационных технологий. Именно поэтому Президентом РФ провозглашено инновационное развитие университетов и в этом направлении на федеральном уровне реализуется целый комплекс инновационных программ. В рамках инновационной стратегии вузы проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих рынков труда для дипломированных специалистов, контактов со своими стратегическими партнерами, определяя при этом их надежность и перспективу. Долгосрочные цели в инновационной стратегии определяются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде вуза. Таким образом, инновационная модель развития университета диктует необходимость глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза за счет повышения качества всех видов его деятельности. Главной задачей инновационного университета мы видим качественную подготовку инновационно ориентированных специалистов в приоритетных областях науки, техники и технологий на основе единого процесса распространения и применения новых знаний. Такая подготовка специалистов для инновационной экономики потребовала от нас формирования и дальнейшего развития инновационной инфраструктуры нашего вуза, а также соответствующей квалификации и культуры преподавателей.

На своем опыте мы убедились, что в современном университете качественное образование можно реализовать только на основе передовых достижений науки путем вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую работу. В этой связи созданы необходимые предпосылки, призванные в первую очередь стимулировать научную работу наших сотрудников и студентов. Внутри вуза задействованы восемь научно-образовательных центров: нанотехнологий, физики плазмы, экологии, биологии, права, истории Кавказа, экономики, языков и литератур народов Северного Кавказа, которые объединяют в себе как уже опытных специалистов в своих областях, так и молодых ученых, аспирантов и студентов.

Для стимулирования и, скажем так, встряски научного потенциала сотрудников и студентов ДГУ в университете осенью прошлого года запущены еще две программы. Первая программа включает стажировку наших сотрудников на курсах повышения квалификации в ведущих научных и научно-педагогических центрах страны. Вторая — приглашение ведущих ученых других регионов страны для чтения лекций, проведения семинаров и т.д. Все эти программы финансируются за счет собственных внебюджетных средств ДГУ и уже дают определенные положительные результаты.

Так, только по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы учеными ДГУ на конкурсной основе было выиграно 24 научных проекта, а два проекта стали победителями федеральных конкурсов среди научно-образовательных центров. Им придан статус федеральных НОЦ. Общий объем финансирования проектов только по этой федеральной целевой программе составил более 80 млн. рублей. Это гораздо больше, чем среди ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря о вузах северокавказского региона.

— Реструктуризация вузов создает основу для создания «кастовых» университетов. Начало этому положено. На географической карте России появляются федеральные научно-исследовательские образовательные учреждения, которые «растят» потенциальных ученых, способных ориентироваться в новых экономических отношениях. Каковы перспективы в обозримом будущем у ДГУ — классического университета?

— В современных условиях вузы работают в условиях острой конкуренции в борьбе за наиболее подготовленных абитуриентов. Сегодня, когда в стране на законодательном уровне осуществлен переход на ЕГЭ, не вузы отбирают себе будущих студентов, а уже сами абитуриенты выбирают вуз исходя из набранного ими количества баллов по результатам ЕГЭ. Естественно, каждый абитуриент выбирает для себя наиболее, с его точки зрения, престижный вуз. В таких условиях успех обеспечен только тем вузам, которые реализуют инновационные образовательные программы и обеспечивают должное качество образования и научных исследований. Одним из основных факторов, определяющих состояние и возможности качественной подготовки специалистов, являются техническая база и использование всего многообразия инновационных и информационных технологий в учебной и научной работе. В 1998 году ДГУ попал в число 33-х вузов России, поддержанных Фондом Сороса при создании Центра интернет. И с тех пор в ДГУ работает информационный центр, который является региональным узлом федеральной научно-образовательной сети.

Только за последний год мы достигли в области информатизации в вузе такого уровня, что можем использовать практически любые сетевые технологии для работы. Удвоили количество компьютеров, подключенных к корпоративной сети. Обновлена дополнительная техника, налажена видеоконференцсвязь по всему вузу с возможностью соединения с любым вузом, организацией, где есть соответствующее оборудование. Используя данную систему, ДГУ уже провел несколько интернет-конференций с участием вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. В ДГУ приняты целевые программы развития научных исследований, информатизации вуза на 2010-2013 гг., в которых четко определены работы и сроки их реализации, в структуре вуза появился новый Совет — Совет по информатизации, который призван обсуждать и принимать рекомендации по вопросам, связанным с внедрением и развитием новых технологий в ДГУ.

— Последнее посещение нашей республики Президентом РФ Д. Медведевым и встречи Полномочного представителя Президента РФ в СКФО А.Хлопонина с профессорско-преподавательским составом, студентами ведущих вузов республики свидетельствуют о том внимании, которое уделяется вопросам образования в нашем регионе. Насколько ДГУ ориентирован на местную специализацию? Существуют ли у вуза налаженные связи с производственной, научной «инфраструктурой» республики? Очевидно, что мы должны растить смену старшему поколению. Ведь уже сегодня республика испытывает кадровый голод во многих профессиональных сферах.

— Нарастающий дефицит кадров сегодня — очевидный тормоз для посткризисного роста и серьезная угроза для выполнения задачи модернизации национальной экономики. Нехватка компетентных специалистов в равной степени характерна для государственных органов управления, менеджмента корпоративного сектора, производственных подразделений ведущих компаний, да и самой системы образования и науки. Для нашего региона эта проблема стоит еще острее, поскольку у нас, к сожалению, нет крупных промышленных предприятий с инновационным циклом производства, ориентированных на выпуск конечной наукоемкой продукции. Даже если специалисты заканчивают высшие учебные заведения и приходят на производство, где находится старое оборудование, которое на 70 процентов себя исчерпало, то какую продукцию на современный высококонкурентный рынок может выдать такое предприятие? Поэтому наряду с подготовкой современных специалистов нам необходима еще модернизация всей инновационной инфраструктуры.

В ДГУ сегодня уделяется первостепенное внимание созданию сети стратегических партнеров университета из числа инновационных предприятий и учреждений республики. При формировании своих образовательных программ, в первую очередь магистерских программ, мы стараемся учитывать уже на стадии обучения студентов их возможное место для трудоустройства.

— Северо-Кавказский федеральный округ ориентирован на интеграцию региональных экономик внутри самого округа. И для этого необходимо готовить специалистов для отраслевых подразделений нашей республики, совместных производств с зарубежными партнерами из соседних республик. Существуют ли у ДГУ такие программы или они только планируются?

— ДГУ имеет тесные контакты со всеми регионами как из соседних республик, так и соседних государств. Только за последние три года нами подписано более 30 соглашений о научно-техническом содружестве с другими вузами и научными учреждениями. Так, с 27 мая по 2 июня этого года впервые в своей истории право принять в своих стенах Генеральную Ассамблею и Международные спортивные игры студентов университетов Прикаспийских государств получил Дагестанский государственный университет. Не ошибусь, если скажу, что XIV Генеральная Ассамблея и V Международные спортивные игры университетов Прикаспийских государств стали большим событием не только для Даггосуниверситета, но и для всей республики.

Для нас, принимающей стороны, принципиально важно было, чтобы Ассамблея и спортивные игры прошли на высоком уровне, с качественными итоговыми результатами. Думаю, мы справились с поставленной задачей — и сама Ассамблея, и спортивная часть прошли на хорошем организационном уровне. От наших гостей мы получили самые положительные отзывы, они поступают и сейчас. Я рад, что ДГУ смог достойно представить нашу республику для гостей из почти 20 вузов России, Азербайджана, Казахстана и Ирана.

— Какие контакты установлены ДГУ с российскими, зарубежными вузами по линии взаимообмена? Выезжают ли преподаватели, студенты ДГУ на стажировку в европейские университеты? Какие научные программы реализуются на паритетных началах?  

— Современный вуз не может жить и качественно работать, варясь, что называется, в собственном соку, без контактов с другими вузами и научными центрами. И такие контакты должны иметь практическую пользу, а не просто носить формат туристических поездок. Даггосуниверситет большое внимание уделяет вопросам академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников.

В университете запущена программа стратегических партнеров, в рамках которой в начале текущего года мы подписали соглашение о стратегическом партнерстве с Российским научным центром «Курчатовский институт». Кстати, соглашение такого формата ранее Курчатовский институт заключал лишь с Московским государственным университетом. Если раньше только студенты ДГУ ездили на стажировку в российские и иностранные вузы, то в прошлом году университет впервые принял большую группу египетских студентов у себя, а со студентами университета встречались представители германской службы академических обменов DAAD. У нас сложились прекрасные отношения с посольством Франции в Российской Федерации, по инициативе которого в ДГУ открыт Ресурсный центр французского языка, целый семестр в 2009 году французский язык у нас преподавал преподаватель из Бельгии Антуан Корбизье-Балан, а в сентябре планируется пригласить преподавателя, работавшего в качестве корреспондента в известной газете «Фигаро» Жана-Пьера Лёнотра. Все это должно положительно отразиться на учебной и научной работе наших студентов и сотрудников. Более того, это должно сказываться на открытости вуза для наших потенциальных партнеров.
 

Статьи из «Образование»

Учителя повысили квалификацию

3
В Историческом парке «Россия – моя история» состоялся I Съезд учителей информатики Республики Дагестан, приуроченный к 40-летию преподавания предмета в школе.

Прививка от стресса перед школой

4
Скоро 1 сентября, для первоклашек этот день – начало...

Готовимся к новым учебным программам

5
Мы писали об изменениях, которые ждут школьников и учителей в новом учебном году. Новости продолжают поступать, и газета...

Новый учебный год: вызовы и решения

3
Более 300 руководителей образовательных учреждений, педагогов, представителей республиканской и городской власти,...

Скоро за парту

5
Перед началом учебного года в Дагестане, как и по всей стране, проходит благотворительная...

Ключевые вопросы отрасли

20
Итоги прошлого учебного года, основные задачи и приоритеты на предстоящий цикл, новые...