Зачем нам ЕГЭ?
Вот уже долгие годы ЕГЭ с нами – сначала как эксперимент, а с 2009 года как обязательный даже для тех, кто не планировал после окончания школы продолжить обучение в вузе.
Споры вокруг введения единого тестирования не утихают до сих пор. Сторонники ЕГЭ выдвигают следующие аргументы: введение единого госэкзамена обеспечивает одинаковый уровень базовых знаний, с которыми выпускники покидают школу, а это помогает упорядочить учебный процесс по всей стране; единый государственный экзамен – это инструмент борьбы с коррупцией в школе и в вузе при поступлении абитуриентов, ведь результаты оценивает не преподаватель, а машина, которую невозможно подкупить; наконец, введение ЕГЭ облегчает поступление в вузы страны, теперь в престижное заведение могут пробиться даже школьники из регионов, что было почти невозможно раньше.
Но есть и другая точка зрения. Своим мнением делится Борис Абрамович Ханукаев (на снимке), заместитель директора по учебно-воспитательной работе Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей.
– Я не сторонник Единого государственного экзамена, считаю, что с введением ЕГЭ и ОГЭ наша система образования многое потеряла, – говорит он. – Классическое образование давало глубину знаний, их осознанность, тот фундамент, на основе которого человек дальше развивался в любом направлении. Понятно, что федеральные государственные образовательные стандарты определяют тот минимум знаний, который ученик должен получить на каждом этапе обучения в школе, и подстроены они под ОГЭ и ЕГЭ. И тут мы можем говорить всего лишь о поверхностном срезе знаний. Интересно, что тестирование первоначально было введено как альтернатива для детей, не способных самостоятельно свободно выразить свою мысль, а мы, к сожалению, взяли эту систему за основу нашего образования.
Но это преходящее явление, в последние годы ЕГЭ видоизменяется. Вот итоговое сочинение ввели, собеседование, потому что дети потеряли речь, разучились выражать свои мысли, да и мыслить тоже разучились.
– Мне повезло работать в лицее, у нас своя программа с углубленным изучением предметов, мы ориентируем своих учеников на участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Наши выпускники и ЕГЭ сдают успешно, а простое натаскивание на сдачу теста ничего не дает, – продолжает наш собеседник.
В 2015 году по инициативе Президента России на базе Олимпийского парка был создан образовательный центр поддержки одаренных детей в России «Сириус», где собираются ребята со всей страны, с ними работают талантливые педагоги.
– Не массовая школа дает наши результаты на международных олимпиадах, а школы с углубленным изучением предметов, лицеи, школы для одаренных детей. Благодаря таким образовательным учреждениям, как наш лицей, мы первые на международных олимпиадах в области математики, биологии, астрономии. Прообразы «Сириуса» есть во многих регионах. У нас в Дагестане по модели «Сириуса» образовательный центр выявления, поддержки и развития одаренных детей «Альтаир» откроется осенью этого года, – напомнил Борис Ханукаев.
ЕГЭ, по его мнению, отживет свое, придут другие образовательные принципы, которые будут стимулировать познавательные способности детей.
– Нам нужна не погоня за баллами, а хорошо выстроенная воспитательная система. И осознание этого, наконец, пришло в наше общество. Школа теперь не место предоставления услуг, а центр воспитания и образования. Без воспитания личности невозможно дать ей осознанное образование. Психологическая педагогика должна быть основой современного образования. Вот простой пример. Попросите школьников запомнить 10 слов и сообщите, что проверите их через 10 минут. Дети запоминают 3–4 слова из 10. А если сказать, что вы спросите их через полгода, но проверить через те же 10 минут, то очень многие воспроизведут все 10 слов или близко к тому. То есть мозг человека эффективно работает на дальнюю перспективу. Если коротко, то вот моя позиция: школа призвана просвещать, а не просто давать определенные знания. И я уверен, что мы к этому придем, – подытожил педагог.