X
10:38 31.03.2022

Зачем нам ЕГЭ?

Марина Ахмедханова
Выпуск - 2022 №№65-66
42

Вот уже долгие годы ЕГЭ с нами – сначала как эксперимент, а с 2009 года как обязательный даже для тех, кто не планировал после окончания школы продолжить обу­чение в вузе.

Споры вокруг введения единого тестирования не утихают до сих пор. Сторонники ЕГЭ выдвигают следующие аргументы: введение единого госэкзамена обеспечивает одинаковый уровень базовых знаний, с которыми выпускники покидают школу, а это помогает упорядочить учебный процесс по всей стране; единый государственный экзамен – это инструмент борьбы с коррупцией в школе и в вузе при поступлении абитуриентов, ведь результаты оценивает не преподаватель, а машина, которую невозможно подкупить; наконец, введение ЕГЭ облегчает поступление в вузы страны, теперь в престижное заведение могут пробиться даже школьники из регионов, что было почти невозможно раньше.

Но есть и другая точка зрения. Своим мнением делится Борис Абрамович Ханукаев (на снимке), заместитель директора по учебно-воспитательной работе Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей.

– Я не сторонник Единого государственного экзамена, считаю, что с введением ЕГЭ и ОГЭ наша система образования многое потеряла, – говорит он. – Классическое образование давало глубину знаний, их осознанность, тот фундамент, на основе которого человек дальше развивался в любом направлении. Понятно, что федеральные государственные образовательные стандарты определяют тот минимум знаний, который ученик должен получить на каждом этапе обучения в школе, и подстроены они под ОГЭ и ЕГЭ. И тут мы можем говорить всего лишь о поверхностном срезе знаний. Интересно, что тестирование первоначально было введено как альтернатива для детей, не способных самостоятельно свободно выразить свою мысль, а мы, к сожалению, взяли эту систему за основу нашего образования.

Но это преходящее явление, в последние годы ЕГЭ видоизменяется. Вот итоговое сочинение ввели, собеседование, потому что дети потеряли речь, разучились выражать свои мысли, да и мыслить тоже разучились.

– Мне повезло работать в лицее, у нас своя программа с углубленным изучением предметов, мы ориентируем своих учеников на участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Наши выпускники и ЕГЭ сдают успешно, а простое натаскивание на сдачу теста ничего не дает, – продолжает наш собеседник.

В 2015 году по инициативе Президента России на базе Олимпийского парка был создан образовательный центр поддержки одаренных детей в России «Сириус», где собираются ребята со всей страны, с ними работают талантливые педагоги.

– Не массовая школа дает наши результаты на международных олимпиадах, а школы с углубленным изу­чением предметов, лицеи, школы для одаренных детей. Благодаря таким образовательным учреждениям, как наш лицей, мы первые на международных олимпиадах в области математики, биологии, астрономии. Прообразы «Сириуса» есть во многих регионах. У нас в Дагестане по модели «Сириуса» образовательный центр выявления, поддержки и развития одаренных детей «Альтаир» откроется осенью этого года, – напомнил Борис Ханукаев.

ЕГЭ, по его мнению, отживет свое, придут другие образовательные принципы, которые будут стимулировать познавательные способности детей.

– Нам нужна не погоня за баллами, а хорошо выстроенная воспитательная система. И осознание этого, наконец, пришло в наше общество. Школа теперь не место предоставления услуг, а центр воспитания и образования. Без воспитания личности невозможно дать ей осознанное образование. Психологическая педагогика должна быть основой современного образования. Вот простой пример. Попросите школьников запомнить 10 слов и сообщите, что проверите их через 10 минут. Дети запоминают 3–4 слова из 10. А если сказать, что вы спросите их через полгода, но проверить через те же 10 минут, то очень многие воспроизведут все 10 слов или близко к тому. То есть мозг человека эффективно работает на дальнюю перспективу. Если коротко, то вот моя позиция: школа призвана просвещать, а не просто давать определенные знания. И я уверен, что мы к этому придем, – подытожил педагог.

Тэги:
ЕГЭ,

Похожие

ЕГЭ без страха

5
Помните, как вы готовились к экзаменам? Все по-разному. Автор этих строк – планомерно и...

Проще – это лучше?

20
Для небольшой части учащихся страны праздник – принят закон о проведении эксперимента, по...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

31
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

ЕГЭ на 100 баллов? Легко!

118
У многих школьников слово «ЕГЭ» вызывает тревогу, страх. Всё потому, что данный этап кажется...

«Неуд» – не катастрофа

69
Завершился основной период сдачи ЕГЭ. Остались позади экзамены, волнения и выпускные вечера.

Экзамены, определяющие будущее

22
В Дагестане 23 мая стартовал основной период сдачи Единого...

ЕГЭ для родителей

13
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

31
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Статьи из «Образование»

Тревожная реальность

19
Проблема кадрового голода в образовательной сфере – общероссийская тенденция. Почетный...

Как учиться дома

16
Начинала писать эту колонку с твёрдым убеждением, что детям в современной школе просто не выжить – так часто и много говорят о возрасте, почти непосильной...

Раньше тут был пустырь

27
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Рывок в системе образования

19
Некоторые источники утверждают, что известное выражение «войны выигрывают не генералы, а...

И в этом вся физика…

155
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

15
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

19
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

245
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

289
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...