Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 04 июня, Вс

Махачкала

Weather Icon

Зарплата учителя и качество образования

A- A+

В Министерстве образования и науки РД состоялась пресс-конференция, посвященная введению в республике новой системы оплаты труда. Отвечали на интересующие журналистов вопросы министр образования и науки РД А.Гасанов, замминистра образования и науки РД А.Османов, начальник управления экономики МОН РД С.Амаршаева.

А.Гасанов рассказал представителям СМИ об изменениях, происходящих в системе образования. Министр напомнил, что в соответствии с Поручением Президента РД  и приказом «О проведении эксперимента по введению новой системы оплаты труда в отдельных государственных образовательных учреждениях РД» Министерством образования и науки РД был утвержден перечень государственных образовательных учреждений, предлагаемых к переводу на НСОТ. Среди них  десять общеобразовательных школ, МОУ «Гимназия № 13», три школы-интерната, два учреждения среднего профессионального образования и два учреждения начального профессионального образования.

С начала апреля 2009 г. Министерство образования и науки РД приступило к проведению эксперимента. Были организованы рабочие совещания с директорами и бухгалтерами государственных образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по переводу на НСОТ для проведения перерасчета тарификационных списков ,штатных расписаний и начисления заработной платы с учетом новых условий оплаты труда. Совместно с Минфином РД определены лимиты средств, необходимых для проведения эксперимента, исходя из возможностей республиканского бюджета.

Дополнительный объем средств для проведения эксперимента по внедрению НСОТ для образовательных госучреждений был определен в размере 9458,5 тыс.руб., для МОУ «Гимназия № 13 г.Махачкалы» в размере 1844,5 тыс.рублей до первого сентября 2009г. Министр подчеркнул, что, согласно разработанной методике, заработная плата работников образовательных учреждений складывается из двух частей: тарифная (базовая) и надтарифная (стимулирующая). Тарифная (базовая) часть состоит из ставки заработной платы (должностного оклада), компенсационных выплат и зависит от уровня образования работника, стажа, специфики работы, количества фактически отработанных часов и условий труда, в том числе сверхвыработанных. А должностные оклады работников образовательных учреждений определены по профессиональным квалификационным группам должностей, принятым Минздравсоцразвития РФ. Надтарифная часть имеет стимулирующий характер и должна быть увязана с показателями качества работы. И это, обратил внимание А.Гасанов, ключевой момент в новой системе оплаты труда и главное отличие от единой тарифной ставки, где независимо от того, хорошо работал учитель или плохо, он получал одну и ту же заработную плату и где  стимулирующих выплат не было. Таким образом, отметил А.Гасанов, ставка заработной платы учителей, на основании которой определяется базовая часть заработной платы, включает в себя должностной оклад и повышающие коэффициенты: за уровень образования, стаж, категорию, работу в сельской местности и специфику образовательного учреждения.

Министр также подтвердил, что новая система оплаты труда подразумевает, что все виды и размеры надбавок стимулирующей части за качество образования и премирование работников образовательных учреждений определяет само образовательное учреждение, при этом в первую очередь учитывается мнение родительского комитета, коллектива учреждения, выборного профсоюзного органа работников образовательного учреждения. – То есть, — подчеркнул министр, — мы попытались максимально увеличить роль коллектива образовательного учреждения в распределении стимулирующих выплат, чтобы исключить кривотолки и недовольство педагогов, элементы «родственности» и кумовства, зависящие порой от директора образовательного учреждения.

На основании сложившегося опыта Минобрнауки РД разработало Примерное положение о выплатах стимулирующего характера за качество работы работникам образовательных учреждений, которое вступает в законную силу с 1 сентября 2009г. Дополнительно А.Гасанов сообщил, что эксперимент по введению НСОТ проводится совместно с Контрольно-финансовым управлением Президента РД. Были проведены тщательный анализ ситуации и анкетирование работников образовательных учреждений. Результат показал, что распределение, стимулирующее выплаты за качество работы, проходило строго с учетом уровня и нагрузки каждого педагога. Составлены протоколы и утверждены приказы образовательных учреждений о стимулировании конкретных работников образовательных учреждений. Ни в одном из образовательных учреждений,  участвующих в эксперименте, не было случаев уменьшения заработной платы, по сравнению с предыдущим месяцем. Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного педагогического работника – учителя в госучреждениях, переведенных на НСОТ, увеличилась в среднем более чем на 20%,  для молодых специалистов- на 40%.

– Проведение мониторинга подтвердило, — отметил в своем выступлении замминистра МОН РД  А.Османов, — что около 90% опрошенных полностью или частично удовлетворены новой системой оплаты труда. Более 70% считают, что НСОТ направлено на повышение эффективности педагогического труда. Такое же количество опрошенных положительно ответило на вопросы: «Оценены ли всеми личные достижения в преподаваниях учебной дисциплины, во внеклассной работе по предмету, классном руководстве?. Это свидетельство того, подчеркнул А.Османов,- что мы движемся в правильном направлении. — Пока говорить о результатах рано. Но два месяца реализации эксперимента, — отметил далее А.Гасанов, позволят нам на основе первого опыта и анализа в дальнейшем строить работу с учетом возникающих в процессе перехода на новую систему оплаты труда изменений и вносить соответствующие коррективы ,чтобы  принять на республиканском уровне нормативный документ, утверждающий положение о НСОТ, и приступить к введению новых условий оплаты труда по республике в целом. Министр еще раз напомнил, что базовая зарплата педагогов ни при каких обстоятельствах не будет сокращена. Но лучшие из них получат стимулирующие надбавки. Это должно стать стимулом в повышении эффективности педагогического труда.

С.Амаршаева проинформировала СМИ, что НСОТ на федеральном уровне был принят с 1 декабря 2008 года и введен не во всех регионах. Дагестан в числе первых апробировал новую систему оплаты труда. В ходе эксперимента возникло немало проблем, был проведен мониторинг, установлены правила и разработаны критерии новой системы оплаты труда с учетом не только аудиторной занятости, но и включая все то время, которое педагог тратит на образовательный процесс. У журналистов возник вопрос к министру, — каким принципом руководствовалась разработанная НСОТ при определении профессиональной квалификации? – Они были распределены по профессиональным группам, позволяющим установить  квалификационный уровень тех, кто может претендовать на стимулирующую зарплату.  Люди сразу почувствовали преимущества новой системы, — отметил А.Гасанов. – Это позволило повысить мотивацию на качество образования в общеобразовательных учреждениях.

У СМИ возникли опасения, что сельские педагоги могут быть ущемлены. — Я бы еще раз хотел напомнить, — подчеркнул министр, — что все предусмотренные для этой категории педагогов надбавки сохраняются, и речь идет о стимулирующей части. Интересовало журналистов и то, как будет действовать НСОТ после вступления в штатный режим. –

Утверждены локальные, нормативные акты о переходе на НСОТ, — сказал министр, — тарификационные списки и штатные расписания на основании положения о НСОТ. В целом коллективы школ владеют полной информацией о результатах начисления заработной платы стимулирующего характера. Министр особо подчеркнул, что Министерство образования и науки РД  максимально увеличило роль коллектива образовательного учреждения в распределении стимулирующих выплат и самое главное — обеспечило абсолютную прозрачность и объективность при разработке НСОТ. – Наша республика – дотационный регион. И несмотря на это, Президент, Правительство РД нашли возможным изыскать средства из республиканского бюджета на введение новой системы оплаты труда. И важно строить образовательный процесс с учетом повышения качества обучения. Ведь речь идет о будущем Дагестана.
 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»