Купить PDF-версию
18:22 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
07:06 25.06.2009

Зарплата учителя и качество образования

В Министерстве образования и науки РД состоялась пресс-конференция, посвященная введению в республике новой системы оплаты труда. Отвечали на интересующие журналистов вопросы министр образования и науки РД А.Гасанов, замминистра образования и науки РД А.Османов, начальник управления экономики МОН РД С.Амаршаева.

А.Гасанов рассказал представителям СМИ об изменениях, происходящих в системе образования. Министр напомнил, что в соответствии с Поручением Президента РД  и приказом «О проведении эксперимента по введению новой системы оплаты труда в отдельных государственных образовательных учреждениях РД» Министерством образования и науки РД был утвержден перечень государственных образовательных учреждений, предлагаемых к переводу на НСОТ. Среди них  десять общеобразовательных школ, МОУ «Гимназия № 13», три школы-интерната, два учреждения среднего профессионального образования и два учреждения начального профессионального образования.

С начала апреля 2009 г. Министерство образования и науки РД приступило к проведению эксперимента. Были организованы рабочие совещания с директорами и бухгалтерами государственных образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по переводу на НСОТ для проведения перерасчета тарификационных списков ,штатных расписаний и начисления заработной платы с учетом новых условий оплаты труда. Совместно с Минфином РД определены лимиты средств, необходимых для проведения эксперимента, исходя из возможностей республиканского бюджета.

Дополнительный объем средств для проведения эксперимента по внедрению НСОТ для образовательных госучреждений был определен в размере 9458,5 тыс.руб., для МОУ «Гимназия № 13 г.Махачкалы» в размере 1844,5 тыс.рублей до первого сентября 2009г. Министр подчеркнул, что, согласно разработанной методике, заработная плата работников образовательных учреждений складывается из двух частей: тарифная (базовая) и надтарифная (стимулирующая). Тарифная (базовая) часть состоит из ставки заработной платы (должностного оклада), компенсационных выплат и зависит от уровня образования работника, стажа, специфики работы, количества фактически отработанных часов и условий труда, в том числе сверхвыработанных. А должностные оклады работников образовательных учреждений определены по профессиональным квалификационным группам должностей, принятым Минздравсоцразвития РФ. Надтарифная часть имеет стимулирующий характер и должна быть увязана с показателями качества работы. И это, обратил внимание А.Гасанов, ключевой момент в новой системе оплаты труда и главное отличие от единой тарифной ставки, где независимо от того, хорошо работал учитель или плохо, он получал одну и ту же заработную плату и где  стимулирующих выплат не было. Таким образом, отметил А.Гасанов, ставка заработной платы учителей, на основании которой определяется базовая часть заработной платы, включает в себя должностной оклад и повышающие коэффициенты: за уровень образования, стаж, категорию, работу в сельской местности и специфику образовательного учреждения.

Министр также подтвердил, что новая система оплаты труда подразумевает, что все виды и размеры надбавок стимулирующей части за качество образования и премирование работников образовательных учреждений определяет само образовательное учреждение, при этом в первую очередь учитывается мнение родительского комитета, коллектива учреждения, выборного профсоюзного органа работников образовательного учреждения. – То есть, — подчеркнул министр, — мы попытались максимально увеличить роль коллектива образовательного учреждения в распределении стимулирующих выплат, чтобы исключить кривотолки и недовольство педагогов, элементы «родственности» и кумовства, зависящие порой от директора образовательного учреждения.

На основании сложившегося опыта Минобрнауки РД разработало Примерное положение о выплатах стимулирующего характера за качество работы работникам образовательных учреждений, которое вступает в законную силу с 1 сентября 2009г. Дополнительно А.Гасанов сообщил, что эксперимент по введению НСОТ проводится совместно с Контрольно-финансовым управлением Президента РД. Были проведены тщательный анализ ситуации и анкетирование работников образовательных учреждений. Результат показал, что распределение, стимулирующее выплаты за качество работы, проходило строго с учетом уровня и нагрузки каждого педагога. Составлены протоколы и утверждены приказы образовательных учреждений о стимулировании конкретных работников образовательных учреждений. Ни в одном из образовательных учреждений,  участвующих в эксперименте, не было случаев уменьшения заработной платы, по сравнению с предыдущим месяцем. Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного педагогического работника – учителя в госучреждениях, переведенных на НСОТ, увеличилась в среднем более чем на 20%,  для молодых специалистов- на 40%.

– Проведение мониторинга подтвердило, — отметил в своем выступлении замминистра МОН РД  А.Османов, — что около 90% опрошенных полностью или частично удовлетворены новой системой оплаты труда. Более 70% считают, что НСОТ направлено на повышение эффективности педагогического труда. Такое же количество опрошенных положительно ответило на вопросы: «Оценены ли всеми личные достижения в преподаваниях учебной дисциплины, во внеклассной работе по предмету, классном руководстве?. Это свидетельство того, подчеркнул А.Османов,- что мы движемся в правильном направлении. — Пока говорить о результатах рано. Но два месяца реализации эксперимента, — отметил далее А.Гасанов, позволят нам на основе первого опыта и анализа в дальнейшем строить работу с учетом возникающих в процессе перехода на новую систему оплаты труда изменений и вносить соответствующие коррективы ,чтобы  принять на республиканском уровне нормативный документ, утверждающий положение о НСОТ, и приступить к введению новых условий оплаты труда по республике в целом. Министр еще раз напомнил, что базовая зарплата педагогов ни при каких обстоятельствах не будет сокращена. Но лучшие из них получат стимулирующие надбавки. Это должно стать стимулом в повышении эффективности педагогического труда.

С.Амаршаева проинформировала СМИ, что НСОТ на федеральном уровне был принят с 1 декабря 2008 года и введен не во всех регионах. Дагестан в числе первых апробировал новую систему оплаты труда. В ходе эксперимента возникло немало проблем, был проведен мониторинг, установлены правила и разработаны критерии новой системы оплаты труда с учетом не только аудиторной занятости, но и включая все то время, которое педагог тратит на образовательный процесс. У журналистов возник вопрос к министру, — каким принципом руководствовалась разработанная НСОТ при определении профессиональной квалификации? – Они были распределены по профессиональным группам, позволяющим установить  квалификационный уровень тех, кто может претендовать на стимулирующую зарплату.  Люди сразу почувствовали преимущества новой системы, — отметил А.Гасанов. – Это позволило повысить мотивацию на качество образования в общеобразовательных учреждениях.

У СМИ возникли опасения, что сельские педагоги могут быть ущемлены. — Я бы еще раз хотел напомнить, — подчеркнул министр, — что все предусмотренные для этой категории педагогов надбавки сохраняются, и речь идет о стимулирующей части. Интересовало журналистов и то, как будет действовать НСОТ после вступления в штатный режим. –

Утверждены локальные, нормативные акты о переходе на НСОТ, — сказал министр, — тарификационные списки и штатные расписания на основании положения о НСОТ. В целом коллективы школ владеют полной информацией о результатах начисления заработной платы стимулирующего характера. Министр особо подчеркнул, что Министерство образования и науки РД  максимально увеличило роль коллектива образовательного учреждения в распределении стимулирующих выплат и самое главное — обеспечило абсолютную прозрачность и объективность при разработке НСОТ. – Наша республика – дотационный регион. И несмотря на это, Президент, Правительство РД нашли возможным изыскать средства из республиканского бюджета на введение новой системы оплаты труда. И важно строить образовательный процесс с учетом повышения качества обучения. Ведь речь идет о будущем Дагестана.
 

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

42
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

17
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...