Потреблять с умом
Организация союза потребителей объявила этот год годом «устойчивого» или «рационального» потребления. О том, что скрывается за этим термином, мы беседуем с вице-президентом общественного объединения «Комитет защиты прав потребителей Республики Дагестан» Али Алиевым.
– Рациональным называют такое потребление, которое не несет угрозы для его сохранения в будущем, в том числе для следующих поколений. А противостоять таким угрозам может только рациональный потребитель, сознающий их и учитывающий в своем поведении.
– Почему именно сейчас важно говорить о такой модели потребительского поведения?
– Годовое потребление ресурсов планеты непрерывно растет. Их объем, которого в 1969 году человечеству хватило на год, через 50 лет был использован уже за полгода. Соответственно растет и объем отходов, в огромной своей части попадающих в природную среду и подрывающих ее устойчивость.
По данным продовольственной сельскохозяйственной организации ООН, сейчас каждый год около трети всего производимого продовольствия – 1,3 млрд тонн стоимостью около 1 трлн долларов – оказывается в мусорных контейнерах или портится из-за плохо организованного сбора урожая, транспортировки и хранения. Потребители могут сыграть важную роль в изменении этой модели, если будут избегать чрезмерного потребления и предпочитать продукцию «циркулярной» экономики, когда отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются.
Глобальный эффект от достижения такой цели оценивается не менее чем в полтриллиона долларов. Это особенно актуально во время и сразу после глобальных кризисных явлений, подобных вирусной пандемии, с которой сейчас столкнулся мир.
— Мы говорим об ответственности потребителей. Но ведь немало зависит и от производителей товаров и торговцев. Не секрет, что они мало озабочены вопросами сохранения продукции и пытаются переложить убытки на покупателей, прибегая к различным уловкам, чтобы «впарить» им просрочку или испорченный товар…
– Действительно, производителям выгодно не отбраковывать некондиционную продукцию, переводя ее в свои потери, а поставлять торговым организациям, которым в свою очередь выгодно, даже обнаружив ненадлежащее качество, реализовать ее потребителям. Не проданную в срок продукцию выгодно возвратить поставщику или продать потребителю, перемаркировав срок годности. Возвращенные поставщику просроченные продукты выгодно не утилизировать, а использовать в производстве новых партий продукции. Какие-то из этих действий противозаконны, другие не нарушают законодательных норм, но все они очевидно неэтичны по отношению к потребителям, которые в конечном счете оплачивают все потери изготовителей и продавцов, в том числе и своим здоровьем.
– Апелляция к этике уместна, но все же предприниматели в первую очередь руководствуются понятиями выгоды. Есть ли какие-то действенные способы снизить риски, связанные с возможной порчей товаров?
– В 2018 году Государственной Думой был принят закон, запрещающий торговым организациям возвращать поставщикам продовольственные товары, не реализованные в течение срока годности. При его обсуждении отмечалось, что предотвратить уничтожение продуктов вследствие исчерпания сроков их пригодности возможно прежде всего за счет улучшения планирования поставок, более эффективного контроля сроков реализации товаров, выставленных в торговых залах, с целью оперативного снижения цен. Это позволит стимулировать рост продаж партий товаров, не имеющих перспективы быть полностью проданными до окончания срока их годности.
Также разумно своевременно использовать остатки товарных партий в благотворительных целях. Предприятия-изготовители могли бы передавать благотворительным организациям готовую продукцию, не востребованную торговыми организациями.
Для успешного продвижения продовольственного бизнеса по всем этим направлениям следовало бы провести системный анализ продовольственных потерь на каждом этапе цепочки поставок от поля до прилавка и определяющих их факторов. По результатам такого анализа можно разработать программу снижения общего объема продовольственных потерь, организовать совместную работу союзов торговых сетей с союзами поставщиков продовольственной продукции по созданию моделей оптимизации поставок, внести в соответствующие технические регламенты дополнения, позволяющие унифицировать маркировку сроков годности и обеспечить ее машиночитаемость. Это существенно облегчит контроль за остаточными сроками реализации товаров в торговых залах и повысит его надежность.
Кроме того, считаем необходимым рассмотреть возможность и целесообразность включения срока годности в состав информации, содержащейся в контрольно-идентификационном знаке (КИЗ), которым маркируется продовольственная продукция. Полезной мерой стало бы также внесение в налоговое законодательство изменений, освобождающих организацию, уценившую или безвозмездно направившую на благотворительные цели часть принадлежащих ей товаров с приближающимся сроком годности, от обложения налогом на прибыль и НДС от ее реализации по вмененным налоговым органом среднерыночным ценам.
– Как наиболее эффективно донести до наших граждан мысль о рациональном потреблении?
– Мы считаем, что ключевую роль в продвижении этих ценностей и принципов в сознание и повседневную практику потребителей должна играть школа, где следует учить основам семейной экономики, товароведения, ресурсосбережения, «бережного производства», «зеленого» домостроения и домашнего хозяйства.
Союз потребителей регулярно призывает граждан к ответственному потреблению, напоминая, что качество их жизни определяется качеством не только товаров и услуг на рынке, но и их собственных потребностей.