Балхар
Лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Административный центр Балхарского сельского поселения. Известный центр народной художественной керамики.
Жители села Балхар являются лакцами по национальности, мусульманами-суннитами по вероисповеданию. В 1886 году население его составляло 1424 человека.
Балхар известен как старинный центр народного керамического художества. Местные мастера специализируются на изготовлении кувшинов, кружек, мисок и других сосудов, украшенных преимущественно белой тонкой росписью (штриховка, точки, розетки, волнистые линии, спирали). Также в Балхаре ткут паласы и изготавливают детские игрушки.
Балхар расположен в нагорной части Дагестана в 13 километрах от районного центра – селения Акуша, которое располагается в котловине между двумя большими горными вершинами.
В Балхаре живёт легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь. Когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкуччи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.
Балхар – крупнейший центр художественной орнаментированной керамики в общекавказском масштабе. Керамика Балхара глубоко связывается с чисто местной традицией, не уводит ни к каким дальнейшим заимствованиям и обнаруживает следы своего древнего происхождения.
Орнамент балхарских изделий – творчество кисти многочисленных мастериц – богат вариациями, но при своем разнообразии держит единство стиля.
Каждая мастерица может внести (и вносит) в разрисовку кувшина нечто своё, собственное, индивидуальное, не нарушая, однако, какого-то общего, прочно сложившегося канона, присущего искусству Балхара.
Работами по выделке керамики здесь занимаются женщины, а мужчины исстари заготавливают хворост для обжига и торгуют готовой посудой. Прикосновение к гончарной глине до революции считалось для мужчины большим позором. В этом отношении Балхар отличается от Сулевкента, где за гончарный круг садились только мужчины.