А вы знали об этом?
Нам, взрослым, есть чему поучиться у них! Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру.
Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: «Тот из вас, кто первым добежит до дерева, удостоится всех сладких фруктов».
Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все ДРУЖНО сидели и наслаждались вкусными фруктами.
Поражённый антрополог спросил у детей: «Почему вы побежали все вместе? Ведь каждый из вас мог насладиться фруктами лично для себя!»
На что дети ответили: «Обонато!». Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные?
«Обонато!» на их языке означает: «Я существую, потому что мы существуем!».
Убунту — это африканское этическое учение, своего рода гуманистическая философия, опирающаяся на доверие людей и их взаимосвязи. Некоторые считают убунту коренной африканской философией и мировоззрением, другие же полагают, что основные принципы убунту были сформулированы лишь в последнее время.
Различия во мнениях связаны с тем, что философские учения и религиозные взгляды африканских племен до сих пор недостаточно изучены.
Как говорят исследователи, «большинство учений скорее устные, чем письменные, их проживают, а не рассказывают о них в прессе».
Отсутствие каких-либо письменных источников существенно осложняет изучение убунту, но нисколько не умаляет сам феномен. Попробуем по крупицам собрать то, что известно об убунту сегодня.
Слово «убунту» пришло из африканских языков зулу и коса и может быть примерно переведено как «человечность по отношению к другим» и «вера во вселенскую силу участия, объединяющую все человечество».
Аналогичные термины есть во многих африканских диалектах; они также означают великодушие, вежливость и человечность по отношению к другим. Считается, что понятию «убунту» очень сложно найти эквивалент в западных языках.
Когда в Африке нужно дать высокую оценку кому-то, можно просто сказать: «Yu u nobuntu» – «Такой-то человек имеет убунту». Это будет означать, что он щедр, гостеприимен, дружелюбен, полон заботы и сострадания. И делится тем, что у него есть.
…Вот эти строки есть результат моих размышлений по поводу поступка этих смышленых малышей.
Воистину нам, взрослым, есть чему поучиться у них!
С чистыми помыслами Умар Якиев, журналист
«Обонато», друзья, обонато!
«Обонато», друзья, обонато!
А иначе зачем — то и жить?
Мне чужого, коллеги, не надо,
Нашей дружбой хочу дорожить!
Друг без друга пылинка мы в поле,
Иль песчинка в степи на ветру.
Потому-то обидно до боли,
Коль не ценим друг друга в миру!
Хоть твердят, мол, один в поле воин,
Мне надежней, коль рядом есть друг.
Коли дружбы он нашей достоин,
С ним продолжу по жизни свой путь!
Радость с ним разделю и беду я,
Корку хлеба. И воду, и соль.
Чтобы жить я сумел, негодуя,
Когда грусть одолеет и боль.
Что «идущий осилит дорогу»,
Не забыл эту истину я.
Потому-то к чужому порогу
Мне случалось идти иногда.
И меня принимали как гостя
Дорогого, от чистой души.
Поднимали за дружбу мы тосты,
И до утренней самой зари!
Ведь «дороги, мосты нас сближают»,
«Обонато» – всему голова!
Что «не Боги горшки обжигают»,
Забывать нам об этом нельзя!
Потому-то, друзья, «обонато»,
Мы иначе уже пропадем.
Ничего мне чужого не надо,
Дружбы нити свои сбережем!
г. Хасавюрт