X
08:18 01.04.2021

Абдулкадыр Дагестани – духовный деятель Ирана

Патимат Алибекова, ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН
Выпуск - 2021 №№ 67-68
719

В Иране в 2001 г. тиражом в 2 тысячи экземпляров вышла книга известного писателя исламской республики Хади Хормали «Дагестанские мухаджиры» о нашем соотечественнике Абдулкадыре из селения Нижнее Мулебки Сергокалинского района и его братьях.

В основу книги положены факты из реальной жизни Абдулкадыра-ахунда Дагестани (1900–1962).

Детство и юность Абдулкадыр с братьями провел в родном селении Нижнее Мулебки, он с малолетства проявлял незаурядные способности к изучению наук. Учился ускоренными темпами, за 15 дней одолел «Мулла Джами» – грамматику арабского языка «ал-Фава’ ид ад-Дийа’ ийа» выдающегося ученого и поэта Абдурахмана Джами. В 18 лет он, изучив все труды по фикху, блистал на поприще преподавательской деятельности, разрешал судебные дела.

С победой Октябрьской революции началась борьба с духовенством, которая заключалась в отделении церкви от государства, антирелигиозной агитации, гонениях на религиозных деятелей, закрытии учебных заведений и разрушении церквей и мечетей. В родном селении Абдулкадыра начались аресты алимов, конфискация имущества и уничтожение библиотек. Односельчанин предупредил Абдулкадыра, который к этому времени имел известность ученого-богослова, знатока исламского права, что его имя значится в расстрельном списке НКВД.

Абдулкадыр с братьями решили покинуть родные места и отправиться в Мекку. С большими трудностями, передвигаясь ночами, они добрались до границы Турк­мении. Их мысль была продолжить путь до Хивы и Бухары – городов науки и духовного образования. Туркмены проявили к ним гостеприимство, отговорили ехать в Хиву и Бухару, т.к. это опасно, облавы на духовенство происходили и там, предложили отправиться в Иран, в приграничные районы, где проживают туркменские общества. Так они и поступили. Они прибыли в Иран 5 октября 1929 г., Абдулкадыр с братьями вскоре выучили туркменский язык и говорили на нем свободно. Туркмены с большим уважением относились к Абдулкадыру, его авторитет рос с каждым днем. Как знаток мусульманской юриспруденции, он решал споры и судебные тяжбы. Мысль о Мекке не покидала Абдулкадыра, однако туркмены не хотели отпускать его, говорили, что они нуждаются в таком ученом, как Абдулкадыр. Они создали все условия для его преподавательской деятельности. Говорили, что Абдулкадыр может только одну фразу «Би исми-л-Лахи-р-рахмани-р-рахим» толковать часами. Они считали божьим даром появление Абдулкадыра среди них.

Абдулкадыр принимал активное участие в общественной жизни страны. Первая туркменская газета «Союз туркменов» выпускалась при его содействии в 1953 г. Абдулкадыр не переставал работать ни на один день, на его проповеди собирались туркмены со всех окрестностей

Абдулкадыр собрал местных ребят и вел занятия по арабским дисциплинам. Вскоре стало известно о школе Абдулкадыра, из разных сел потянулись к нему на учебу дети. Старосты селений стали опасаться, что Абдулкадыр уйдет от них, и, посовещавшись, решили женить братьев на местных девушках, тем самым привязать их к своему краю. Сосватали за них видных девушек окрестных селений и сыграли несколько свадеб. Абдулкадыр с целью распространения образования построил в разных селениях школы, где преподавали впоследствии его ученики.

Абдулкадыр продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Он был хорошо знаком с богословскими трудами известного накшбандийского шейха Алааддина ибн Умар Зийауддина Накшбанди. Его огромным желанием было встретиться с ним. Встреча двух ученых состоялась, Алааддин Накшбанди предрек ему достижения высшей степени на пути суфизма. Абдулкадыр поделился с ним намерением отправиться в Мекку. Шейх сказал: «Тебе нужно вернуться, потому что ты будешь среди туркменов моим наместником». Шейх Алааддин Накшбанди видел в нем истинного мусульманина, посвятившего свою жизнь исламу и способного принести безграничное благо своим богослужением.

Слава о дагестанских мухаджирах распространилась по всему Туркмансахра и за его пределами. Абдулкадыр открыл школы не только в Гёклене и Йамуте, но и в селениях Бандар-е Торкман и Гонбад-е Кавус.

В 1950 г. он основал учебный комплекс для учеников всей округи. После этого эта местность стала известна под названием Голидаг («Горная роза»). Он сам принимал участие в строительстве. Следующим шагом его планов по улучшению жизни туркменов было строительство дороги, соединяющей села между собой. Дорога была построена совместными усилиями жителей туркменских селений.

Абдулкадыр принимал активное участие в общественной жизни страны. Первая туркменская газета «Союз туркменов», выпускалась при его содействии в 1953 году. Абдулкадыр не переставал работать ни на один день, на его проповеди собирались туркмены со всех окрестностей.

Умер он в 1962 г. в возрасте 62 лет.

И сегодня иранские туркмены с благоговением вспоминают дагестанских мухаджиров, служивших им светочем знаний, добра, проводниками исламских ценностей, сыгравших большую роль в их единении.

О дагестанских мухаджирах шейхе Абдулкадыре и его братьях Ибрахиме и Мухаммаде пишут их ученики, ставшие впоследствии видными учеными, они составляют жизнеописания Абдулкадыра, называют его великим суфием, внесшим вклад в науку и образование Ирана, с почтением пишут воспоминания о нем. Медресе, построенное Абдулкадыром с помощью туркменов в 1949 г., сегодня носит его имя, иранцы называют его Научным центром. В него входят мечеть площадью 800 кв.м, библиотека с читальным залом, четырехэтажное общежитие площадью 1800 кв. м, со столовой и кухней, трехэтажное здание в 210 кв.м для свершения омовения и гигиенических процедур. В медресе имеется школа для девочек, в ней обучаются разным наукам 150 девочек, ведут им занятия женщины-преподаватели. На учебу в Научный центр им. Абдулкадыра Дагестани приезжают сунниты со всего Ирана.

Иранцы совершают зиярат на могилы дагестанцев.

Абдулкадыр Дагестани прожил насыщенную событиями жизнь, пользовался большим авторитетом у иранцев, иракских арабов, курдов. Иранцы причисляют Абдулкадыра Дагестани к выдающимся духовным деятелям Ирана ХХ века.

Статьи из «Общество»

«Вахта Героев Отечества» – дань памяти прошлому

8
В ежегодно проводимой уже в шестой раз...

Равняйсь! Стройся!

8
Республиканский сборный призывной пункт военного комиссариата РД в эти дни напоминает...

Стократ Сократ

10
Нет, я в гороскопы не верю. Я вообще не верю ни в белую, ни в черную магии. Но все-таки иногда...

Пересдача на права: новшества

3
Водительские удостоверения обязаны поменять иностранные граждане, у которых с 1 апреля 2025 года исполнился год с момента разрешения на временное проживание,...

«Вариатор» или «робот»?

16
Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что...

Проверят законность повышения штрафов

110
Группа из 97 депутатов Государственной Думы...

Силой мысли облечённый

18
Загадочная личность, мыслящая категориями инновационного будущего. Аскерхан Аджиев (на...

Его считали без вести пропавшим

14
Больше 2 миллионов человек пропало без вести в Великую...

Нам расскажут о нас

1579
Дагестан последние несколько лет в топе туристически привлекательных регионов России....

Космос будущего

24
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...