Абдулкадыр Дагестани – духовный деятель Ирана
В Иране в 2001 г. тиражом в 2 тысячи экземпляров вышла книга известного писателя исламской республики Хади Хормали «Дагестанские мухаджиры» о нашем соотечественнике Абдулкадыре из селения Нижнее Мулебки Сергокалинского района и его братьях.
В основу книги положены факты из реальной жизни Абдулкадыра-ахунда Дагестани (1900–1962).
Детство и юность Абдулкадыр с братьями провел в родном селении Нижнее Мулебки, он с малолетства проявлял незаурядные способности к изучению наук. Учился ускоренными темпами, за 15 дней одолел «Мулла Джами» – грамматику арабского языка «ал-Фава’ ид ад-Дийа’ ийа» выдающегося ученого и поэта Абдурахмана Джами. В 18 лет он, изучив все труды по фикху, блистал на поприще преподавательской деятельности, разрешал судебные дела.
С победой Октябрьской революции началась борьба с духовенством, которая заключалась в отделении церкви от государства, антирелигиозной агитации, гонениях на религиозных деятелей, закрытии учебных заведений и разрушении церквей и мечетей. В родном селении Абдулкадыра начались аресты алимов, конфискация имущества и уничтожение библиотек. Односельчанин предупредил Абдулкадыра, который к этому времени имел известность ученого-богослова, знатока исламского права, что его имя значится в расстрельном списке НКВД.
Абдулкадыр с братьями решили покинуть родные места и отправиться в Мекку. С большими трудностями, передвигаясь ночами, они добрались до границы Туркмении. Их мысль была продолжить путь до Хивы и Бухары – городов науки и духовного образования. Туркмены проявили к ним гостеприимство, отговорили ехать в Хиву и Бухару, т.к. это опасно, облавы на духовенство происходили и там, предложили отправиться в Иран, в приграничные районы, где проживают туркменские общества. Так они и поступили. Они прибыли в Иран 5 октября 1929 г., Абдулкадыр с братьями вскоре выучили туркменский язык и говорили на нем свободно. Туркмены с большим уважением относились к Абдулкадыру, его авторитет рос с каждым днем. Как знаток мусульманской юриспруденции, он решал споры и судебные тяжбы. Мысль о Мекке не покидала Абдулкадыра, однако туркмены не хотели отпускать его, говорили, что они нуждаются в таком ученом, как Абдулкадыр. Они создали все условия для его преподавательской деятельности. Говорили, что Абдулкадыр может только одну фразу «Би исми-л-Лахи-р-рахмани-р-рахим» толковать часами. Они считали божьим даром появление Абдулкадыра среди них.
Абдулкадыр принимал активное участие в общественной жизни страны. Первая туркменская газета «Союз туркменов» выпускалась при его содействии в 1953 г. Абдулкадыр не переставал работать ни на один день, на его проповеди собирались туркмены со всех окрестностей
Абдулкадыр собрал местных ребят и вел занятия по арабским дисциплинам. Вскоре стало известно о школе Абдулкадыра, из разных сел потянулись к нему на учебу дети. Старосты селений стали опасаться, что Абдулкадыр уйдет от них, и, посовещавшись, решили женить братьев на местных девушках, тем самым привязать их к своему краю. Сосватали за них видных девушек окрестных селений и сыграли несколько свадеб. Абдулкадыр с целью распространения образования построил в разных селениях школы, где преподавали впоследствии его ученики.
Абдулкадыр продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Он был хорошо знаком с богословскими трудами известного накшбандийского шейха Алааддина ибн Умар Зийауддина Накшбанди. Его огромным желанием было встретиться с ним. Встреча двух ученых состоялась, Алааддин Накшбанди предрек ему достижения высшей степени на пути суфизма. Абдулкадыр поделился с ним намерением отправиться в Мекку. Шейх сказал: «Тебе нужно вернуться, потому что ты будешь среди туркменов моим наместником». Шейх Алааддин Накшбанди видел в нем истинного мусульманина, посвятившего свою жизнь исламу и способного принести безграничное благо своим богослужением.
Слава о дагестанских мухаджирах распространилась по всему Туркмансахра и за его пределами. Абдулкадыр открыл школы не только в Гёклене и Йамуте, но и в селениях Бандар-е Торкман и Гонбад-е Кавус.
В 1950 г. он основал учебный комплекс для учеников всей округи. После этого эта местность стала известна под названием Голидаг («Горная роза»). Он сам принимал участие в строительстве. Следующим шагом его планов по улучшению жизни туркменов было строительство дороги, соединяющей села между собой. Дорога была построена совместными усилиями жителей туркменских селений.
Абдулкадыр принимал активное участие в общественной жизни страны. Первая туркменская газета «Союз туркменов», выпускалась при его содействии в 1953 году. Абдулкадыр не переставал работать ни на один день, на его проповеди собирались туркмены со всех окрестностей.
Умер он в 1962 г. в возрасте 62 лет.
И сегодня иранские туркмены с благоговением вспоминают дагестанских мухаджиров, служивших им светочем знаний, добра, проводниками исламских ценностей, сыгравших большую роль в их единении.
О дагестанских мухаджирах шейхе Абдулкадыре и его братьях Ибрахиме и Мухаммаде пишут их ученики, ставшие впоследствии видными учеными, они составляют жизнеописания Абдулкадыра, называют его великим суфием, внесшим вклад в науку и образование Ирана, с почтением пишут воспоминания о нем. Медресе, построенное Абдулкадыром с помощью туркменов в 1949 г., сегодня носит его имя, иранцы называют его Научным центром. В него входят мечеть площадью 800 кв.м, библиотека с читальным залом, четырехэтажное общежитие площадью 1800 кв. м, со столовой и кухней, трехэтажное здание в 210 кв.м для свершения омовения и гигиенических процедур. В медресе имеется школа для девочек, в ней обучаются разным наукам 150 девочек, ведут им занятия женщины-преподаватели. На учебу в Научный центр им. Абдулкадыра Дагестани приезжают сунниты со всего Ирана.
Иранцы совершают зиярат на могилы дагестанцев.
Абдулкадыр Дагестани прожил насыщенную событиями жизнь, пользовался большим авторитетом у иранцев, иракских арабов, курдов. Иранцы причисляют Абдулкадыра Дагестани к выдающимся духовным деятелям Ирана ХХ века.