X
08:18 01.04.2021

Абдулкадыр Дагестани – духовный деятель Ирана

Патимат Алибекова, ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН
Выпуск - 2021 №№ 67-68
639

В Иране в 2001 г. тиражом в 2 тысячи экземпляров вышла книга известного писателя исламской республики Хади Хормали «Дагестанские мухаджиры» о нашем соотечественнике Абдулкадыре из селения Нижнее Мулебки Сергокалинского района и его братьях.

В основу книги положены факты из реальной жизни Абдулкадыра-ахунда Дагестани (1900–1962).

Детство и юность Абдулкадыр с братьями провел в родном селении Нижнее Мулебки, он с малолетства проявлял незаурядные способности к изучению наук. Учился ускоренными темпами, за 15 дней одолел «Мулла Джами» – грамматику арабского языка «ал-Фава’ ид ад-Дийа’ ийа» выдающегося ученого и поэта Абдурахмана Джами. В 18 лет он, изучив все труды по фикху, блистал на поприще преподавательской деятельности, разрешал судебные дела.

С победой Октябрьской революции началась борьба с духовенством, которая заключалась в отделении церкви от государства, антирелигиозной агитации, гонениях на религиозных деятелей, закрытии учебных заведений и разрушении церквей и мечетей. В родном селении Абдулкадыра начались аресты алимов, конфискация имущества и уничтожение библиотек. Односельчанин предупредил Абдулкадыра, который к этому времени имел известность ученого-богослова, знатока исламского права, что его имя значится в расстрельном списке НКВД.

Абдулкадыр с братьями решили покинуть родные места и отправиться в Мекку. С большими трудностями, передвигаясь ночами, они добрались до границы Турк­мении. Их мысль была продолжить путь до Хивы и Бухары – городов науки и духовного образования. Туркмены проявили к ним гостеприимство, отговорили ехать в Хиву и Бухару, т.к. это опасно, облавы на духовенство происходили и там, предложили отправиться в Иран, в приграничные районы, где проживают туркменские общества. Так они и поступили. Они прибыли в Иран 5 октября 1929 г., Абдулкадыр с братьями вскоре выучили туркменский язык и говорили на нем свободно. Туркмены с большим уважением относились к Абдулкадыру, его авторитет рос с каждым днем. Как знаток мусульманской юриспруденции, он решал споры и судебные тяжбы. Мысль о Мекке не покидала Абдулкадыра, однако туркмены не хотели отпускать его, говорили, что они нуждаются в таком ученом, как Абдулкадыр. Они создали все условия для его преподавательской деятельности. Говорили, что Абдулкадыр может только одну фразу «Би исми-л-Лахи-р-рахмани-р-рахим» толковать часами. Они считали божьим даром появление Абдулкадыра среди них.

Абдулкадыр принимал активное участие в общественной жизни страны. Первая туркменская газета «Союз туркменов» выпускалась при его содействии в 1953 г. Абдулкадыр не переставал работать ни на один день, на его проповеди собирались туркмены со всех окрестностей

Абдулкадыр собрал местных ребят и вел занятия по арабским дисциплинам. Вскоре стало известно о школе Абдулкадыра, из разных сел потянулись к нему на учебу дети. Старосты селений стали опасаться, что Абдулкадыр уйдет от них, и, посовещавшись, решили женить братьев на местных девушках, тем самым привязать их к своему краю. Сосватали за них видных девушек окрестных селений и сыграли несколько свадеб. Абдулкадыр с целью распространения образования построил в разных селениях школы, где преподавали впоследствии его ученики.

Абдулкадыр продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Он был хорошо знаком с богословскими трудами известного накшбандийского шейха Алааддина ибн Умар Зийауддина Накшбанди. Его огромным желанием было встретиться с ним. Встреча двух ученых состоялась, Алааддин Накшбанди предрек ему достижения высшей степени на пути суфизма. Абдулкадыр поделился с ним намерением отправиться в Мекку. Шейх сказал: «Тебе нужно вернуться, потому что ты будешь среди туркменов моим наместником». Шейх Алааддин Накшбанди видел в нем истинного мусульманина, посвятившего свою жизнь исламу и способного принести безграничное благо своим богослужением.

Слава о дагестанских мухаджирах распространилась по всему Туркмансахра и за его пределами. Абдулкадыр открыл школы не только в Гёклене и Йамуте, но и в селениях Бандар-е Торкман и Гонбад-е Кавус.

В 1950 г. он основал учебный комплекс для учеников всей округи. После этого эта местность стала известна под названием Голидаг («Горная роза»). Он сам принимал участие в строительстве. Следующим шагом его планов по улучшению жизни туркменов было строительство дороги, соединяющей села между собой. Дорога была построена совместными усилиями жителей туркменских селений.

Абдулкадыр принимал активное участие в общественной жизни страны. Первая туркменская газета «Союз туркменов», выпускалась при его содействии в 1953 году. Абдулкадыр не переставал работать ни на один день, на его проповеди собирались туркмены со всех окрестностей.

Умер он в 1962 г. в возрасте 62 лет.

И сегодня иранские туркмены с благоговением вспоминают дагестанских мухаджиров, служивших им светочем знаний, добра, проводниками исламских ценностей, сыгравших большую роль в их единении.

О дагестанских мухаджирах шейхе Абдулкадыре и его братьях Ибрахиме и Мухаммаде пишут их ученики, ставшие впоследствии видными учеными, они составляют жизнеописания Абдулкадыра, называют его великим суфием, внесшим вклад в науку и образование Ирана, с почтением пишут воспоминания о нем. Медресе, построенное Абдулкадыром с помощью туркменов в 1949 г., сегодня носит его имя, иранцы называют его Научным центром. В него входят мечеть площадью 800 кв.м, библиотека с читальным залом, четырехэтажное общежитие площадью 1800 кв. м, со столовой и кухней, трехэтажное здание в 210 кв.м для свершения омовения и гигиенических процедур. В медресе имеется школа для девочек, в ней обучаются разным наукам 150 девочек, ведут им занятия женщины-преподаватели. На учебу в Научный центр им. Абдулкадыра Дагестани приезжают сунниты со всего Ирана.

Иранцы совершают зиярат на могилы дагестанцев.

Абдулкадыр Дагестани прожил насыщенную событиями жизнь, пользовался большим авторитетом у иранцев, иракских арабов, курдов. Иранцы причисляют Абдулкадыра Дагестани к выдающимся духовным деятелям Ирана ХХ века.

Статьи из «Общество»

Встреча с инспектором ДПС

5
Имеет ли право инспектор ДПС интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая вопросы вроде: «Куда направляетесь? Какова цель поездки?». Почему...

Новые, редкие и исчезающие

13
Почти 50 тысяч гектаров площади, объединяющих в себе экосистемы двух разных участков:...

Первый и в бою, и в труде

9
Весной 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны с фашистской Германией, Абдулгамида Шейхмагомедова односельчане выбрали председателем колхоза имени...

Высвечивая время

41
Декабрь Бейбутов – дагестанский журналист, запомнившийся как профессионал, для которого не...

Занимательная география

8
Для расширения кругозора школьников в рамках социальной акции «География – детям»...

Важнейшая ценность

51
Год семьи был призван напомнить о том, что именно в семье мы учимся любви, ответственности,...

Крепкая семья – богатство страны

12
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы оставить свой след. Но не всем суждено стать академиками, поэтами, художниками, чьи...

Спасательное многоборье

3
День спасателя – это праздник настоящих героев, кто спешит на выручку людям, оказавшимся в...

Подарок

7
Мне было 11 лет. Я верила в чудеса и жила прекрасной сказочной жизнью, полной загадок и тайн....

В Новогоднюю ночь

11
Осталось всего несколько дней до того момента, когда часы на Спасской башне Кремля покажут...

«Без Победы не вернусь!»

14
Зима 1943 года. В этот переломный год в ходе Великой Отечественной войны кровопролитные бои...

Этот сюжет давно известен…

79
Вот он, уже почти на пороге, наш самый любимый праздник – Новый год! Ну, честно, я его люблю...