X
08:12 25.06.2021

Агул: старина и молодость

Марьям Гумуева
Выпуск - 2021 №№ 169-170
322

В последние годы наша республика переживает туристический бум. Тысячи гостей «открывают» для себя Дагестан. Сотни компаний предлагают трендовые маршруты – Сулакский каньон, Гуниб, Матлас, Кубачи, Гамсутль... Не берусь судить, хорошо это или плохо, знаю только, что в Гамсутле, например, народу каждый день столько, сколько, наверное, здесь не проживало в период его расцвета. А я не очень люблю шум и толпу. Потому-то за позитивом и свежими впечатлениями еду в Агульский район.

Сказать, что очарована, значит не сказать ничего. Уже с первых минут поездки захлестывают эмоции. Дорога в район, словно портал, ведущий в сказку, ну или в страну мифов и преданий. Отвесные кручи, бурлящие реки, изумрудные горы. Попыталась насчитать, сколько оттенков зеленого цвета в этих горах, и сбилась со счету. Вся палитра – от цвета лайма до елового. Неимоверная красота, которую пытаешься сфотографировать, а на кадре видишь, что не в состоянии передать то, что хотела.

Агулы считаются одним из наиболее интернациональных народов Дагестана. Это отражается в их языке, культуре, обычаях, одежде, жилищах. Почти все они знают несколько дагестанских языков. А на своих торжествах исполняют лезгинские, азербайджанские, даргинские, лакские, табасаранские песни и мелодии.

Так получилось, что, едва заехав в районный центр с. Тпиг, мы попали на праздник, как говорится, с корабля на бал. Местные медики отмечали свой профессиональный праздник. И как отмечали! Совсем не так, как привыкли видеть мы. Не в пафосном ресторане, куда приходят только после посещения салона красоты и «веселятся» с оттенком обреченной усталости. Здесь было по-настоящему весело. На живописной поляне на траве раскинули красивую скатерть-самобранку, а люди просто искрились весельем и танцевали так, как когда-то на настоящих горских свадьбах, не выходя из круга. Вот тогда-то меня и поразило многообразие мелодий и танцев, которые с большим мастерством отплясывали агульцы. Тут тебе и даргинская акушинка, и лакское къиссу, и азербайджанская узундара.

Толерантность агулов предопределена даже географически – они живут в самом сердце Дагестана. На севере граничат с даргинцами и лакцами, на юге их соседи – лезгины, на западе – рутулы, на востоке – табасараны, на северо-востоке – кайтагцы.

– Вы впервые в нашем районе? – спрашивает девушка, сидящая рядом.

– Да.

– Ну, значит, ночевать пойдете к нам. Меня зовут Ася.

Так я поняла, что агулы – удивительно добрые, гостеприимные и приветливые люди. Если ты их гость, они не только распахнут двери своего дома, они распахнут перед тобой свою душу. Все самое лучшее, даже если это последнее, – для тебя.

– Хотите, мы вам покажем самые интересные места? – спрашивает Ася на следующее утро. Ну кто бы сомневался, конечно, в путь!

В Агульском районе 19 населённых пунктов, в большинстве которых проживают агулы. В трех селах (Амух, Чираг и Шари) живут (или жили) даргинцы. Почему жили? Потому что многие села уже заброшены.

Село Анклух, например, хоть и упоминается как относящееся к Амухскому сельсовету, фактически больше не существует, все его жители переселились на равнинную часть республики.

В настоящее время почти полностью оставлены и два других дальних и труднодоступных села на севере района – Цирхе и Шари, в которых ныне постоянно проживают лишь несколько человек. Жители Цирхе в основном переселились в село Чинар Дербентского района.

Самым древним селением с очень богатой историей сами агульцы считают село Рича.

Рича – свидетель истории

В древние времена село получило необычное название – Баб-аль-Кист Риджа, что в переводе с арабского означает «Врата справедливости Рича».

Село расположено на правом берегу речушки Чирахчай. Сами агулы, включая и ричинцев, именуют это село ЧIа, в отличие от официального названия.

Одно из первых упоминаний о Рича встречается в местной хронике «История Абу-Муслима». «Летом арабы воевали за ислам в Баб аль-Абвабе, а зимой в Баб аль-Кист Риджа», – записано там. В хронике приводится большой список горных аулов, среди них и Рича, которые получил во владение некий араб Хамзат. Значит, Рича существовал еще во времена первых походов арабов в Дагестан.

Принято считать, что дербентская джума-мечеть и соборная мечеть села Кумух являются одними из древнейших мечетей Дагестана – они почитаемы на всём Кавказе. Однако и ричинцам есть чем гордиться – джума-мечеть их аула, согласно преданию, была построена в начале IX века. Она пережила многие беды, катастрофы, разрушения и трагедии, была сожжена захватчиками в годы монгольских завоеваний, но выстояла и поистине является одной из самых ценных достопримечательностей Агульского района.

Ричинская соборная мечеть выделяется своими внушительными размерами. К ней примыкает очень высокий стройный минарет. Потолок зала мечети – более четырёх метров высотой. Само здание выглядит довольно архаично.

Настоящими произведениями искусства являются деревянные детали мечети – её столбы и двери. Девять из тринадцати столбов украшены всевозможными узорами. Пять из них – наиболее древние, один из столбов вращающийся. Говорят, если загадать желание и покрутить столб, то оно исполнится. Правда это или нет, не знаю, но если мое желание исполнится, обязательно расскажу.

Агулы бережно хранят предания о мужественной борьбе своих предков против нашествий монгольских орд, полчищ Тамерлана и иранского властителя Надир-шаха. Их суть одна: жестокость и бесчеловечность завоевателей, убийства, грабежи и разрушение поселений. Достаточно сказать, что некоторые агульские селения за свою историю были 7 раз разрушены и столько же раз восстановлены. Ричинская мечеть – одно из немногих сохранившихся ранних культовых сооружений агулов. Именно в этой мечети в 1239 году оборонялись до последнего воина от монгольских войск мужественные защитники села.

Что интересно, несмотря на все катастрофы и трагедии, богослужение в ауле никогда не прекращалось, и по сей день мечеть функционирует. Кажется, что здесь особенная аура. Закроешь глаза и, словно наяву, слышишь звон сабель и голос муэдзина, читающего азан.

Село Чираг

Это одно из селений, в котором жили даргинцы. Существует версия образования села, согласно которой один тухум, до проникновения ислама, когда еще были очень крепкими позиции зороастризма в Дагестане, был изгнан из Зирихгерана (Кубачи). Этот род обосновался и присоединился к предкам чирагцев, которые жили в 2–3 км от Ашты (Дирбаги) в местности Кархала. Село это называлось Къархле ще. Затем оно постепенно переместилось в юго-западном направлении к верховьям притоков Уллучая. Сначала жили в местности ЛахъитIа-Чихянни, затем присоединились к средневековому городищу Гогнацци. Не последнюю роль в изменении местоположения села сыграли и набеги иноземных захватчиков, которые разорили село (Къархле ще). В то же время экономические, торговые, культурные связи с зирихгеранцы развивались интенсивно. Чирагцы (къархлинцы) ездили не только торговать продуктами животноводства, но и на промыслы – работать у мастеров-кольчужников, златокузнецов, строить жилища.

При строительстве жилых домов использовался местный камень, который представлен разными видами. Обрабатываемый и декоративный камень добывали в местности Кьули и Балбал бекIали. Из него строились мечети и дома богатых чирагцев. Кроме этого, для строительства домов добывали мягкий камень оранжевого цвета. Он использовался жителями верхних магалов, так как место добычи находилось недалеко от вершины хребта ГъургъабекI. В основном использовался в строительстве домов и хозяйственных построек речной бутовый камень. Скрепляющий раствор для кладки стены готовился из местной глины, использовался он и для штукатурки. Побелку производили синей глиной, добываемой в местности Чихянни, и белой известью (кирежом), готовившейся при обжигании известняка.

Дома с деревянными балконами в Чираге появились у самых богатых людей в середине XIX века. Впоследствии после выселения кулаков эти дома использовались под конторы сельсовета и колхоза.

Сами сельчане называют свое село Хьаргънила, Хьаргьне, Хьаргьнила щилицце. До того времени, как село назвали Чирах (Чираг), в письменных источниках, отчетах о населенных местах и географических картах Дагестана встречаем прежние названия села – Хургни, Гургели, Гургни, Гугул.

Современное название села связано, нам представляется, и с тем, что после узких ущелий – Ричинского, Бедюкского и со стороны Ашты – горы как бы расступаются, перед взором путника открывается светлая и широкая долина, хребет ГъургъабекI, на одной из возвышенностей которого прилепился населенный пункт. Об этом говорят и люди, побывавшие в Чираге впервые.

Сегодня Чираг почти опустел. Молодежь не хочет жить в селе, уезжает в город, а потом к детям переезжают и старики. Печально, но факт.

Село Амух

Это еще одно даргинское и тоже почти заброшенное поселение. Когда-то здесь жили полсотни человек. Был интернат для детей, в котором обучались 140 ребятишек не только из Агульского, но и близлежащих районов. В начале 2000-х интернат закрыли, и амухцы потихоньку стали оставлять свое родовое гнездо. Сегодня здесь постоянно проживают всего 10 человек. Главной достопримечательностью Амуха считается мечеть, построенная в начале XV века. Увы, она тоже переживает нелегкие времена…

Перечитала то, что написала и поняла, что у читателя может сложиться мнение, что Агульский район – это угасающий муниципалитет с заброшенными поселениями. Всё вовсе не так. Он живо развивается, преображается и хорошеет. И молодежи здесь немало. Творческой, позитивной, предприимчивой. Просто сего­дня я хотела рассказать о старинных селах с богатой историей, не менее интересных, чем Гамсутль. А о буднях района и его людях
поведаю в следующий раз.

Статьи из «Общество»

Чтобы возить фураж, нужна фуражка

2
Головные уборы становятся символами событий и эпох, а...

Дагестанцы и Антарктида

5
Несколько лет назад мне в руки попала книга «Жизнь на льдине» – дневник дважды Героя...

Хватательная хиромантия

5
Вот в Дагестане прокладываются современные автотрассы, возводятся мосты, объекты соцкультбыта и образования. Я, человек советского образа мышления, даже как-то с...

Мир без прикрас

5
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Оружие Победы

11
В 1889 году генерал-майор, конструктор Сергей Иванович Мосин предложил для испытания...

Крестьянин и ханская дочь

19
У одного хана была необыкновенно ленивая дочь. Целыми днями она валялась на диване, не хотела...

Если выпить литр…

10
Всем известно, что управлять автомобилем после употребления алкоголя запрещено. Конечно, данное явление не очень актуально в Дагестане, и езда в нетрезвом...

Бестселлер из России

32
На российский рынок вышли седаны и лифтбеки в пересмотренной комплектации #Club, а также...

Комсомольская закалка

14
Советское время выдвинуло на общественную арену немало выдающихся людей. Они...

Мгновенный отклик

17
Едва из радиоприёмников разнеслась страшная весть о вероломном нападении фашистской...