Агул: старина и молодость
В последние годы наша республика переживает туристический бум. Тысячи гостей «открывают» для себя Дагестан. Сотни компаний предлагают трендовые маршруты – Сулакский каньон, Гуниб, Матлас, Кубачи, Гамсутль... Не берусь судить, хорошо это или плохо, знаю только, что в Гамсутле, например, народу каждый день столько, сколько, наверное, здесь не проживало в период его расцвета. А я не очень люблю шум и толпу. Потому-то за позитивом и свежими впечатлениями еду в Агульский район.
Сказать, что очарована, значит не сказать ничего. Уже с первых минут поездки захлестывают эмоции. Дорога в район, словно портал, ведущий в сказку, ну или в страну мифов и преданий. Отвесные кручи, бурлящие реки, изумрудные горы. Попыталась насчитать, сколько оттенков зеленого цвета в этих горах, и сбилась со счету. Вся палитра – от цвета лайма до елового. Неимоверная красота, которую пытаешься сфотографировать, а на кадре видишь, что не в состоянии передать то, что хотела.
Агулы считаются одним из наиболее интернациональных народов Дагестана. Это отражается в их языке, культуре, обычаях, одежде, жилищах. Почти все они знают несколько дагестанских языков. А на своих торжествах исполняют лезгинские, азербайджанские, даргинские, лакские, табасаранские песни и мелодии.
Так получилось, что, едва заехав в районный центр с. Тпиг, мы попали на праздник, как говорится, с корабля на бал. Местные медики отмечали свой профессиональный праздник. И как отмечали! Совсем не так, как привыкли видеть мы. Не в пафосном ресторане, куда приходят только после посещения салона красоты и «веселятся» с оттенком обреченной усталости. Здесь было по-настоящему весело. На живописной поляне на траве раскинули красивую скатерть-самобранку, а люди просто искрились весельем и танцевали так, как когда-то на настоящих горских свадьбах, не выходя из круга. Вот тогда-то меня и поразило многообразие мелодий и танцев, которые с большим мастерством отплясывали агульцы. Тут тебе и даргинская акушинка, и лакское къиссу, и азербайджанская узундара.
Толерантность агулов предопределена даже географически – они живут в самом сердце Дагестана. На севере граничат с даргинцами и лакцами, на юге их соседи – лезгины, на западе – рутулы, на востоке – табасараны, на северо-востоке – кайтагцы.
– Вы впервые в нашем районе? – спрашивает девушка, сидящая рядом.
– Да.
– Ну, значит, ночевать пойдете к нам. Меня зовут Ася.
Так я поняла, что агулы – удивительно добрые, гостеприимные и приветливые люди. Если ты их гость, они не только распахнут двери своего дома, они распахнут перед тобой свою душу. Все самое лучшее, даже если это последнее, – для тебя.
– Хотите, мы вам покажем самые интересные места? – спрашивает Ася на следующее утро. Ну кто бы сомневался, конечно, в путь!
В Агульском районе 19 населённых пунктов, в большинстве которых проживают агулы. В трех селах (Амух, Чираг и Шари) живут (или жили) даргинцы. Почему жили? Потому что многие села уже заброшены.
Село Анклух, например, хоть и упоминается как относящееся к Амухскому сельсовету, фактически больше не существует, все его жители переселились на равнинную часть республики.
В настоящее время почти полностью оставлены и два других дальних и труднодоступных села на севере района – Цирхе и Шари, в которых ныне постоянно проживают лишь несколько человек. Жители Цирхе в основном переселились в село Чинар Дербентского района.
Самым древним селением с очень богатой историей сами агульцы считают село Рича.
Рича – свидетель истории
В древние времена село получило необычное название – Баб-аль-Кист Риджа, что в переводе с арабского означает «Врата справедливости Рича».
Село расположено на правом берегу речушки Чирахчай. Сами агулы, включая и ричинцев, именуют это село ЧIа, в отличие от официального названия.
Одно из первых упоминаний о Рича встречается в местной хронике «История Абу-Муслима». «Летом арабы воевали за ислам в Баб аль-Абвабе, а зимой в Баб аль-Кист Риджа», – записано там. В хронике приводится большой список горных аулов, среди них и Рича, которые получил во владение некий араб Хамзат. Значит, Рича существовал еще во времена первых походов арабов в Дагестан.
Принято считать, что дербентская джума-мечеть и соборная мечеть села Кумух являются одними из древнейших мечетей Дагестана – они почитаемы на всём Кавказе. Однако и ричинцам есть чем гордиться – джума-мечеть их аула, согласно преданию, была построена в начале IX века. Она пережила многие беды, катастрофы, разрушения и трагедии, была сожжена захватчиками в годы монгольских завоеваний, но выстояла и поистине является одной из самых ценных достопримечательностей Агульского района.
Ричинская соборная мечеть выделяется своими внушительными размерами. К ней примыкает очень высокий стройный минарет. Потолок зала мечети – более четырёх метров высотой. Само здание выглядит довольно архаично.
Настоящими произведениями искусства являются деревянные детали мечети – её столбы и двери. Девять из тринадцати столбов украшены всевозможными узорами. Пять из них – наиболее древние, один из столбов вращающийся. Говорят, если загадать желание и покрутить столб, то оно исполнится. Правда это или нет, не знаю, но если мое желание исполнится, обязательно расскажу.
Агулы бережно хранят предания о мужественной борьбе своих предков против нашествий монгольских орд, полчищ Тамерлана и иранского властителя Надир-шаха. Их суть одна: жестокость и бесчеловечность завоевателей, убийства, грабежи и разрушение поселений. Достаточно сказать, что некоторые агульские селения за свою историю были 7 раз разрушены и столько же раз восстановлены. Ричинская мечеть – одно из немногих сохранившихся ранних культовых сооружений агулов. Именно в этой мечети в 1239 году оборонялись до последнего воина от монгольских войск мужественные защитники села.
Что интересно, несмотря на все катастрофы и трагедии, богослужение в ауле никогда не прекращалось, и по сей день мечеть функционирует. Кажется, что здесь особенная аура. Закроешь глаза и, словно наяву, слышишь звон сабель и голос муэдзина, читающего азан.
Село Чираг
Это одно из селений, в котором жили даргинцы. Существует версия образования села, согласно которой один тухум, до проникновения ислама, когда еще были очень крепкими позиции зороастризма в Дагестане, был изгнан из Зирихгерана (Кубачи). Этот род обосновался и присоединился к предкам чирагцев, которые жили в 2–3 км от Ашты (Дирбаги) в местности Кархала. Село это называлось Къархле ще. Затем оно постепенно переместилось в юго-западном направлении к верховьям притоков Уллучая. Сначала жили в местности ЛахъитIа-Чихянни, затем присоединились к средневековому городищу Гогнацци. Не последнюю роль в изменении местоположения села сыграли и набеги иноземных захватчиков, которые разорили село (Къархле ще). В то же время экономические, торговые, культурные связи с зирихгеранцы развивались интенсивно. Чирагцы (къархлинцы) ездили не только торговать продуктами животноводства, но и на промыслы – работать у мастеров-кольчужников, златокузнецов, строить жилища.
При строительстве жилых домов использовался местный камень, который представлен разными видами. Обрабатываемый и декоративный камень добывали в местности Кьули и Балбал бекIали. Из него строились мечети и дома богатых чирагцев. Кроме этого, для строительства домов добывали мягкий камень оранжевого цвета. Он использовался жителями верхних магалов, так как место добычи находилось недалеко от вершины хребта ГъургъабекI. В основном использовался в строительстве домов и хозяйственных построек речной бутовый камень. Скрепляющий раствор для кладки стены готовился из местной глины, использовался он и для штукатурки. Побелку производили синей глиной, добываемой в местности Чихянни, и белой известью (кирежом), готовившейся при обжигании известняка.
Дома с деревянными балконами в Чираге появились у самых богатых людей в середине XIX века. Впоследствии после выселения кулаков эти дома использовались под конторы сельсовета и колхоза.
Сами сельчане называют свое село Хьаргънила, Хьаргьне, Хьаргьнила щилицце. До того времени, как село назвали Чирах (Чираг), в письменных источниках, отчетах о населенных местах и географических картах Дагестана встречаем прежние названия села – Хургни, Гургели, Гургни, Гугул.
Современное название села связано, нам представляется, и с тем, что после узких ущелий – Ричинского, Бедюкского и со стороны Ашты – горы как бы расступаются, перед взором путника открывается светлая и широкая долина, хребет ГъургъабекI, на одной из возвышенностей которого прилепился населенный пункт. Об этом говорят и люди, побывавшие в Чираге впервые.
Сегодня Чираг почти опустел. Молодежь не хочет жить в селе, уезжает в город, а потом к детям переезжают и старики. Печально, но факт.
Село Амух
Это еще одно даргинское и тоже почти заброшенное поселение. Когда-то здесь жили полсотни человек. Был интернат для детей, в котором обучались 140 ребятишек не только из Агульского, но и близлежащих районов. В начале 2000-х интернат закрыли, и амухцы потихоньку стали оставлять свое родовое гнездо. Сегодня здесь постоянно проживают всего 10 человек. Главной достопримечательностью Амуха считается мечеть, построенная в начале XV века. Увы, она тоже переживает нелегкие времена…
Перечитала то, что написала и поняла, что у читателя может сложиться мнение, что Агульский район – это угасающий муниципалитет с заброшенными поселениями. Всё вовсе не так. Он живо развивается, преображается и хорошеет. И молодежи здесь немало. Творческой, позитивной, предприимчивой. Просто сегодня я хотела рассказать о старинных селах с богатой историей, не менее интересных, чем Гамсутль. А о буднях района и его людях
поведаю в следующий раз.