Айфон как мерило авторитета
Реформы, сотрясающие образование в последние годы, сегодня нацелены на одну очень важную перспективу: не только обучать школьника общеобразовательным дисциплинам, но и подготовить его к быстро меняющемуся миру, быть ответственным и самостоятельным человеком, то есть гражданином.
Какова роль учителя в подготовке ребят, обучающихся в образовательном учреждении, к будущей жизни? Несет ли школа ответственность за развитие гражданского общества, как сделать школу единым, живым государственно-общественным образованием? Эти и другие темы были подняты на круглом столе «Образование и гражданское общество», прошедшем в Махачкалинском центре повышения квалификации.
После вступительного слова модератора мероприятия Эдуарда Эмирова, замдиректора МЦПК Галина Исмаилова напомнила, что по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» образование является государственной, общественной и личностной ценностью.
– Сегодня образование как государственная ценность часто провозглашается, но не реализуется. Как правило, финансирование этой сферы происходит по остаточному принципу, – отметила Галина Исмаилова.
В своем выступлении она кратко представила систему образования в разрезе развития государства и экономики на примере немецкого исследователя Бруно Кналла. Тот отмечал, что отсталая экономика не позволяет выделить достаточных средств для развития образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров, что приводит к низкому уровню квалификации рабочей силы, постоянной нехватке специалистов, что в свою очередь приводит к низкой производительности труда, а значит, ещё больше способствует отсталости экономики.
По словам директора МЦПК Магомеда Абакарова, в 90-е годы образование претерпело радикальное изменение. Сегодня учителю необходимо обладать мобильностью и аналитической мыслью, считает он.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что роль учителя несомненна в формировании личности и гражданина. Но как выполнять эту работу, если, по информации педагога-организатора школы №3 г. Каспийска Залму Абулпазлуевой, уже два года в школах упразднена должность заведующего по воспитательной работе? Оптимизация кадров даёт свои плоды.
– Сейчас педагог-организатор – это по сути пионервожатый, массовик-затейник, но не воспитатель, – говорит Залму Абулпазлуева.
О серьезном кризисе учреждений по дополнительному художественному образованию и библиотечному делу рассказали директор Мамедкалинской художественной школы Дербентского района Гамзат Гусейнов и заместитель директора Национальной библиотеки имени Р. Гамзатова Сарат Джабраилова. Дело в том, что сегодня всю полноту власти осуществляют местные администрации районов. Следовательно, и финансово-хозяйственную часть расходов в учреждениях осуществляет местная власть. Так, по словам директора художественной школы, муниципалитеты не то что не выделяют средства, наоборот, стремятся их сократить.
– Нами управляют муниципальные власти, которые вольны в своих решениях по отношению к нам. Отчеты же идут сглаженные, под предлогом необходимой оптимизации, но не говорят, за счет чего, – объясняет ситуацию Гамзат Гусейнов.
Ситуация с библиотеками не лучшая. По словам замдиректора Национальной библиотеки имени Р. Гамзатова, идет резкое сокращение библиотек в районах Дагестана, нет финансирования на приобретение новой литературы. В Бабаюртовском районе без уведомления коллектива и общественности в целях оптимизации закрыто 12 библиотек из 17. Такое право руководителям муниципалитета дает Федеральный закон №131. Программа комплектации библиотек прекращена с 2015 года. Все финансирование идет только из федерального бюджета.
Сарат Джабраилова проинформировала для примера, что на Табасаранский район, где функционируют 45 библиотек, выделяется всего 30 тысяч рублей.
Мнения участников были едины в том, что, пока педагог не получает достойную зарплату, специалисты, особенно молодые, не станут вкладывать, что называется, душу в образовательный процесс. Ведь ученик встречает по одежке и, как указала молодая учительница, по модным гаджетам, тому же «Айфону». Как бы это дико ни звучало, но успешность сегодня определяется внешним видом учителя, отсюда и авторитет личности.
Построение подлинно гражданского общества с ответственностью и правом останется благостной мечтой на фоне все усугубляющегося положения воспитания подрастающего поколения, которое, словно мотыльки возле лампочки, вертится в паутине Интернета.
Не происходит ли то, что уже было в 90-х годах, когда преднамеренно разоряли предприятия, а потом отчитывались об их нерентабельности и продавали за бесценок? Только в том случае были «оптимизированы» хозяйственно-промышленные отрасли, а сегодня – творческо-просветительские под видом «высвобождения необходимых ресурсов для развития муниципалитетов». Нельзя забывать, что промышленность можно восстановить, а одно необразованное поколение может погубить всю нацию.