Актёр широкого диапазона
В 60–70 годы прошлого века главный режиссер Лезгинского театра Багиш Айдаев привел многих одаренных людей из лезгинской молодежи на сцену. Один из них – заслуженный артист Российской Федерации Абдуллах Габибов, актер широкого диапазона. Он одинаково успешно исполняет роли комического, трагического и лирико-психологического планов.
Жизненный путь
Абдуллах Таджибович Габибов родился 3 января 1949 года в селении Чахчах Докузпаринского района в семье учителя. Через некоторое время чахчахцы переселились в Магарамкентский район, где Абдуллах окончил Тагиркентскую восьмилетнюю школу. Затем он поступил на театральное отделение Дербентского культпросветучилища. Преподавателем по мастерству актера и режиссера, а также по сценическим движениям у него был главный режиссер Лезгинского театра Багиш Айдаев. В училище он поставил с учащимися два спектакля: «Если сердце захочет» по пьесе Г. Рустамова и «Разлом» по пьесе Б. Лавренева. В них А. Габибов сыграл роли Махсуда («Если сердце захочет»), поручика Полевого и второго мичмана («Разлом»). Эти образы, созданные молодым Габибовым, понравились Б. Айдаеву, и он в 1967 году, на последнем курсе учебы, принял его в Лезгинский театр.
Работая в театре, А. Габибов заочно окончил Краснодарский государственный институт культуры. Свою дипломную работу, спектакль «Ограбление в полночь» по пьесе сербского драматурга Мирослава Митровича, он поставил на сцене Гилиярского народного театра Магарамкентского района.
В Лезгинском театре А. Габибов работает уже более 50 лет.
Творчество
Первой ролью, исполненной Аб-
дуллахом Габибовым была роль Ираклия в спектакле по пьесе «Мать» Шоты Роквы. А. Габибов создал образ Ираклия – честного, порядочного человека. Актер сумел чувства, мысли своего героя отобразить естественно и динамично. О своей работе актер рассказывал следующее: «В этом спектакле А. Махсудов исполнял роль Левана, а я роль его сына – 14-летнего Ираклия. Только в Дербенте мы в течение нескольких дней показывали этот спектакль. А сколько было показов в районах и селах! И каждый раз спектакль шел с аншлагом. До сих пор зрители меня называют Ираклием. Успеху, конечно, способствовали и мои партнеры, превосходные актеры Лезгинского театра Абдурашид Махсудов, Зухра Рамазанова и другие».
Образ Валера
В 1974 году в спектакле «Скупой» по пьесе Ж. Б. Мольера А. Габибов сыграл роль Валера, жениха Элизы, дочери Гарпагона. Валер А. Габибова был умным, трезвым, преданным своей любви человеком. Актерское исполнение отличалось пластичностью. Об игре А. Габибова хорошо отозвались в прессе. В одной из статей, посвященных этому спектаклю, было отмечено: «Лезгинский госдрамтеатр имени С. Стальского поставил на сцене «Скупой» Мольера и показал зрителям города Дербента. Зал был полон. Не каждый театр решится поставить пьесу Мольера. Для этого у коллектива театра должен быть высокий профессионализм. Лезгинскому театру это удалось. Зрители сопровождали спектакль непрерывными аплодисментами».
Образ Акьегета
В 1976 году Б. Айдаев поставил поэтическую трагедию М. Карима «В ночь лунного затмения», пьесу о далеком прошлом башкирского народа. В трагедии рассказывается о девушке, которую насильно выдали замуж. Покорная обычаю Танкабике женит своего сына на вдове его старшего брата, а его любимую невесту сватает за ребенка, обрекает близких людей на страдание и гибнет сама. Автор показывает, к каким чудовищным последствиям приводит духовное рабство.
В спектакле роль Акьегета сыграл А. Габибов. Его герой выступает против традиций своего времени, для него любовь превыше всего. Ради нее он готов пожертвовать всем, даже жизнью. Но современники его не понимают, не уважают его светлые чувства. Потому что для них традиции предков превыше всего, и кто выступает против них, по их мнению, является грешником и преступником. В спектакле А. Габибов показал своего героя жертвой отсталых и беспощадных традиций.
И спектакль «В ночь лунного затмения», и образ Акьегета, созданный А. Габибовым, стали особыми событиями в истории Лезгинского театра, они надолго остались в памяти народа.
Образ Ашуга Саида
В 1976 году А. Габибов исполнил роль ашуга Саида в одноименном спектакле по пьесе Т. Хурюгского и К. Меджидова. Пьеса посвящена жизни поэта Саида Кючхюрского, жившего в ХVIII веке, известного в истории лезгинской литературы как поэт-бунтарь. Драматический конфликт в ней выражен остро, сюжет пьесы отражал историческую реальность. За смелые сатирические стихи, направленные против деспотизма, Саид был ослеплен по приказу кюринского хана.
А. Габибов смог продемонстрировать на сцене главные качества своего героя: честность, храбрость, бунтарство. Его Саиду были присущи энергия молодости и мудрость старца. Образом ашуга Саида А. Габибов не только оправдал доверие режиссера-постановщика Б. Айдаева, но также завоевал любовь и уважение тысяч зрителей.
Образ Эдгара
Кроме постановок Б. Айдаева, А. Габибов удачно выступил также в спектаклях М. Рамазанова. Особенно удались ему роли Руфика в спектакле «Мама, я женюсь» (В. Есьман и К. Крикорьян), Мурсала – «Сжатый хлеб» (И. Гусейнов), Эдгара – «Король Лир» (Шекспир), Курбана – «Фундух-бек» (Ш.-Э. Мурадов и А. Раджабов), Магомеда Эфендиева – «Горы зовут» (Б. Багишев), Пирмета – «Сердце матери» (А. Балакаев), Мюшкюра – «Легенда о любви» (И. Гусейнов) и др.
В 1980 году М.-Г. Рамазанов поставил на сцене Лезгинского театра один из шедевров мировой драматургии – «Короля Лира» У. Шекспира. Роль храброго и честного Эдгара он поручил А. Габибову. Журнал «Театр» о его игре писал: «В Эдгаре виден смятенный дух и жажда добра. Он пытается «сойти с круга», вырваться за пределы привычных регламентаций, силится забыть прошедшее, он несет в себе искру гуманности, живет надеждой. Вообще его душевная жизнь богата, многообразна и по-своему смела».
Образ Магомеда Эфендиева
В 1983 году режиссер М.-Г. Рамазанов поставил на сцене Лезгинского театра пьесу Багиша Багишева «Горы зовут», посвященную жизни молодого лезгина Магомеда Эфендиева, которого судьба забросила в Ясную Поляну.
Главной целью пьесы «Горы зовут», поставленной на основе реальных событий, был показ душевной чистоты, честности человека, живущего ради высоких идеалов. М.-Г. Рамазанов осуществил мечту автора и показал на сцене театра замечательный спектакль.
В нём участвовали талантливые актеры. Роли исполнили: Льва Толстого – А. Махсудов, Магомеда – А. Габибов, Касума – А. Курбанов, Тарташа – Р. Юзбеков, Зулума – М. Мирзабеков, Махсуда – А. Сайдумов, Пери – М. Саидова, Суны – Б. Ибрагимова. Особо запомнился зрителям образ главного героя Магомеда Эфендиева в исполнении А. Габибова. Актер искусно и ярко изобразил эволюцию, происходящую в жизни своего героя. Магомед А. Габибова превращается из неграмотного сельского парня в образованного и умного юношу. Актер сумел показать изменения, происходившие в психологии и взглядах М. Эфендиева.
Образ Идриса
В 1994 году режиссер Аварского театра Хайбулла Абдулгапуров на сцене Лезгинского театра поставил спектакль «Толмач имама Шамиля» по пьесе татского драматурга Хизгила Авшалумова.
В пьесе изображены события времен Кавказской войны, происходившие в резиденции имама Шамиля в ауле Ведено.
Роль Идриса в спектакле исполнил А. Габибов. Актер создал образ человека, перед которым стоит дилемма выбора родины, о которой он тоскует все время своего заточения, или выполнение долга перед доверившимися ему людьми. А. Габибов тонкими деталями показал психологическое состояние своего героя, его переживания, трудность ситуации, в которую он попал.
В последние годы Абдуллах Габибов пополнил свой репертуар новыми ролями: Рамалдан в спектакле «Три дня», Гасан Алкадари – «Светоч Мемнуна», Дьола – «Ограбление в полночь», Етим Эмин в одноимённом спектакле и другие. Каждую роль актера зрители принимают с восторгом.
Народный писатель Дагестана А. Исмаилов пишет: «А. Габибов – удивительный актер. Как обычно, во всех театрах существуют актеры разных амплуа. Но А. Габибов – актер без амплуа. Ему удается одинаково мастерски исполнять роли всех жанров: драматические, трагические, комические, лирико-психологические… И всех своих героев он создает на очень высоком художественно-эстетическом уровне».
Создав в спектаклях Лезгинского театра галерею разнохарактерных, ярких, жизненных, правдивых образов, А. Габибов внес большой вклад в лезгинское театральное искусство, обогатил его новыми красками. На протяжении своей полувековой творческой жизни актер создал более 100 сценических образов.
А. Габибов является и композитором-любителем. Им написано много песен на стихи лезгинских поэтов. Они исполняются известными вокалистами.
Творческая деятельность А. Габибова оценена по достоинству. В 1986 году ему присвоено звание заслуженного артиста Дагестана, в 1995 году – народного артиста Дагестана, в 2005 году – заслуженного артиста России.
Недавно Абдуллаху Габибову исполнилось 70 лет. Несмотря на солидный возраст, актер с большим энтузиазмом продолжает творческую деятельность. Желаем ему здоровья, бодрости духа и всего наилучшего. Уверены, что и впредь ему будут сопутствовать успех и непреходящая любовь зрителей.