X
10:30 23.11.2022

Анай, десем, ананай!…

Багаутдин Узунаев
Выпуск - 2022 № 307
172

Центральное телевидение России продолжает радовать нас проектами традиционной направленности. Среди них, пожалуй, самой свежей по времени появления может быть названа передача «Поём на кухне всей семьей!».

Уже в самом названии заложена идея сбережения семейных, а следовательно, традиционных ценностей, к чему нас постоянно призывает и Президент России В. Путин.

Благо, руководитель страны не ограничивается только призывами, а вносит и существенный материальный вклад в дело поддержания благополучия российской семьи, от чего зависят не только стабильный рост демографии нашего государства, но и вопросы военно-стратегического планирования…

При всех претензиях общества к государству в плане дефицита заботы о материальных интересах народа благотворность этой меры признаётся всеми слоями населения нашей страны…

Но Россия, как известно, единственная на сегодняшний день страна, остающаяся верной принципу «не хлебом единым». Подтверждение этому мы находим и на информационном поле, в частности на ТВ-каналах, где на Первом из них и был представлен недавно проект «Поём на кухне всей семьей!».

Дебют получил одобрение не всех телезрителей, у некоторых нашлись претензии к отдельным членам жюри, к репертуару участников, но в целом передача получилась достаточно интересной, увлекательной. А с учетом того, что у нас большинство новинок проходят под знаком другой русской пословицы «Первый блин всегда комом», можно ожидать, что со временем новый проект обретет высокое качество и будет радовать российских телезрителей, усиливая в их душах преданность традиционным семейным ценностям.

Но вы же понимаете, что я обратился к этой теме неспроста. В новом проекте в передаче от 23 октября участвовали и представители Северного Кавказа: адыгейская «семья», назвавшаяся вполне понятным в реалиях нашего региона термином «Абреки», и «семья» из Дагестана, представшая под названием «Liberta», производным от которого является почти ненавистное ныне народу слово «либерализм».

Признаюсь, как первое, так и второе названия несколько насторожили меня: «абреки» – потому что на Кавказе уже давно изжита эта разбойничья форма социального протеста, а молодые адыгейцы будто бравируют им, реанимируют далеко не лучшее явление на Кавказе. Зачем? Для чего? Непонятно… Что касается дагестанцев, то они, наоборот, назвались термином, который очень плохо согласуется с традиционными ценностями, вертикалью и курсом на формирование общества сословного типа. Похоже, что люди вообще не ориентируются в идеологических трендах, которыми живет страна.

Еще большим разочарованием стало для меня само выступление дагестанской «семьи». Лидер группы, г-н Магомедрасул Рабаданов, посвятив аудиторию в подробности своей матримониальной истории, объявил, что группа исполнит кумыкскую песню «Анай, десем, ананай!». Песню эту он анонсировал как посвященную матерям, их бескорыстной любви к своим детям и т. п. На самом деле в этой песне нет ни слова о матерях, это песня влюбленного юноши, который подгадывает момент, чтобы тайком повидаться с возлюбленной…

Спрашивается, кто подсунул Магомедрасулу именно такую трактовку старинной песни? Кто-то, кто сам не знал, о чем она и кого она прославляет? Или кто-то просто решил пошутить над ним, а заодно и над всеми любителями кумыкского народного песенного искусства?!

Но это еще не все. Начав свое пение с нескольких строк кумыкской песни, молодые люди вдруг, без всякого перехода затянули знаменитую «Беловежскую пущу» «Песняров» и спели ее от корки до корки.

Я спрашивал у специалистов, к какому жанру можно отнести такое двусоставное, состоящее из двух разных произведений выступление? Мне сказали, что это попурри. Справочник же, куда я заглянул за проверкой, определяет «попурри» словами «несколько произведений». Но если даже с математической точки зрения цифра 2 – это вполне себе «несколько», то с точки зрения музыкального искусства – две песни для попурри маловато.

Но не в этом суть. Важнее другое: почему дагестанцы, выйдя на федеральный эфир, не решились исполнить для своих сооте­чественников-россиян песню на своем родном языке? Почему они решили, что россиянам будет приятнее и интереснее послушать в их исполнении песню, ставшую символом Белоруссии? Они, что, стесняются своего родного языка? Или им хотелось таким способом угодить всем слушателям? Тогда зачем было вообще заявлять, что они родом из Дагестана, что они собираются исполнить кумыкскую песню? Сказали бы просто: мы дагестанцы, но предпочитаем петь (и говорить) на русском, русский нам как-то роднее и ближе, да и знаем его мы лучше, чем свой родной язык… Это и прозвучало бы откровеннее, и больше соответствовало бы нашим дагестанским реалиям. А то, что мы увидели в исполнении «Либерты», больше походило на эксперимент по скрещиванию ужа с ежом… Как в художественном плане, так и в формате пропаганды «дружбы народов». Думаю, что такая пропаганда даст скорее обратный эффект, потому что Россия – многонациональное государство, государство, одним из главных исторических достижений которого является сбережение каждой, в том числе и самой малочисленной нации в огромной семье российских народов. Почему-то президент нашей страны, воздавая должное героизму нерусских воинов на Украине, не постеснялся сказать, что он тоже «лакец», «бурят», «чеченец» и т. д., а мы, представители малых народов России, стесняемся быть самими собой, говорить на своих языках и даже петь на них… Даже на фестивалях народного творчества дагестанские певцы часто исполняют песни на русском языке. Разве наши родные языки ниже сортом?! Ничуть не бывало! Любой язык, даже самый малый, скромный, представляет собой великую ценность, хотя бы потому, что он является результатом многовековых умственных трудов наших предков.

Если мы перестали это понимать, то это означает, что мы как историческая национальность деградировали, понесли потери, что очень печально… Почему этим дагестанским кумыкам нельзя было исполнить в указанной передаче кумыкскую песню – мне непонятно. Ведь те же «Абреки», выступившие перед ними, спели на своем родном адыгейском языке, что, между прочим, не помешало жюри пропустить их в следующий тур конкурса. А вот кумыков, несмотря на их чисто русский выговор, в следующий тур жюри не пропустило.

Пусть это подвигнет на размышления представителей других народов Дагестана, которые сподобятся попасть на передачу «Споём на кухне всей семьёй!».

Статьи из «Общество»

Каспий: кто и что убивает тюленей

23
В последние годы мы сталкиваемся с фактами массовой...

Однажды на телестудии

4
Итак, за неделю до Нового года звонит моя невестка и спрашивает: «Не могли бы вы, отец,...

Налог на «железного коня»

6
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...

ВАЗ заимел технологический суверенитет?

4
Нетрудно представить себе временной отрезок в 25 секунд. Это меньше полминуты. Что можно сделать за такое короткое время?...

Электрокары замахнулись на рекорд

2
На отечественном авторынке по итогам прошлого года...

Поедем? Нет, полетим!

4
Принято ругать отечественных производителей авто, считая наших инженеров недостаточно...

Верность историческому выбору

5
Наша республика 20 января отметит очередную годовщину своей автономии. В этот день в далёком 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял...

Благородное наследие

7
Сын достоин памяти своего отца, если продолжает его благородное дело, чтит и с искренним...

Дом печальный

12
Закат советской эпохи для Махачкалы ознаменовался рядом архитектурных изысков....

Не дрогнуть на избранном пути

65
С момента возникновения наука традиционно считалась...

Пособия: кому и сколько

24
Минтруд Дагестана информирует, что с 1 января 2025 года размеры государственных пособий для семей с детьми будут следующими:

Праздник, который объединяет

12
Рождество в Дагестане – это не только светлый и радостный праздник, напоминающий о...