Аромат свежей газеты
Сегодняшняя молодежь, едва проснувшись поутру, хватается за смартфоны. Люди старшего поколения хорошо помнят читательский бум советского периода, когда каждое утро открывали свежие газеты (желание быть постоянно в курсе новостей неистребимо), а вечерами зачитывались увлекательными книгами. И, собравшись теплой, дружеской компанией, горячо обсуждали прочитанное, рекомендовали друг другу популярные полиграфические новинки.
Полиграфистов очень уважали, даже в некоторой степени завидовали: они ведь первыми узнавали все новости и знакомились с новыми литературными произведениями! Так и родился в 2013 году их профессиональный праздник – День российской полиграфии, который отмечается ежегодно 19 апреля. Эта дата имеет исторический выбор.
Именно 19 апреля 1563 года российский первопечатник Иван Федоров начал работу над первой отечественной печатной книгой «Апостол». Над ее созданием Иван Федоров и Петр Мстиславец трудились целый год. Тогда же царь Иван Грозный распорядился построить первую типографию. С того времени и берёт свое начало русская полиграфия, насчитывающая уже почти 450 лет.
В Дагестане до середины XIX века, как писал советский и российский востоковед, историк, исламовед Амри Шихсаидов, типографий не было, произведения местных авторов начиная с XI века распространялись путем переписывания или устно.
Начиная с 70-х годов XIX столетия в городах Дагестана были открыты несколько частных полиграфических предприятий. В 1901 году официально функционировали 10 типографий, в которых на русском и на языках народов Дагестана с помощью кириллицы печатались служебные документы царской администрации, учебные пособия, «Обзор о состоянии Дагестанской области», другие сборники и периодические издания.
Одним из организаторов и руководителей этого замечательного явления в истории духовной культуры народов Северо-Восточного Кавказа был Магомед-Мирза Мавраев (1878-1964) из селения Чох Гунибского округа. После получения официального разрешения царских властей им были закуплены в Турции немецкие литографские станки на средства от продажи состоятельными родственниками 400 овец.
В 1903 году М.-М. Мавраев открыл паровую типолитографию в Темир-Хан-Шуре и приступил к организации издания книг на языках народов Дагестана и Северного Кавказа, а также на арабском и русском языках.
Наряду с духовно-религиозными произведениями, было издано довольно значительное количество учебников, словарей, различных календарей, медицинских справочников, произведений художественной литературы, трудов дагестанских ученых по истории Дагестана, астрономии, филологии и т. д.
В Махачкале типографию начали строить в начале 1920-х годов. Народный комиссар просвещения Дагестана Алибек Тахо-Годи, высоко ценя знания и деловые качества М.-М.Мавраева, назначил его заведующим отделом Даггосиздата и поручил заботы о полиграфическом оборудовании и всем вопросам, связанным с пуском типографии.
В последнее время актуальность полиграфии, как и печати, падает: идут процессы замещения печатной продукции, и с этим не считаться нельзя. Поэтому главная проблема сегодня – сохранение значимости бумажного носителя для читателя, обеспечение конкурентоспособности печатного дела в соревновании с современными электронными носителями информации.
Опытный современный печатник-полиграфист Арсен Магомедов, работающий в типографии ГАУ РД «Издательский дом «Дагестан» с 1995 года и достигший определенных высот в профессии, знает точно, что в сегодняшних условиях процесс выпуска роскошного книжного издания займет не более двух недель.
В беседе Арсен Магомедов рассказал, что полиграфическая сфера в Дагестане за последние четверть века пережила модернизацию: в процесс печатания добавились компьютерные технологии, существенно облегчившие трудоемкость производства. Печатные станки стали компактнее и умнее, со сложной электронной начинкой, требующей грамотного обслуживания. Продемонстрированная им готовая продукция на выходе из станочной линии офсетной печати поразила яркостью и точностью красок на мелованной бумаге. Чуть позднее уже в другом цехе отдельные листы обретут красочные обложки и переплет и превратятся в произведения полиграфического искусства. Но настоящее чувство гордости своим роскошным видом, качеством полиграфии и выходными данными («издано в Махачкале») вызвали выпущенные в государственной типографии ГАУ РД «Издательский дом «Дагестан» великолепные книги с суперобложками, которые красуются на специальных стеллажах в приемной Министерства печати и информации.
В Дагестане широко известны также типографии «Лотос», «Дагпресс», «Радуга», выпускающие методом аналоговой офсетной печати самую разнообразную продукцию – начиная от качественных визиток и листовок до книг. Есть и другие предприятия полиграфии, расположенные в городах республики.
Сам Арсен Магомедов к будущей профессии пришел еще в школьные годы, когда по заданию учителя выпустил информационный плакат. Это и определило его желание стать полиграфистом.
Сегодня в стране более семи тысяч типографий. Из них уже почти две с половиной тысячи – цифровые. Скоро полиграфия станет на 100% компьютеризированной. Это следующий этап в развитии полиграфии. Сотни лет доминировали металлический набор, цинкография и типографская печать, 50 лет – фотонабор и офсетная печать. Компьютерная эра набирает свои обороты, но книги и печатная продукция, завоевавшие ведущее место еще в давние времена, позиций не сдают.
В книгах, газетах, журналах, календарях присутствуют особые запах и дух, которые не создадут ни планшет, ни компьютер. Недаром утро в любой европейской семье начинается не только с чашечки кофе, но и с просмотра утреннего выпуска ежедневной газеты. Хочется думать, что и у нас эта подзабытая традиция возродится.