Он родился в городе Дербенте в семье рабочего. После окончания школы продолжил образование в Ростовском техникуме путей сообщения. Трудовую деятельность начал техником строительного отдела горкомхоза Дербента, затем работал инженером Дербентской дислокации пути Северо-Кавказской железной дороги. С 1935 по 1937 годы проходил действительную службу в рядах Красной Армии.
Когда началась Великая Отечественная война, Михаил всей душой рвался на фронт, но у него как у железнодорожника была «бронь». И только в конце 1941 года его настойчивость была вознаграждена, его призывают в армию и отправляют в Тбилисское артиллерийское училище. После ускоренного курса в марте 1942 года лейтенант Михаил Сурмач попадает на фронт и участвует в боях в районе Майкопа. После того как немецкие войска были изгнаны с Кавказа и части Красной Армии двинулись на запад, он участвует в освобождении Украины. За участие в разгроме Корсунь-Шевченковской группировки противника командир батареи Сурмач получил первую награду – орден Красной Звезды.
Затем были другие сражения и другие награды. Но самым запоминающимся для Михаила было сражение на реке Одер. В ночь на 25 января 1945 года старший лейтенант Михаил Сурмач со своей батареей первым в полку переправился через реку Одер у местечка Трешен (юго-восточнее польского города Вроцлав), захватил плацдарм и организовал его оборону. На следующий день в течение 16 часов отразил несколько контратак противника, уничтожив при этом большое количество огневых точек и живой силы.
За эти подвиги ему 10 апреля 1945 года Указом Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны Михаил Михайлович вернулся на железнодорожный транспорт и работал сначала в Житомире, затем в городе Нежин. И завершил трудовую деятельность начальником дистанции пути в Гудермесе.