Автобусы увольняются?
Куда делись автобусы, которые в народе назвали «Метан»? – недоумевают жители Махачкалы. Действительно, в последние дни этот вместительный общественный транспорт не появляется на городских улицах. И это ощутимо сказалось на пассажироперевозках.
Фактически это единственные автобусы в городе. Они позволяли передвигаться без пересадок из одного конца города в другой. А маршрут № 100 соединял Махачкалу с Каспийском. К преимуществу «Метанов» можно отнести и более низкую по сравнению с маршрутками цену, а также то, что этот вид транспорта приспособлен для передвижения инвалидов и матерей с грудными детьми. Автобусы были оснащены пандусами для въезда колясок, их можно было свободно разместить в салоне.
– Действительно, с 1 сентября наши автобусы перестали выезжать на линию, – подтвердил в разговоре с корреспондентом «ДП» председатель профсоюзной организации сотрудников ГУП «МПАТП-2» Кадим Нухов.
По его словам, руководство предприятия запретило выезд автобусов из-за того, что у них закончился срок действия страховки. Как уверяет К. Нухов, это лишь повод, а настоящие причины лежат в другой плоскости.
– В конце мая этого года наш конкурсный управляющий Федор Пряхин уведомил о решении по приостановлению деятельности предприятия в связи с его убыточностью и сокращению штата работников. 3 июня движение автобусов было прекращено. Однако под давлением общественности это решение было отменено, и 6 июня мы вновь вышли на работу. Однако нам были созданы кабальные условия: суточный план ежедневной выручки был повышен до 6 тысяч, а затем до 6,5 тысячи рублей. Если ранее доля водителя из выручки составляла 1150 рублей, впоследствии она была уменьшена до 790. В табелях водителям отмечали 15 часов, хотя реально рабочий день составлял чуть ли не 20 часов. В результате заработная плата снизилась с 17 тысяч до 11 тысяч рублей», – говорит профсоюзный руководитель.
Здесь стоит отметить, что в марте прошлого года Арбитражный суд по иску налоговых органов признал МПАТП-2 банкротом. Как сказали нам в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РД, в чьем ведении находится предприятие, причиной банкротства стала задолженность перед Минфином РФ, образовавшаяся в 2015 году из-за решения Верховного суда России о необходимости возврата в федеральную казну ранее выделенных 160 млн руб. Эти средства к тому моменту были израсходованы. По данному факту директор ГУПа Шамиль Дибирчуев был осужден за злоупотребление полномочиями. Со временем за счет пеней и штрафов сумма задолженности возросла до 198, 5 млн рублей. В ГУП был назначен конкурсный управляющий Федор Пряхин.
– За все это время коллектив предприятия ни разу не видел Пряхина в лицо. Насколько нам известно, он постоянно проживает в Иваново. Всеми делами заправляет его доверенное лицо Мамед Эминов, – продолжает К. Нухов.
Сегодня на МПАТП-2 трудится 131 человек. На балансе предприятия 68 автобусов, хотя на линию выезжают всего 28 машин. Остальные поломаны, средств на их ремонт нет
По его мнению, руководство предприятия ведет последовательный курс на его окончательное закрытие. Коллектив намерен противодействовать этому. Сотрудники ГУП 3 сентября провели на площади в Махачкале акцию протеста с требованием обратить внимание на проблемы предприятия. Протестующих приняли в отделе по внутренней политике Правительства РД. На встречу был приглашен министр транспорта и дорожного хозяйства РД Ширухан Гаджимурадов. В ближайшие дни намечена встреча председателя профсоюзного комитета с руководством республиканской прокуратуры.
Сегодня на МПАТП-2 трудится 131 человек. На балансе предприятия 68 автобусов, хотя на линию выезжают всего 28 машин. Остальные поломаны, средств на их ремонт нет.
Мы попытались связаться с руководителями МПАТП-2, чтобы выяснить их позицию, но на наши звонки не ответили.
Между тем, как сказали в Минтрансе РД, если ситуация на предприятии не стабилизируется, прорабатывается возможность замены автобусов ГУП «МПАТП-2» на аналогичные автобусы других перевозчиков. Правда, отметили в ведомстве, не стоит надеяться, что этот процесс произойдет быстро, поскольку связан с назначением конкурсных процедур, на что потребуется определенное время.
Тут возникает несколько вопросов. Первый: почему автобус, который ездит на самом дешевом топливе и ежедневно приносит более пяти тысяч рублей выручки, вдруг оказывается убыточным? Второй: если этот перевозчик считает маршруты убыточными и больше половины автобусов даже не ремонтирует, что изменится для другого перевозчика, которого собираются привлечь? Для него создадут иные условия? И третий: на что надеяться махачкалинцам и гостям столицы, которые и так не избалованы стабильно работающим общественным транспортом?