Купить PDF-версию
22:37 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
09:09 01.11.2018

Байдуков, Чкалов, Беляков…

Это прославленные советские летчики (на снимке слева направо). Однако, услышав их имена, мне чудятся не самолеты, не рокот авиамоторов и не планшет с воздушными маршрутами на картах, а фирновый снег, трещины в ледниках и острые скальные пики дагестанских горных вершин.

Русские люди в истории Страны гор оставили следы самых разнофакторных событий — от батальных во время первой Кавказской войны и до созидательных в советский период. Памятник Русской учительнице в Махачкале – особый знак признательности и благодарности русскому народу за уроки просвещения и, как его результат, за выход к мировой цивилизации и последующее образование собственной кадровой базы во всех областях науки и культуры, создание современной экономики.

Но есть памятники ландшафтные, в которых увековечены имена русских людей, прославивших СССР – союзное государство, в котором Дагестан занял свое достойное место. Я имею в виду горные пики на Богосском хребте, названные в честь советских летчиков Чкалова, Байдукова и Белякова. Когда в 2007 году взошел на пик Байдукова (4050 м), понял, какое это было правильное решение – назвать дагестанские вершины именами прославленных пилотов: и там, в кабине самолета, высота, и тут, на пике, высота!

… 30-е годы прошлого века. Это был период мощного социалистического строительства в СССР: ДнепроГЭС, Магнитка, Кузбасс, Уралмаш и многое другое, а также рывок в научно-технической сфере и в спорте. 20 июля 1936 года советская авиация доказала своё превосходство над всеми странами: начался беспосадочный перелёт от Москвы до острова Удд. Его совершил экипаж Валерия Чкалова на самолёте АНТ-25.

В те годы многие страны пытались установить рекорд дальности полёта. Еще в 1933 году был закончен самолёт АНТ-25, который как раз был рассчитан на дальние полёты. А в 1936 г. экипаж под командованием Чкалова обратился к С.Орджоникидзе, чтобы тот дал разрешение на перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку. Позже весь экипаж был вызван в Кремль. Сталин объявил, что перелёт через полюс – это важно, но сейчас больше нужен беспосадочный полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Уточним, что позже перелет в США тоже был осуществлен Чкаловым и Громовым.

Полет начался в Москве 20 июля 1936 года и завершился 22 июля на острове Удд в заливе Счастья, вблизи города Николаевска-на-Амуре. Перелёт длился 56 часов 20 минут. Было преодолено 9374 километра. После этого все мировые СМИ стали рассказывать о подвиге советского экипажа.

Корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Дюранти писал:
«…Этот перелет возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но что советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов. Невозможно преувеличить важность этого фактора не только с точки зрения экономической или чисто индустриальной, но и с точки зрения международных отношений…».

Лётчики Чкалов (капитан), Байдуков (второй пилот) и Беляков (штурман) получили звание Героев Советского Союза. А позже в политбюро было принято решение переименовать острова Удд, Лангр и Кевос в заливе Счастья в острова Чкалова, Байдукова и Белякова. А в Дагестане их имена получили прописку на горных вершинах.

Статьи из «Страна гор»