Ближайшие населённые пункты: на северо-востоке – село Ирганай, на северо-западе – сёла Моксох и Харачи, на юго-востоке – сёла Аракани и Майданское, на юго-западе – сёла Оркачи, Буцра и Гоцоб.
Название села не что иное, как точное его топографическое месторасположение. В переводе с аварского языка на русский слово Балахани означает – село «в защищённом месте, за гребнем горы».
По одной из версий, селение основано пришедшим из койсубулинской местности Белекан. История Балахани тесно связана с Цором, т. е. землями Грузии и Азербайджана, на границе с Дагестаном. Во взаимоотношениях с этими странами балаханинцы на протяжении веков занимали одно из ведущих мест.
Койсубулинское вольное общество всегда играло важную роль в общественно-политической жизни горного края, количеством воинских сил не уступало крупным феодальным владениям Кавказа. Дружины койсубулинцев временами нарушали спокойствие соседей, создавали им угрозу безопасности, иногда даже враждовали с разными ханствами и обществами. Особо воинственными были джамааты селений Унцукуль, Балахани и Харачи.
Есть предание о том, как балаханинцы помогли унцукульцам противостоять хунзахским ханам. В одно время каждое хозяйство унцукульцев должно было платить хану по 4 меры зерна и винограда. Помимо этого хан стал требовать ореховую золу, применяемую для стирки. Притязания его всё росли: он стал требовать от унцукульцев и полного подчинения. Унцукульцам надоело терпеть произвол хана. Они договорились с балаханинцами пригласить хана с его людьми, напоить и уничтожить его вместе с нукерами. Хан послал своих нукеров, а сам не явился. Пиршество было организовано в густом лесу в местности Щугиб. Убедившись, что гости пьяны, унцукульцы и балаханинцы всех их перебили. Спасся только один мальчик. Потеряв многих преданных нукеров, хан оставил Унцукуль в покое.
Так или иначе, правителям Аварии тогда удалось наладить приемлемые взаимоотношения с известными койсубулинскими предводителями и владетелями сопредельных территорий.
Балахани издревле славится храбрыми, удалыми, отважными, мужественными воинами. Большую известность в народе имели балаханинские воеводы и предводители — руководители набегов на сопредельные с Дагестаном территории. Из уст в уста передавались народные песни о предводителях Чунчалаве, Чунчал Мусе, Мусал Адалаве, Большом Нурмухаммаде и других балаханинцах.