Бастион человечности
Немодное слово «ветеран труда». Последние десятилетия нам так внушали со всех экранов, что успех вне зависимости от вложенного труда – наше всё, так усиленно демонстрировали шоу – миллионеров как символ элиты страны, которая теперь так «благодарно» разбежалась по загранице, что общество стало терять ориентиры подлинного и ложного. В эпоху пиар-технологий честным труженикам в публичном пространстве места почти не осталось, тем более все они, как правило, скромны. Нужны ли ветераны нам, особенно в работе с молодёжью? Преимущественно к 9 Мая и Дню инвалидов для фотографий и демонстрации внимания к ним.
Как сегодня говорят «спасибо» тем, кто всю жизнь честно отработал? Практически никак. Если не уволили по невнятной «оптимизации» до пенсии, если уволили по пенсионному возрасту в день рождения, то забывают на другой день, как будто человека в природе не было. Работа с молодёжью больше похожа на заигрывание с ней: ничем себя не проявив в конкретной специальности и лишь активно участвуя в общественных акциях, можно потом сразу идти в начальники и дальше, ибо контролировать и давать поручения может каждый, а коэффициент ухудшения ситуации или топтания на месте никто не будет проверять, тем более искусство составления отчёта не требует особых способностей. В почёте лица без морщин. Молодость, сразу ставшая успешной. Это хорошо, но для кого? Не развращает? Вовремя отметиться в нужных тусовках, примкнуть к популярным акциям, мельтешить в соцсетях фотографиями с нужным фоном, освоить искусство презентаций – и ты в тренде. Я за ту молодёжь, которая становится успешной реальным трудом, а не политтехнологиями. Мне стыдно перед теми, чей труд мы успешно развеивали в дым в погоне за новыми трендами, кто уходит тихо и незаметно, но даже инерция их труда по-прежнему даёт больше, чем бравурные отчёты о современных достижениях, потому что они большей частью новое слово об утрачиваемом смысле.
Ушла из жизни в начале этого года отличник народного просвещения СССР Патимат Хизриевна Мамаева (на снимке), отдавшая 55 лет жизни образованию республики. Учитель учителей. Ушла тихо и незаметно, так же, как все эти годы уходит поколение, ставившее содержательность выше формы. Отслужившее как бессменный часовой, не претендовавшее на внимание, до последнего старавшееся продлить время служения даже вопреки своему здоровью – уходит. Оглянемся вслед каждому. За ним судьба целого поколения, того, которым произрастала страна. А когда уходит Учитель, пусть наше Слово о нём будет залогом человеческой благодарности и памяти. Тем более когда по всему Дагестану остались тысячи достойных учеников и учителей, которых обучала Патимат Хизриевна.
Высокий научно-методический уровень работы учёного и педагога, её ответственность, внимание к учителям обеспечили Патимат Хизриевне Мамаевой высокий авторитет и признание профессионального педагогического сообщества
Дитя войны, она родилась в 1941 году в селении Турчи Лакского района в крестьянской семье. В 1958 году поступила на биолого-химический факультет Дагестанского государственного университета. «На факультете в основном работали эвакуированные во время ВОВ в Дагестан учёные страны, – вспоминала Патимат Хизриевна. – Были и ветераны войны. Все они были преданные науке люди, которые заражали этой любовью и своих студентов. Поэтому с первого курса я оказалась в составе научного студенческого кружка, посвящённого изучению флоры и растительного покрова Дагестана. Руководил кружком любимый всеми студентами доцент, кандидат биологических наук, участник Великой Отечественной войны Борис Дмитриевич Алексеев».
Кружковцы вместе с преподавателями выезжали каждый год по всем районам Дагестана, выявляя ценные виды растений, которые могут быть использованы в медицине, пищевой промышленности и других отраслях народного хозяйства. Во время выездов собирались сведения о том, как местные жители используют эти растения. И эти выезды, изучение растений непосредственно в природной среде, общение с преподавателями сыграли ведущую роль в становлении будущего исследователя жизни растений. Не удивительно, что её дипломная работа была награждена на ВДНХ по итогам конкурса студенческих работ дипломом I степени. Так что аспирантура стала закономерным следующим шагом.
Для того чтобы успешно выдержать экзамены, она самостоятельно изучала английский язык, уже работая на тот момент учителем биологии, химии и основ сельского хозяйства в школе № 1 г. Хасавюрта. Пытливый ум, воля, увлеченность любимым делом – и вот уже в 1964 году молодая учительница получает вызов на конкурсный экзамен, который принимал учёный совет Главного ботанического сада Академии наук СССР. «Пока я доехала до Москвы, день приёма экзамена прошёл, но со мной стали говорить как с принятым аспирантом, – вспоминала Патимат Хизриевна. – Выявили мои научные интересы, и так как они касались изучения растений Дагестана, имеющих лекарственное значение, предложили сотрудничать с учёными Всесоюзного института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР)».
Тогда самым актуальным было изучение марены красильной в природных условиях, которую разводили по всей Европе и Азии как ценное красильное растение, к тому же как средство для лечения почечно-каменной болезни. ВИЛАР был настолько заинтересован ресурсом марены в Дагестане, что сразу же запланировал экспедицию на лето 1965 года в Дагестан под руководством известного геоботаника доктора биологических наук, ресурсоведа Владимира Борисовича Куваева. Научным руководителем дагестанской аспирантки стал известный эколог, 35 лет руководивший Среднеазиатским государственным университетом, Михаил Васильевич Культиасов.
Патимат Хизриевна в срок защищает с блеском диссертацию и как кандидат биологических наук работает в Дагестанском государственном педагогическом институте на кафедрах физической географии, ботаники, затем заместителем декана факультета начальных классов, где проработала до 1992 года. А потом более четверти века – учитель учителей: 15 лет заведует кафедрой методики начального обучения, впоследствии методист научно-методического отдела Дагестанского института повышения квалификации учителей, позднее переименованного в Дагестанский институт развития образования. Четверть века она оказывала научную и методическую помощь учителям, вела большую работу по обобщению опыта лучших учителей, обеспечила учительский корпус республики методическими рекомендациями по общепедагогическим и учебно-методическим проблемам начального образования, по проблемам преподавания естественнонаучных дисциплин. Составила и вела базу данных «Лучшие учителя Республики Дагестан», обеспечивая тщательный мониторинг темы и привлекая лучших учителей к проведению показательных уроков.
Высокий научно-методический уровень работы учёного и педагога, её ответственность, внимание к учителям обеспечили ей высокий авторитет и признание профессионального педагогического сообщества. Благодаря многолетней творческой и ответственной работе Патимат Хизриевны свою квалификацию повысили десятки тысяч учителей сельских и городских школ республики. Новаторский подход к рассматриваемым проблемам, ориентированность на практику определили востребованность её научных трудов: это учебник для 5 класса общеобразовательных школ Республики Дагестан «Природа Дагестана» (М.: Дрофа, 2009); пособия для учителей «Современные педагогические технологии и их реализация в начальной школе Республики Дагестан» (Махачкала, 2007), «Введение в историю по курсу «Окружающий мир». Справочно-хрестоматийный материал по истории Дагестана для учителя начальных классов (Махачкала, 2014); «Формирование экологически мыслящей личности дошкольника» (Махачкала, 2016) и др. Сама Патимат Хизриевна так формулировала сворю задачу: «Мои научные труды посвящены внедрению в школу новых педагогических технологий с реализацией краеведческого принципа. Учитель начальных классов, а тем более биолог обязаны знать, что растёт, кто живёт вокруг них. А природа Дагестана очень разнообразна. То, что подходит для учащихся г. Дербента, никак нельзя называть учащимся селения Тлярата и т. д. Главное же требование времени – занять учащихся на уроке содержательной учебной деятельностью, в результате которой они учатся чему-то новому, доселе не знакомому».
Когда начинаются сокращения, первыми под удар попадают возрастные сотрудники, хотя нередко они работают лучше тех, кто не отягощен годами. А потеря работы для грамотных и увлечённых своей работой нередко сокращает и время жизни. Никаких красивых проводов человека на заслуженный отдых не было. Вчера, как четверть века раньше, человек был на рабочем месте, сегодня нет. Увы, ничего не меняется для окружающих. Незаменимых людей нет – это не про уникальность людей и не про человечность, к сожалению. Это про обезличенную целесообразность машины управления. И неважно, будет ли новый человек лучше или вообще этого рабочего места не будет. Подстроиться можно под любую реальность. Но почему, когда я вспоминаю, как быстро смертельная болезнь вырвала из жизни прекрасную горянку, которая через всю свою непростую и достойную жизнь пронесла высокие человеческие и профессиональные качества, как из последних сил она приходила на презентации книг и встречи, чтобы поддержать коллег, как, узнав о болезни кого-либо, она, приготовив домашние чуду или курзе, преодолевая боль, навещала всех, как уходила от вопросов о здоровье, о себе, я думаю о том, что есть наша вина перед ветеранами, даже если они сами так не считают. Редкие коллективы, где умеют достойно чтить ветеранов, – это заслуга либо отдельных руководителей, либо отдельных членов коллектива.
Горькие размышления о ветеранах перед памятью учителей рождены сегодняшним днём, но не перед самой памятью, этим важнейшим бастионом человечности, памятью о тех, кто покидает нас, оставив после себя свет добрых дел.