Беречь и сохранять красоту языка

Язык... Русский язык... Это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем. Это еще и музыка, источник эстетического наслаждения. Это золотой ключик к познанию истории старины, национального характера, народной мудрости... И как же больно, что мы не бережем это драгоценное достояние, доставшееся нам по наследству. По пальцам можно пересчитать современных авторов, чей язык сохраняет высокую пробу. Лишь когда читаешь «Царь-рыбу» Астафьева, ощущаешь всю прелесть мыслей и чувств и словно прикасаешься губами к свежей родниковой воде.
Где же эта свежесть языка, куда она подевалась? Где оно, свободное владение родным языком? Потоком льется с экрана телевизора безграмотная речь, вызывая смех сквозь слезы. Ведь, казалось бы, авторы многих телепередач прошли полный курс русского языка и, в общем, отражают состояние обучения по этому предмету. И в наших школах только и делают, что учат правилам синтаксиса и орфографии, а на поверку выходит, что у ребят нет элементарной культуры письма. Читая иной раз экзаменационные сочинения выпускников, наблюдаешь примеры, показывающие, что многие школьники не умеют адекватно выразить свою мысль.
Система обучения русскому языку и литературе в школе сегодня глубоко порочна и старомодна. Важнейший раздел — развитие речи — всегда был на положении Золушки и является жалким придатком к программе. На первое же место всегда ставилось изучение грамматики — причем в той последовательности, в какой ее проходят в вузах:
существительные, прилагательные и т.д. Отбросив на задний план развитие речи, мы по существу выхолащиваем суть главнейшего предмета школьной программы.
В этом отношении интересен опыт американских школ.
Чтобы поступить в хороший американский университет, нужно в последний год обучения в школе обязательно сдать специальный экзамен, проверяющий глубину словарного запаса абитуриента. Серьезность этого экзамена вызывает уважительный трепет у старшеклассников, побуждает их много читать, расширять лингвистический кругозор.
Вообще изучение родного языка в американской школе носит более практический характер, чем у нас: там учат выступать публично, составлять грамотный отчет о проделанном эксперименте, делиться аргументированным суждением о книге, фильме, соревновании, спектакле. Сочинений или «эссе» пишут очень много — гораздо больше, чем у нас. Тематика сочинений доступна учениками. И ни один педагог не осмелится предложить «наши» темы.
Я проработал педагогом более 36 лет и наблюдаю, как падает образовательный уровень. Это происходит, потому, что дети сегодня у нас сегодня просто ничего не читают. Аудио и видео заменяет им общение, книги. И учебники у нас пошли какие-то непонятные, где иной раз встречаешь грубейшие ошибки.
В последние годы на книжные и газетные страницы хлынула такая лингвистическая, расхристанность, когда отдельным текстом выдается то, что раньше называлось словом «матерщина». Авторы этих опусов, видимо, решили, поскольку у нас уничтожена цензура, — значит можно выражаться нецензурно.
Очень часто в русский язык насильственно внедряются такие изрядно поднадоевшие слова, как «консенсус», «плюрализм», «менеджер», «ток-шоу», «толерантность», которые можно без всяких усилий заменить более простыми словами.
Я не политик и не государственный деятель, я учитель, но пытаюсь трезво оценивать происходящие в обществе процессы, как человек, любящий свою страну. И поэтому призываю беречь родной и русский языки — кладезь мудрости и просвещения.
Статьи из «Общество»
Наш долг – помнить

Офицеры не сдаются

Минута молчания длиной в 50 лет

Самый главный праздник

Наш священный праздник

Победе посвящается

Он сражался за Родину
