Бесконечный час пик
Как сытый голодного не понимает, так и имеющий автомобиль никогда не поймет мытарства «безлошадного» пассажира общественного транспорта.
Каждый будничный день жители почти миллионной Махачкалы выходят на маршрутные остановки. Кто живет ближе к конечной, откуда трогаются пустые маршрутки и автобусы, тому относительно повезло: сел и почти спокойно едешь до нужного места. Остальные терпеливо ожидают прибытия городского транспорта. Не всегда успешно. Да и не всегда терпеливо, что уж там…
Если в подъехавшей маршрутке есть хотя бы полквадрата свободной площади, люди втискиваются внутрь, хватаются за поручни и устраиваются по возможности удобно. Конечно, в крайне стеснённой обстановке толковать об удобстве смешно. Но нет в эти минуты большей радости для пассажира, чем выполнение ловкого прыжка на подножку маршрутного такси, – это же как в последний вагон
заскочить.
Интересно и другое явление. Кто успел втиснуться, тот вслед идущему пассажиру с искренне-фальшивым сожалением говорит: мол, сам видишь, нет тут места. Здесь как нельзя кстати поговорка: «Меньше народа – больше кислорода». Но увы и ах! Радоваться стоит, если физическая скованность вообще позволит дышать.
Водитель на всю эту канитель смотрит весьма снисходительно, с пониманием относится к желанию людей вовремя добраться до места, поэтому замечания типа «стоячих не беру» уже не актуальны. Все спешат по делам, отсюда такой ажиотаж в часы пик. Однако это не единственная причина, по которой на остановках образуется безумное столпотворение.
Есть другая, как бы искусственно созданная причина: недостаточная развитость общественного транспорта, нехватка микроавтобусов. Иначе чем объяснить запредельную забитость маршруток? Государственный стандарт дозволяет перевозить одного стоячего пассажира. Но стандарт говорит одно, а по факту на ногах народу иногда больше, чем сидящих граждан. Даже с чисто бытовой, гигиенической точки зрения такая скученность непозволительна.
Напрашивается извечный вопрос: «Что делать?» Решение многим кажется простым, как кувалда: если на загруженной и востребованной транспортной линии курсирует десять маршруток, но их явно недостаточно, стоит вдвое увеличить количество транспорта. Другое дело, устроит ли это водителей, чей доход резко снизится. Не имеем ли мы дело со сговором? Это так, размышления вслух. Хотя…