Купить PDF-версию
X
08:05 18.11.2013

Безалкогольное кино и госмонополия на вино

Взбудоражившая российских граждан инициатива запретить показывать в кино сцены с распитием спиртного, озвученная зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Николаем Герасименко и поддержанная рядом общественных фигур и политиков, на самом деле лишь вершина айсберга законодательных и регуляторных инициатив последнего времени, призванных навсегда искоренить из жизни россиян алкоголизм и бытовое пьянство.

Эту же цель преследовали «сухие законы» 1914 и 1985 годов, но и в том, и в другом случаях довести дело до конца помешали перемены общественно-политической формации. Интересно будет посмотреть, чем это может закончиться на этот раз.

Перебор с дозой

На этой неделе россиян оповестили сразу о трех антиалкогольных инициативах сверху. В понедельник Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обнародовала проект постановления правительства, который позволял бы ­Росалкогольрегулированию с нового года инициировать досудебную блокировку сайтов, продающих спиртное в Интернете.

В среду утром из думского комитета по охране здоровья послышался призыв запретить сцены с рюмками и бутылками на экране путем принятия всеобъемлющего антиалкогольного закона, аналогичного антитабачному, к вечеру среды подхваченный вице-спикером Госдумы Сергеем Железняком, членом Общественной палаты РФ, сопредседателем Союза потребителей Владимиром Слепаком и главным наркологом России Евгением Брюном.

В ту же среду заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров предложил ввести в России госмонополию на продажу спиртного.

Три антиалкогольные дозы подряд в один день и без закуски оказались явным перебором. Результат не замедлил сказаться. Как только дозы всосались в кровь общества, в полном соответствии с классикой жанра всем захотелось поговорить, причем больше всего — на тему безалкогольного кино, как, наверное, наиболее близкую и простому народу, и творческой интеллигенции.

Кина не будет

Сейчас борьба государства за контроль над рынком алкоголя не очень заметна, но ведется постоянно и упорно. В том числе и война государства с частным алкогольным бизнесом на рекламном поле.

Это поле сокращалось, как шагреневая кожа, и в итоге летом прошлого года спиртное, включая пиво, было изгнано с первых и последних страниц печатных изданий, из уличной рекламы, с телевидения и из Интернета. Оставалось рекламировать его только непосредственно в магазинах и… в кино.

Теперь про кино, похоже, придется забыть. Если режиссеры и отстоят свое право на творческий замысел, подразумевающий показ пьющих героев на экране, то про показ этикеток на бутылках и, соответственно, о финансировании с помощью так называемого продакт плейсмент им уж точно придется забыть.

Цена градуса

Ради чего государство ведет такую тяжелую и изнурительную борьбу с производителями и продавцами спиртного? Возникает сильный соблазн дать самое простое объяснение — ради денег.

По данным Росстата, в прошлом году российский рынок алкоголя отыграл трехлетнее падение после кризиса 2008 года. А еще до этого, в 2011 году, его объем в денежном выражении, по данным ИК «Ренессанс Капитал», составлял $37,5 млрд. Больше денег крутится только на американском рынке спиртного.

Деньги огромные. Всего в четыре раза меньше годового дохода «Газпрома», который по Международному стандарту финансовой отчетности в прошлом году заработал около 4,7 трлн руб. Львиную долю этих денег делят между собой всего четыре частные алкогольные компании.

Власть в общем-то не скрывает, что ее интересуют алкогольные деньги. В обосновании проваленного Госдумой закона о госмонополии на спиртное честно говорится, что «введение государственной монополии в указанной сфере будет способствовать обеспечению экономических интересов страны».

Но там же говорится, что госмонополия предотвратит «массовую алкоголизацию населения», послужит «целям защиты здоровья населения», что 5 млн россиян страдают хроническим алкоголизмом, а регулярно пьют спиртное 40% работающих граждан, по 40 тысяч из них ежегодно умирают непосредственно от алкогольной интоксикации, а сколько «от сопутствующих алкоголизму болезней» точно, подсчитать невозможно, но их «сотни тысяч».

Все это, наверное, если не абсолютно точная картина происходящего, то очень близкая к реальности. Вопрос лишь в том, может ли полный государственный контроль над спиртным изменить ее.

Не в кино дело, а в его зрителе

Вся история нашего государства учит, что сама по себе госмонополия на спиртное проблему пьянства не решает и, похоже, в принципе не способна решить. А что тогда?

Как это ни смешно, алкогольную проблему поможет решить предложение насчет «трезвого кино», если понимать его не буквально, а задуматься над его смыслом.

Не в кино, конечно, дело, а в создании некоего вакуума или даже атмосферы неприязни вокруг любой героизации или даже сочувствия пьяной личности.

Похоже, другого реального пути к деалкоголизации страны просто нет. Сначала она должна произойти в сознании и лишь потом произойдет в организме. А что касается кино, то это лишь один из тысяч других способов достичь этого.

 

 

 

 

 

Статьи из «Общество»

Любимая, родная и сердцу дорогая

98
В первое воскресенье марта мы отмечаем относительно...

Уют обители своей

12
В воскресенье мы отмечаем очень молодой и очень востребованный праздник: Всемирный день...

Вы нам писали

5
С начала 2024 года в редакцию газеты «Дагестанская правда» поступило 43 письма, опубликовано на...

Душу матери согревают дети

313
Детский смех… Ребятишки в саду пытаются разжечь мангал, повторяя за взрослыми тонкости...

Работа СМИ признана успешной

44
Все возложенные на средства массовой коммуникации задачи, несмотря на то, что 2023 год был...

Энергия жизни

11
Вторым орденом Мужества Указом Президента РФ награжден уроженец сел. Джалган Дербентского...

Слово революционера и писателя

24
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения революционера и драматурга Гаруна Саидова (на снимке). В 1917 году после Октябрьской...

Личные акценты Ильмана Алипулатова

80
Для многих он останется в памяти как учитель, наставник,...