Бездушие – это не про нас
Дело было в одну из пятниц, вполне возможно, со злополучным числом 13. Город залило дождем, настигла буря, потому жители спешно делали покупки перед выходными. Тут как назло в магазине отключили электричество, кассы замерли. Света нет, и неизвестно, будет ли вообще.
И тогда директор магазина принимает весьма нетривиальное решение. Он связывается с руководством, просит разрешения отпустить покупателей с неоплаченным товаром (а их порядка ста человек, и у каждого – добротная корзина с покупками) и получает на это добро. Но люди почему-то не уходят. Посовещавшись, они приходят к единому мнению: вернуться в воскресенье и оплатить покупки. Эта незамысловатая история произошла в разгар урагана в Рамат-ха-Шарон (город в Израиле, находится в Тель-Авивском округе) в филиале торговой сети Йохананоф.
Будничный, казалось бы, поступок в то же время характеризует целую нацию, лучшие человеческие качества, присущие ей. Никто даже мысли не допускает, чтобы уйти, не заплатив, пополнить ряды неофициального клуба любителей халявы.
Немцы в этом отношении также являются приверженцами высоких нравственных устоев и этических принципов. Среди местных крестьян в последние десятилетия набирает обороты бизнес на доверии: фермеры предлагают покупателям самим взять с их полей и грядок овощи, фрукты, цветы, а деньги закинуть в специальную кассу.
Жить праведно, по совести — это вписано в их ментальность, делать добро считается долгом каждого. А что у нас?
Свежий пример. Ближе к Новому году мой сосед, изрядно «наевшись» долгостроем, решил разом завершить ремонт. Взял нужную сумму в кредит, нанял бригаду рабочих, и уже завтра они должны были начать ремонтные работы. Но на следующий день их и след простыл. «Не переживай, на них ведь свет клином не сошелся, можно поискать других», — утешаю соседа. А потом узнаю, что он, доверчивая душа, еще и задаток (не путать с авансом) заранее дал.
— Не объявились прохиндеи? – интересуюсь у него в один из выходных дней.
— Нет, откуда. Гудок идет, а трубку не берут, — разводит он руками.
Тут мы тоже говорим о моральных ценностях человека, вернее их полном отсутствии. Однако не стоит забывать, что все люди разные, у каждого свои взгляды на жизнь. Если бы в том же Израиле всегда царило благополучие, высокопоставленный сотрудник одного из ведомств этой страны не обвинялся бы в получении неправомерной выгоды в размере десятков миллионов шекелей за махинации с результатами проведения тендеров. А в прогрессивной Германии воспитателя детского сада не заподозрили бы в педофилии.
Опять же, это частные случаи, как и пример с рабочей бригадой, которую нанял мой сосед. Большинство же людей по природе своей ориентировано на созидание. Если рассуждать на этот счет, то и среди наших с вами знакомых найдется немало тех, кто готов в трудную минуту протянуть руку помощи, пожертвовать своим благополучием ради ближнего.
Бездушие, черствость – это точно не про дагестанцев, в которых генетически заложен дух горца, человека глубоко порядочного и честного. Дагестанец никогда не скажет худое за глаза и готов расшибиться в лепешку, лишь бы сдержать данное слово. Дагестанец не боится смотреть в глаза смерти и в последние минуты своей жизни напутствует коллег продолжать служить во славу великой Родины. Дагестанец не раздумывая бросится в горящий трамвай, маршрутку, чтобы спасти людей. И он готов ценой собственного здоровья, даже жизни спасти тонущего человека. Так он воспитан.
Способность дагестанцев жертвовать своими интересами ради интересов других выражается не только в поступках, совершенных в экстренных ситуациях. Искреннее стремление к осуществлению блага и проявлению доброты можно наблюдать на примере водителя 101-го маршрута Абдулмеджида Чупалаева, который уже более двух лет по пятницам отказывается от дневного заработка и возит пассажиров бесплатно. Не зря говорят: мир не без добрых людей.
Таких примеров, когда наши земляки делают добро по зову сердца, в том числе в ущерб самим себе, немало. И это добро будет жить, пока есть люди, готовые абсолютно бескорыстно и безвозмездно служить обществу.