Благоприятной ли будет Aura?
С созданием электромобилей в России как-то сразу не задалось. Не сказать, что попыток предпринималось слишком уж много, но самой запоминающейся был, пожалуй, звучный Ё-мобиль. Это отечественный проект последовательного гибридного автомобиля, в конструкции которого предполагалось использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газобензиновым двигателем внутреннего сгорания… И даже на этом замысловатость работы агрегата не заканчивалась. Не задействована разве что обычная восковая свеча.
Промышленное производство Ё-шки было запланировано на начало 2012 года, автомобиль думали продавать по цене от 360 тысяч рублей, но позже запуск отложили на 2015 год. Стоимость в зависимости от комплектации предрекалась от 450 до 490 тысяч рублей – довольно народным был бы этот «электроник». Однако в апреле 2014 года новость о фактическом закрытии проекта поставила крест на тогдашних планах зарядить в будущее на принципах экологичности.
Единственное, чем прославился этот громкий, но нереализованный «пшик», тем, что одна из 4-6 выпущенных моделей была подарена Владимиру Жириновскому. В шутку или нет, российский политик в одном из интервью заявил, что дорогостоящую подзарядку соорудил, подключив провода к соседнему особняку.
Так что экологичность «электроников», которую принято считать главным достоинством, одновременно служит и их недостатком. Плюсы безопасности для природы отрицать глупо, но до реального перехода к полному отказу от бензиновых двигателей говорить ох как рано.
Организовать станцию прямо дома? «Легко!», – говорит Вольфович. В остальных случаях – это знакомство с капитальными сложностями при снижающемся заряде. В нашей стране в плане количества электроколонок дефицит сотого уровня. Экспериментировать с дальними поездками с семьей точно не стоит: докатив до вожделенной «вилки», можно упереться в очередь. И даже если она будет состоять всего-то из пары машин, ожидание может занять сутки, учитывая скорость дозаправки батарей. А в Махачкале с ее средневековыми сетями… Так что пока достоинство авто – экологичность – тут скромно стоит в сторонке.
Попытки того же АвтоВАЗа начать серийный выпуск электромобилей на базе Калины и Весты тоже закончились провалом. «На выхлопе» российские седаны на электрических батареях получались уж слишком дорогими даже для отечественных авто, не отличающихся скромными аппетитами при формировании ценовой политики.
Однако упорству отечественного автомобильного гиганта можно позавидовать. Вряд ли стоит связывать очередной уклон в сторону создания экологичных машин с призывом Кудрина «слезть с нефтяной иглы», но все же АвтоВАЗ в обозримом будущем может представить электрическую модель Lada Aura, возможно, построенную на базе Nissan Micra предыдущей генерации.
И тут, как в плохом анекдоте, когда есть две новости. Позитив в том, что новинка по цене может оказаться дешевле вазовской Granta, а в плане внешности превосходить Hyundai Solaris, как считают эксперты. А ложку дёгтя добавляет предположение, что электрокар Aura вряд ли станет серийной моделью. Автоаналитики ожидают, что новинка, скорее, будет представлена в качестве концептуального прототипа. Больше склоняются и к тому, что авто станет относиться к сегменту HEV, а не PHEV, так как в стране пока недостаточно развита инфраструктура для полностью электрического транспорта… +1, как теперь говорят.
По информации портала Car.ru, возможно, Aura оснастят силовой установкой из бензинового агрегата и электромотора, где последний будет использоваться для запуска авто и преодоления в случае необходимости небольших расстояний на электрической тяге.
«Электрокар, скорее всего, получит круглые светодиодные фары, «улыбающуюся» решётку радиатора, дополнительный фонарь на двери багажного отсека. В моторной гамме появится двигатель мощностью 79 л.с., работающий в паре с МКПП. Все эти решения больше относятся к бюджетным, поэтому не исключено, что АвтоВАЗ установит сравнительно невысокую цену на Aura и электромобиль окажется дешевле Granta», – предполагает источник.
Заявили о себе и питерские умельцы, разработавшие очередной электромобиль, готовый к серийному производству, утверждают специалисты инжинирингового центра CompMechLab® и Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» при Санкт-Петербургском политехническом университете. Сообщается, что эти организации в период самоизоляции дистанционно разработали новый российский электромобиль.
По информации журнала «За рулем», электрокар «Кама-1» – это кроссовер, длина которого 3,4 м, ширина – 1,7 м. Для сравнения: габариты Mitsubishi i-MiEV – 3,5×1,5×1,6 м. Отечественный автомобиль очень компактный, в нем всего четыре места и небольшой багажный отсек. Могут быть установлены различные аккумуляторные батареи: в базе предусмотрена батарея на 33 кВт·ч, которая на полном заряде в повседневном городском режиме, требующем постоянных торможений и разгонов, затрат энергии на обогрев и охлаждение, позволит преодолеть около 250 км.
До 60 км/ч электромобиль разгоняется всего за 3 секунды, его максимальная скорость составит 150 км/ч, а зарядка на 70-80% займет около 20 минут, пишут «Известия» со ссылкой на разработчиков. Громкая заявка, стоит сказать, если учитывать, что даже обычный смартфон за это же время вряд ли удастся подзаправить хотя бы на 30%. Стоить такой кроссовер-электрокар может 1 млн рублей, если получится продавать минимум 20 тысяч машин в год.
Известно также, что в автомобиле частично использовались комплектующие ведущих европейских и азиатских автопроизводителей, но много и отечественных деталей.
Питерцы утверждают, что электрокар создан на цифровой платформе CML Bench, которая позволяет разрабатывать сразу серию автомобилей, ее использовали и при создании «Кортежа». Кроме того, этот инструмент дает возможность быстро вносить изменения в проект и адаптировать его под конкретного заказчика.
Как вам такая самоизоляционная активность? Пока одни искали способ сводить концы с концами, другие прибавляли килограммов, лежа на диванах, третьи генерировали калории в полезное будущее.
И все же в очередной раз выходит, что телегу – теперь уже электрическую – ставят впереди лошади. Все эти задумки назвать достойными реального интереса можно будет лишь тогда, когда количество зарядных станций станет соответствовать количеству колесящих по стране «электроников».
Будут ли цены поистине народными? Это точно навряд ли. Сомнений не вызывает другое: рано или поздно все мы перестанем балдеть от бензина. Закончится эпоха внутреннего сгорания.