Большие открытия маленьких изобретателей
Пытливый ум и безграничная фантазия позволяют им придумывать новые идеи, которые затем воплощаются в реальные изобретения: устройства и приборы. Необычный праздник – День детских изобретений, отмечающийся во всем мире сегодня, 17 января, – хороший повод обратить внимание на важность и значимость этих открытий.
А пока вспомним Уямудина Магеметханова из селения Чахчах-Казмаляр – он изобрел левитирующий двигатель, созданный по чертежам юного выдумщика из Унцукуля Магомеда Ахмедова. Вместо топлива конструктор использовал воду, вместо рычагов управления – обыкновенные шприцы. Свежи в памяти и успехи каспийского школьника Саида Азизова, ставшего абсолютным победителем международного конкурса по искусственному интеллекту и анализу данных AI Journey. Со своей командой Саид создал программу перевода жестов на текст, позволяющую понять, что хочет сказать глухонемой человек.
В Дагестане ускоренному техническому развитию детей уделяется повышенное внимание, и результаты деятельности воспитанников детского технопарка «Кванториум» – тому яркое подтверждение. Учреждения дополнительного образования функционирует с 2017 года на базе центра развития талантов «Альтаир». Наставники учат ребят создавать роботов, осваивать виртуальную реальность, печатать на 3D-принтере и другим крутым компетенциям. В 2022 году обучение в «Кванториуме» прошёл 931 школьник по шести действующим секциям: «Робоквантум», «VR/AR-квантум», «Промышленный дизайн», «IT-квантум», «Хайтек цех» и «Аэроквантум». В каждом из направлений по 5–6 групп, обучаться в проектной форме перспективным естественно-научным и техническим направлениям может любой желающий в возрасте от 10 до 18 лет.
Кто хоть раз бывал в технопарке, знает – здесь создана удивительная атмосфера, где дети чувствуют себя взрослыми, свободными, делающими что-то значимое. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание преемственности и своего места в процессе работы. А помогают им разобраться во всем этом мудрые наставники.
Педагог по направлению виртуальной и дополненной реальности Муслим Бахмудов – выпускник физического факультета ДГУ. В «Кванториуме» он со дня его основания. Начинал с робототехники, часто привлекался в качестве эксперта по компетенции «Мобильная робототехника» для участия в региональном чемпионате «WorldSkills». Вот уже второй год под чутким руководством Муслима Микаиловича дети учатся работать с современными камерами панорамной фото- и видеосъемки, при помощи пакетов 3D-моделирования создают собственные виртуальные миры и раскрашивают реальность новыми красками.
– С раннего детства интересовался современными технологиями, во время учебы в школе посещал кружки по робототехнике, – рассказывает Бахмудов. – В последующем поменял направление – хотел узнать что-то новое. «VR/AR квантум» – новый вызов для меня. Получаю огромное удовольствие от работы, ведь ко мне приходят любознательные, активные и целеустремленные дети.
Наставник отмечает, что с детьми, у которых есть стимул развиваться, работать легче, приятнее. По его словам, бывает так, что ребёнок приходит обучаться по одному направлению и спустя время переходит на другое: благодаря тому, что находится в творческой атмосфере, он понимает, что ему ближе.
– Моя задача – помогать детям, создавать среду, в которой они могут экспериментировать, фантазировать, мыслить, созидать, – делится учитель.
Муслим Микаилович гордится своими подопечными, участниками команды «НЭТ» – Никитой Чуракаевым (на снимке справа), Элзаром Абдукаимовым, Темиром Авархановым. Недавно они участвовали в хакатоне, и это был их первый опыт в направлении виртуальной дополненной реальности. Вернулись без призового места, но зато с опытом проектирования.
Ранее ребята побеждали на северокавказских соревнованиях в Чечне и Владикавказе, отличились неоднократно и на региональном уровне. Так, учащийся гимназии № 11 г. Махачкалы, активист регионального отделения Российского движения школьников Никита Чуракаев представлял Дагестан в финале конкурса «Лидер XXI века» (среди лидеров детских и молодежных общественных объединений России). Элзар Абдукаимов в прошлом году стал призёром научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». А Темир Аварханов с проектом «Виртуальный учитель» удостоился диплома III степени.
Скачав созданное им приложение, каждый может навести камеру своего смартфона на учебник и с помощью виртуального педагога узнать новые темы по школьной программе или же повторить пройденный материал. Учащийся лицея № 5 г. Махачкалы Темир занимается футболом в РДЮСШ им. Маркарова, но самым большим увлечением всё же остаются современные технологии и жажда новых открытий. В копилке у него победа в VII Региональном этапе чемпионата рабочих профессий «WorldSkills-2021», диплом II степени на чемпионате по робототехнике СКФО Robo-Shows-2022 и в Лиге роботов регионального этапа Всероссийской робототехнической олимпиады-2019 и многие другие.
«Виртуальный учитель» – не единственный проект Аварханова и его друзей. Посетители Исторического парка «Россия – моя история» могли наблюдать, как в одном из залов «оживают» дагестанцы-герои Великой Отечественной войны и рассказывают про бои, в которых принимали участие. Глядя на эту виртуализацию, никто не сможет сказать, что история – скучный предмет.
Своими победами в конкурсах они доказывают, что командная работа приносит результат: каждый участник помогает в том направлении, в котором силен, а распределение зон ответственности положительно влияет на общий итог.
В наш век – век современных технологий – изобретения детей в большинстве своем связаны с техникой, программированием, защитой экологии. Родителям же хочется сказать: не убивайте в своем чаде желание экспериментировать. Кто знает, может, вы папа или мама будущего первооткрывателя чего-то такого, что в будущем спасёт планету.