Будни бабушки Айшат
– Смотри-ка, март вроде бы на дворе, а снег еще лежит на склонах и даже не думает таять, – удивляется путник.
– Для вас, городских, тепличных, это непривычно, а здесь в Хаджалмахи зима всегда в белом наряде, – сдержанно, так, чтобы не обидеть, но звучным голосом отчеканила бабушка Айшат и склонилась над тандыром. А там – жарища!
Зумруд между тем несет заготовки. Целых 16 штук. Пройдет 8-10 минут, и можно будет полакомиться свежеиспеченным, аппетитным, с хрустящей корочкой лавашем на дровах. В десятиминутный отрезок умещается разговор о хлебе горячем (тот, что прямиком из тандыра) и хлебе насущном – материальном. О каждодневных, будничных делах, которые заботят сельского человека. А тревожных дум у него хватает. Родить детей – особого ума для этого не надо. Поднять их на ноги, научить всему, что способно принести добро и отдалить ото всякого зла, ну и определить кого куда – вот что важно для отца, матери. Словом, много миссий у человека на этой земле.
– Раньше было как-то проще, хотя жилось в целом труднее. Парадокс! – испытывая тоску по прошлому, рассуждает опытный хлебопёк.
Зумруд в силу возраста не застала тот период, потому смиренно молчит – сравнивать ей не с чем. Но, привыкшая с детства к тяжёлому ручному труду, она не задумывается над тем, как бы поскорее перебраться в мегаполис – процесс урбанизации ее никоим образом не коснулся и вряд ли коснется. Постоянные поиски драйва, большие скорости, бешеный ритм большого города – жителю глубинки всего этого точно не нужно. И ему очень трудно найти объяснение, почему молодые люди сегодня боятся заниматься земледелием, сельским хозяйством и стремятся попасть в крупные города в поисках более престижной работы. Конечно, начинать что-то свое всегда непросто, возникает много проблем, в первую очередь финансового характера. Но упорный труд и любовь к делу рано или поздно принесут свои плоды.
Так им живется значительно лучше, спокойнее, уютнее. Трудолюбия же не занимать – они постоянно улучшают жизнь вокруг себя. Между делом задают себе новые цели и задачи, не задумываясь о передышке, об отдыхе. Смотришь назад – жизнь-то прошла. Может, следовало где-то нажать педаль тормоза и оглянуться? Нет, это тоже не про них.
Совсем скоро праздник первой борозды, символизирующий начало полевых работ. Весна уверенно вступает в свои права, а значит, забот будет невпроворот: вскапывать участок, насыщать почву органическими удобрениями.
– Наша задача простая – быть ближе к природе и пользоваться ее дарами, – говорит бабушка Айшат. Категорически не согласна она с мнением, что селяне не ощущают дефицита времени. Проблем и забот у них – вагон с тележкой. При этом они привыкли правильно планировать свое время – все расписано по часам, по минутам. Завтрак с утра, а потом на плечи ложится вся тяжесть полевых, хозяйственных работ. И так минуты стекаются в часы, часы – в дни.
Теперь собственно о самом лаваше. Когда направляешься в горы, печи-жаровни, так называемые тандыры, распространенные в Средней Азии (на дагестанский лад – хьар, кIара, кари, кор, курки, чельта, чарахалу, кёрюк), можно встретить на каждом шагу. Производство хлеба на дому – один из основных источников дохода для горцев.
Затраты окупаются с лихвой. Из одного мешка муки весом 50 килограммов в среднем выходит 70-80 заготовок, а хлеб, как и обычная буханка, стоит 25
рублей. Дрова предприимчивые торговцы заготавливают заранее. Особенно хорошо разгораются молодые высохшие ветки абрикоса, груши. Раньше тандыры были почти во всех горских саклях, в большой семье хлеб пекли два, а то и три раза в неделю. Время было такое – система производства, основанная на ручном труде: пшеницу и рожь сеяли, затем размалывали на мельнице. Из этой муки получался вкуснейший хлеб.
… Вечереет. До Махачкалы ехать и ехать. Впрочем, эта пара часов пролетит незаметно. И даже мелкий, накрапывающий еще с обеда дождь не способен испортить настроение. Вкус сытного, хрустящего домашнего хлеба, сделанного с душой заботливыми руками бабушки Айшат, сохранится надолго.