Купить PDF-версию
09:13 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
08:13 22.04.2022

Будущее: беспилотное, но управляемое

Давным-давно, когда первый самоходный аппарат, именуемый теперь автомобилем, был диковинкой, отказ от телег с парой-тройкой лошадиных сил казался бредом. С тех пор автомобилестроение эволюционировало в огромную индустрию, ставшую полезной, развлекательной и даже спасающей жизнь. Но человеку всё ещё есть что предложить, развивая и умножая полезности железных друзей.

Конечно, поначалу идеи нашего сегодняшнего собеседника доктора экономических наук Магомеда Гасанова из НИИ социальных проблем ДФИЦ РАН могут показаться шокирующими. Тут стоит помнить, что к предсказаниям Жюля Верна современники тоже относились, мягко говоря, скептически, но фантастика недолго остаётся вымыслом. Конечно, пока сложно представить в Махачкале маршрутку-беспилотник или целые стоянки велосипедов клерков, повёрнутых на принципах защиты окружающей среды. Но ведь и умные светофоры раньше считались мракобесием. Мы и сейчас несильно изменили к ним своё отношение, но всё же свыклись с их наличием. Быть открытыми новому вообще полезно, если речь не идёт о пешеходноориентированных гиперзагруженных центрах Махачкалы, конечно.

Каким мы желаем видеть наш общественный транспорт? Эффективным, удобным, безопасным и доступным по цене в сравнении с частным подвижным составом. Но каким его сделает реальное будущее? По мнению нашего собеседника, академика Российской академии транспорта Магомеда Гасанова, учитывая практический опыт передовых стран, целесообразно выпустить комплексную интегрированную мобильную платформу, которая объединяет все услуги отрасли: такси и автобусы, морской, железнодорожный и другие виды транспорта. Причём не всегда что-то из этого будет передвигаться по земле.

Новый проект позволит сделать путешествия быстрыми, удобными и комфортными, поскольку пассажирам предоставляется реальная возможность оценить производственно-дорожную обстановку и состояние зависимости от погодных условий и происшествий на дорогах в режиме реального фактора времени, убеждён собеседник.

«Можно воспользоваться и проектами каршеринга, оптимизировать транспортную карту, разработать проект по вызову автобуса по требованию. Работу интегрированной платформы целесообразно осуществлять при помощи смарт-приложения MVMANT. Для более активного и пространственного формирования деятельности производственно-дорожной и инженерной инфраструктуры проводится обширное прогнозирование радикальных маршрутов. Помимо этого необходимо разработать проект беспилотного общественного транспорта – это автономные капсулы, которые будут курсировать по специально выделенным полосам. Их можно применять для поездок как на короткие дистанции, так и на средние расстояния», – считает профессор.

В перспективе целесообразно подумать и об использовании беспилотного такси, а также о тестировании небольших беспилотных автобусов, оснащенных GPS-системой и качественными датчиками. Развивать проекты и механизмы беспилотных технологий в принципе важно, убеждён Магомед Гасанов.

«Теоретически беспилотные автобусы в регионе могут развивать скорость до 15–20 км в час. Более того, их возможность автономного вождения обеспечивается за счёт открытой системы Ericsson API Connected Urban Transport, позволяющей автобусам связываться с транспортными остановками, светофорами и дорожными знаками, оснащенными радикальными датчиками», – поясняет учёный.

Одним из перспективных направлений развития отрасли общественного транспорта в Дагестане является система проката велосипедов, говорит собеседник, считая, что целесооб­разно разработать подпрограмму обмена ими: «Мне кажется, система обмена велосипедов Citi Bike должна получить широкое распространение. Представьте: сотни тысяч велосипедов доступны жителям круглосуточно на специализированных проблемных объектах и станциях СКФО. Скачав приложение, пользователи смогут в режиме фактического времени получать актуальную информацию о наличии велосипедов на станциях, а также иметь возможность оформить ежедневные и годовые абонементы поездки».

Академик Гасанов рассказывает, что проведённый сравнительный анализ технологии отрасли даёт возможность констатировать следующие гипотезы исследования. Сильные факторы: высокая степень доступности всех составляющих производственно-транспортной системы, постоянный мониторинг ситуации на дороге, повышенный уровень безопасности. Реальные возможности: улучшение экологических условий в Махачкале и других городах республики, повышение уровня комфортности проживания в административной среде, следование тенденциям лидеров по передовым технологиям. Слабые факторы: проблемы внедрения в существующую транспортную технологию, большие материальные и технические затраты. И четвертый блок – угроза: утечка персональных данных и дефицит полупроводников.

«В настоящее время происходит развитие всех видов производственно-общественного транспорта, в том числе и такси. Целесообразно прогнозировать запуск беспилотного воздушного такси нового инженерно-инфраструктурного поколения. Предлагаемая модель на 3–5 пассажиров может развивать скорость до 100 км в час в условиях региона и, по моему прогнозу, обслуживать в час довольно внушительное количество пассажиров», – смело заглядывает в будущее профессор.

По его же мнению, эрудированные технологии и механизмы производственной дорожно-транспортной инфраструктуры имеют массу глобальных преимуществ, поскольку уровень человеческого фактора достаточно низкий. «Эрудированная отраслевая платформа транспорта безопаснее: компьютеры, в отличие от человека, не испытывают эмоций и не устают. Управление интеллектуальным видом концепции осуществляется за счёт сбора данных, что является достоинством отрасли. Сбор необходим для контроля и отслеживания движения на дорогах Дагестана, однако это ставит под угрозу частную жизнь пользователей. Для того чтобы данный проект развивался в будущем, необходимо принять ряд мер по подготовке законов и нормативных актов, регулирующих управление и защиту персональных данных», – подчеркивает собеседник.

Разработка и внедрение инфраструктурно-отраслевых систем дорожно-транспортного проекта в нашей стране находятся на разных уровнях, но нужно развиваться в этом направлении, поскольку таким образом создаются условия для безопасного и комфортного проживания граждан. Более того, это позволит достичь необходимого уровня мобильности, надежности и устойчивости всего дорожно-транспортного комплекса Дагестана, убеждён Магомед Гасанов.

При всей спорности и возможной преждевременности озвученных предложений сложно не согласиться с тем, что в нашей республике глубокая транспортная реформация назрела давно. Как и скоро ли она будет решаться – другой вопрос, но Дагестан, как бы странно это пока ни звучало, тоже примет будущее с его летающими такси и беспилотными поездами. Опираясь на развитие современного туризма как на одно из приоритетных направлений, стоит принять сей странный факт.

Статьи из «Колесо»

Кому-то придется пересдать на права

10
О значительных изменениях в жизни водителей...

Реформа видеофиксации

7
Единые требования к установке комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД введут с 1...

Новый штраф

8
Водителей могут начать штрафовать за нарушение временных ограничений скорости, указанных...

Осторожно: автострахование

47
Российские страховщики назвали регионы с самым высоким количеством аварий по итогам...

Позор и гордость автопрома

80
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

25
Ныне принятая организация дорожного движения в...

Сколько колес нужно для счастья?

18
Спор о том, что лучше – автомобиль или мотоцикл, не...

Автослесарь супротив автомаляра

13
Взялся как-то доморощенный гуру авторемонта «вылечить»...

«Миллионники» – в прошлом?

32
Есть мнение, что современные автомобили снабжаются двигателями с низким ресурсом, то есть...

В ГИБДД дали совет

8
Никто не будет спорить, что одной из самых частых причин ДТП является превышение водителями...

Торопитесь не спеша

4
Никто не будет спорить, что одной из самых частых причин ДТП является превышение водителями...

Нарушителей ПДД ждут новые штрафы

9
Важные изменения в организации дорожного движения ждут автомобилистов в начале 2024 года. Они коснулись работы светофоров,...