Бутан против метана: чем заправляться?
В ближайший понедельник, 20 июля, наступает час «икс». Именно с этой даты в некоторых регионах страны начинается реализация обширной программы по льготному переводу автомобилей с бензина на газ. Обширной в том смысле, что правительство совместно с «Газпромом» обещает компенсировать до 95 процентов расходов, связанных с переводом автомобиля на газобаллонное оборудование.
Программа должна заработать в 23 регионах страны. Как недавно заявил заместитель министра энергетики России Антон Инюцын, в скором времени программа может охватить всю страну, если в бюджете найдутся дополнительно 60 млрд рублей.
Наша республика на данном этапе в программу не вошла. Тем не менее многие дагестанские водители уже давно перешли на газовое топливо, не ожидая ни субсидий, ни государственной программы, потому как это выгодно в первую очередь тем, кому приходится много ездить. Наши маршрутки и многоместные автобусы в большинстве своем ездят на более экологичном газовом
топливе.
Если люди готовы платить деньги за газобаллонное оборудование (ГБО), если они и так заправляются газом, возникает вопрос: с чем связана такая щедрость? Зачем обещана чуть ли не стопроцентная компенсация? Как утверждают некоторые специалисты, «Газпрому» в связи с санкциями всё труднее реализовывать свою продукцию за пределами страны, вот и поворачивается наш газовый гигант в сторону внутреннего потребителя.
Сейчас многие водители заправляются пропан-бутановой смесью, а компенсацию обещают тем, кто перейдет на метан. Тут-то и всё дело. Многие, наверное, понимают разницу между этими двумя видами топлива, а для остальных поясним.
Сначала о цене. По сути каждый литр метана ощутимо, примерно на 4-5 рублей, дешевле бутана (для удобства в дальнейшем так и будем называть пропан-бутановую смесь). Но по остальным параметрам он значительно уступает бутану, что и делает его менее популярным.
Еще надо сказать, что пропан или бутан – это нефтяной газ, он сжижается при сравнительно низком давлении – около 15-16 атмосфер. А чтобы природный газ метан превратился в жидкость, нужно в десять и более раз большее давление — около 200 атмосфер. Такое давление может выдержать только толстостенный и бесшовный баллон, который во много раз тяжелее и дороже бутанового. Да и остальное оборудование, рассчитанное на использование метана, сильно бьет по карману потребителя.
Еще одно важное отличие — заправляться бутаном можно практически везде, его можно перевозить в автоцистернах. А чтобы заправиться метаном, нужно ехать на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию, а их не так и много, всего около 500 на всю нашу огромную страну. Две из них расположены в нашей республике – в Махачкале и Дербенте. Хотя Минэнерго России планирует ежегодно строить более 100 таких объектов, проблема заправок будет решена не скоро.
Одно ясно: если даже людям бесплатно отдадут ГБО, рассчитанное на работу на метане, если даже это топливо будет намного дешевле бутана, люди к нему будут переходить неохотно. Они не очень внимательно будут прислушиваться и к мнению специалистов, утверждающих, что метан имеет сравнительно с бутаном низкую степень влияния на износ деталей автомобиля. Как говорится, все равно овчина выделки не стоит.
Другое дело — автобусы и грузовики, работающие на бензине. Им как раз есть резон перейти на метан, поскольку ни место для ГБО, ни его вес для них особого значения иметь не будет. Зато метан экологичнее бутана и стоит дешевле. Вот поэтому начиная с 2013 года муниципалитетам из федерального бюджета выдаются субсидии на закупку автобусов и грузовиков с двигателями, работающими на метане.
Стимулировать переход на метан собираются и иными методами. В частности, Минэнерго обсуждает с региональными властями такие меры, как бесплатная парковка, транзит большегрузного транспорта на газе через города в любое время суток и послабление по налогам. Все это говорит о том, что наступает эра, когда основным видом топлива для двигателей внутреннего сгорания будут не солярка и бензин, а газ.