X
08:16 17.07.2020

Бутан против метана: чем заправляться?

В ближайший понедельник, 20 июля, наступает час «икс». Именно с этой даты в некоторых регионах страны начинается реализация обширной программы по льготному переводу автомобилей с бензина на газ. Обширной в том смысле, что правительство совместно с «Газпромом» обещает компенсировать до 95 процентов расходов, связанных с переводом автомобиля на газобаллонное оборудование.

Программа должна заработать в 23 регионах страны. Как недавно заявил заместитель министра энергетики России Антон Инюцын, в скором времени программа может охватить всю страну, если в бюджете найдутся дополнительно 60 млрд рублей.

Наша республика на данном этапе в программу не вошла. Тем не менее многие дагестанские водители уже давно перешли на газовое топливо, не ожидая ни субсидий, ни государственной программы, потому как это выгодно в первую очередь тем, кому приходится много ездить. Наши маршрутки и многоместные автобусы в большинстве своем ездят на более экологичном газовом
топливе.

Если люди готовы платить деньги за газобаллонное оборудование (ГБО), если они и так заправляются газом, возникает вопрос: с чем связана такая щедрость? Зачем обещана чуть ли не стопроцентная компенсация? Как утверждают некоторые специалисты, «Газпрому» в связи с санкциями всё труднее реализовывать свою продукцию за пределами страны, вот и поворачивается наш газовый гигант в сторону внутреннего потребителя.

Сейчас многие водители заправляются пропан-бутановой смесью, а компенсацию обещают тем, кто перейдет на метан. Тут-то и всё дело. Многие, наверное, понимают разницу между этими двумя видами топлива, а для остальных поясним.

Сначала о цене. По сути каждый литр метана ощутимо, примерно на 4-5 рублей, дешевле бутана (для удобства в дальнейшем так и будем называть пропан-бутановую смесь). Но по остальным параметрам он значительно уступает бутану, что и делает его менее популярным.

Еще надо сказать, что пропан или бутан – это нефтяной газ, он сжижается при сравнительно низком давлении – около 15-16 атмосфер. А чтобы природный газ метан превратился в жидкость, нужно в десять и более раз большее давление — около 200 атмосфер. Такое давление может выдержать только толстостенный и бесшовный баллон, который во много раз тяжелее и дороже бутанового. Да и остальное оборудование, рассчитанное на использование метана, сильно бьет по карману потребителя.

Еще одно важное отличие — заправляться бутаном можно практически везде, его можно перевозить в автоцистернах. А чтобы заправиться метаном, нужно ехать на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию, а их не так и много, всего около 500 на всю нашу огромную страну. Две из них расположены в нашей республике – в Махачкале и Дербенте. Хотя Минэнерго России планирует ежегодно строить более 100  таких объектов, проблема заправок будет решена не скоро.

Одно ясно: если даже людям бесплатно отдадут ГБО, рассчитанное на работу на метане, если даже это топливо будет намного дешевле бутана, люди к нему будут переходить неохотно. Они не очень внимательно будут прислушиваться и к мнению специалистов, утверждающих, что метан имеет сравнительно с бутаном низкую степень влияния на износ деталей автомобиля. Как говорится, все равно овчина выделки не стоит.

Другое дело — автобусы и грузовики, работающие на бензине. Им как раз есть резон перейти на метан, поскольку ни место для ГБО, ни его вес для них особого значения иметь не будет. Зато метан экологичнее бутана и стоит дешевле. Вот поэтому начиная с 2013 года муниципалитетам из федерального бюджета выдаются субсидии на закупку автобусов и грузовиков с двигателями, работающими на метане.

Стимулировать переход на метан собираются и иными методами. В частности, Минэнерго обсуждает с региональными властями такие меры, как бесплатная парковка, транзит большегрузного транспорта на газе через города в любое время суток и послабление по налогам. Все это говорит о том, что наступает эра, когда основным видом топлива для двигателей внутреннего сгорания будут не солярка и бензин, а газ.

Тэги:
Колесо,

Похожие

По-прежнему в цене

38
В октябре LADA показала позитивную динамику на фоне продолжающегося дефицита электронных...

Вольты против литров: чья возьмёт?

69
Тема экологической безопасности нашей планеты из года...

Техосмотр всё-таки придётся пройти

363
Но фоне информации о грядущей реформе системы...

Зураб – гуру аккумуляторов

77
День автомобилиста, который в России отмечают 31 октября, –праздник всех водителей грузовых...

Блеск и нищета подержанных автомобилей

64
Починить иностранный автомобиль у нас не просто, а...

Дилемма: старая иномарка или новая «Приора»

389
У многих возникает дилемма: что лучше купить...

Когда машина быстрее самолёта

39
Ты рулишь современным автомобилем, под капотом которого «пасутся» несколько сот «лошадей»?...

Пересядем на электромобили?

43
Смог от автомобильных выхлопов становится мировой проблемой. Вспоминаю свою давнюю...

«Дальний бой» по дороге домой

139
В компании дальнобоев даже самый опытный водитель чувствует себя самокатчиком. Не потому,...

Статьи из «Общество»

Зона повышенной опасности

8
Железная дорога для всех, а для детей особенно, является зоной повышенной опасности. Но, как...

Гордимся героями Отечества

3
Дагестанские военнослужащие своими подвигами в зоне специальной военной операции покрыли себя неувядаемой славой. Среди выходцев из нашей республики 13 Героев...

Англицизмы: необходимость или дань моде?

13
Прогуливаясь по улице Ярагского в Махачкале или...

Все решается в правовом поле

5
Люди обращаются в суды для решения проблем в рамках закона. Они начинают доверять судебной системе.

Строки из жизни

28
В этом году народы нашей страны отмечают 80-летие Победы над фашистской Германией и...

Мотоцикл – это не для каждого

12
Колесо – одно из главных изобретений человечества! Но двухколесная техника, как ни странно,...

Свято храним память

19
Нынешний 2025 год, год 80-летия Великой Победы, объявлен в нашей стране Годом защитника...

Всегда впереди

11
Военный летчик Александр Степанович Браилко в годы Великой Отечественной войны в небе...

Главное – безопасность гостей

5
Безопасность туристов – залог устойчивого развития отрасли. Рост туристического потока в Дагестан диктует необходимость создания условий для комфортного...