Ценности дагестанской идентичности


«Дагестан без идентичности» - так называется статья моего коллеги, известного дагестанского политолога А.А. Магомедова в недавних номерах «Дагестанской правды» и еженедельника «Дагестанская жизнь». Поднята масштабная и актуальная проблема, и пафос публикации направлен на наведение порядка в употреблении в науке, образовании и культуре терминов «народ», «народность», «этническая группа», «этнографическая группа», «дагестанцы», «народы Дагестана»… По мнению автора, их точное использование помогло бы политикам решить многие практические вопросы нашей дагестанской действительности.
А.Магомедов, как ученый, уверенно усматривающий истину, всегда пишет категорично и эмоционально и в статье много исторических фак-тов, фамилий, научных терминов, призванных убедить читателя в правоте авторской позиции и его широком научном кругозоре. Но остается, тем не менее, место для некоторых соображений, как по теоретическим, так и методологическим подходам политолога.
Понятно, для устранения терминологического «сумбура» в теории этногенеза необходимо разобраться в самих реальных этнических процессах, в решающих условиях их протекания, в этно-нацио-народообразующих факторах. А.Магомедов считает, что в его обобщающей его исследовательские выводы книге «Мы – дагестанский народ» даны ответы на вопросы: «Какие мы?, Каковы наши ценности?, Каково ценностно-смысловое содержание понятия «дагестанский народ»?, Каковы неосознанные базисные элементы политико-культурной матрицы, иначе говоря, неосознаваемые элементы идентифификационного образа Дагестана и дагестанцев?» и т.п. На наш взгляд, ответы на эти существенные вопросы остаются неубедительными как в упомянутой книге, так и в анализируемой статье. Профессор Магомедов исходит из посыла: «этническая самоидентификация – сугубо личное дело, результат цивилизованной мен-тальности конкретного человека, одно из условий его свободы», в числе реальных факторов упоминаются те или иные чувства, желания, мечты, автор выступает против абсолютизации языкового фактора, ратует за гражданственность, человечность, патриотизм, а также, ссылаясь на нашего земляка, известного философа А. А. Гусейнова — за надклассовую, надэтническую, надрелигиозную идею.
Кто бы спорил – и президенты, и политики, и ученые не будут Вам, Абдулла Абдуллаевич, возражать. Но задача ученого, как Вы правильно указываете, выяснить «что происходит в человеческом сознании» и какие реальные процессы идут в духовном развитии человечества и др. Без этих ответов все указанное остается общими словами и благими пожеланиями. Патриотизм как идеал провозглашается всеми народами, но без конкретного специфического содержания понятие пусто.
Более того, поскольку формирование общедагестанской и общероссийской идентичности осуществляется в условиях культурного плюрализма, в условиях засилья информационных технологий и Интернет-культуры, постольку поиск и нахождение общенациональной идеи и общественной идеологии весьма проблематичны. Но все равно их тоже надо не просто формально провозгласить, их надо содержательно обозначить. И чувства, и патриотизм, и национальная идея, и все другие должны быть расшифрованы. В их основе должны лежать фундаментальные, емкие, интегральные духовные интенции, то, что может быть названо на языке философии онтологической основой человеческой духовности – разума, творчества, воли, эмоций, морали, свободы.
На наш взгляд, применительно к народам Дагестана таковыми являются глубинные ментальные и культурно-генетические кодовые ценности: единое географическое пространство гор и равнины с растянутой зоной морского прибрежья, общность исторической судьбы этносов, выживавших на перекрестке цивилизаций, адаптированное к языческим адатам и обычаям мусульманство, иррациональность и мистическая интуитивность менталитета и психологии как доминирование в общественном сознании суфийского (традиционного) ислама, патриархальный архаизм тухумных отношений, авторитаризм, коммунитаризм с истоками в джамаатстве с последующей трансформацией социалистическим коллективизмом, равновесие с природой с элементами слабого господства над ней, аскетическое самоограничение в личностном самосовершенствовании, традиционализм и консерватизм национальной культуры… Они-то и являются базовыми ценностями, которые, кстати, также раскладываются по конкретным мыслительным стилям, по поведенческим нормам, по традициям… и др. ценностям. Образуя онтологическую основу духа, эти базовые ценности – интенции, организуют смыслообразующую функцию сознания по отношению к действительности, предстают как механизм всего процесса освоения культуры и куль-туротворчества. Интегральные базовые ценности имеют множество (как положительных, так и негативных) эмпирических проявлений в познании и поведении (иррациональность, субъективность, консервативность, мистическая интуиция, категоричность, горячность, упрямство…), в религиозной вере (провиденциализм, креационизм, телеологизм, эсхатологизм, трансцендентизм, фатализм…), в общении как моральные нормы (ях, намус, гостеприимство, уважение к старшим, кровная месть…) и др.
Задача ученых также в том, чтобы в целом сохраняя базовые ценности — культурные интенции (если мы хотим сохранить дагестанскую идентичность), сгармонировать их в органическую систему, придать им оптимальную иерар-хию и перспективную линию развития, обогатить их новыми региональными и универсальными ценностями, устойчивыми к разрушительным силам глобализации. Сама же система должна лечь в основу цивилизационной перспективы наших народов, стать ее идеей и идеологией. Мы неоднократно в течение последних полутора десятков лет писали о гражданском обществе регионального типа как национальной идее дагестанцев (см. монографию: Билалов М.И. «Дагестан в культуре и цивилизации», Махачкала, 2010). В эти дни началась реализация мероприятий государственной программы Республики Дагестан «Формирование и развитие гражданского общества в республике Дагестан на 2014-2017 годы». Несмотря на сильно секвестированную финансовую сторону этой программы, в ней заложена трансформация политики демократизации и развития институтов гражданского общества с учетом тех самых базовых ценностей дагестанских народов. Подобную же задачу решают пункты выполняемого мною гранта Президента РД в области общественной деятельности на 2014 год: «Раз-работка, конкретизация и реализация региональных базовых ценностей гражданского общества в Дагестане».
Безусловно, и профессор А.Магомедов, и автор этих строк отдают отчет в сложности практической реализации задачи консолидации дагестанского общества на основе общедагестанской и общероссийской идентичности, поскольку в российском обществе эти две тенденции определились как противоположные. С одной стороны постепенно, с большим трудом складывается российская общегражданская идентичность со своим набором консенсусных ценностей. С другой стороны происходит регионализация общественного сознания, которая стала реакцией на кризис общенациональной идентичности, возникший в результате распада СССР. В нынешней России сложилась объективная географическая и социокультурная основа для усиления развития региональной идентичности.
Но обретение общероссийской идентичности индивидом происходит в процессе социализации личности и тесно связано с поисками не только национальной, но и этнической идентичности. Эти две идентичности качественно различны, как различны между собой нация и этнос. Российские философы сегодня сошлись во мнении, что для нации существенно социально-политическое единство, в этой общности принципиально согласие в отношении основных социальных и политических ценностей и нация, как целое, ныне неотделимо от становления гражданского общества. Целое же этноса, как известно, формируется на основе сходства людей во внешнем виде, языке, образе жизни, условиями которых становится внутренняя и внешняя для человека природа. Внутренняя природа – генетически наследуемые соматические, телесные черты, внешняя – территория, ландшафт, климат. Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определённой этнической общности. С её помощью человек солидаризуется с идеалами и стандартами своего этноса, разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос
Отчасти соглашаясь с профессором А. Магомедовым в том, что этническая идентификация как принадлежность индивида к какому-либо этносу при всей своей определенности – по большому счету, субъективный выбор данного индивида, нельзя не заметить, что у этого субъективного выбора есть объективная основа – общность происхождения, языка, территории, культурного уклада, религии. Согласен, в современном мире эта объективная основа все более размывается, зачастую индивид всего лишь «чувствует», интуитивно определяет свою этническую принадлежность. В недалеком будущем даже в условиях Дагестана индивиду будет весьма непросто не только отстаивать, но и «знать» о своей этнической идентичности. Современная динамичная жизнь такова, что не всегда можно говорить об общности этнической территории – многие дагестанские народы живут смешанно. Массовый переход к иному языку как к родному (в Дагестане – к русскому) поставят под вопрос этнооб-разующую функцию и такого признака этноса, как общность языка. Этническая культура и фольклор также не всем доступны в городской повседневности. Проблематична в этнической идентификации роль религии – много формально верующих, неверующих и атеистов, а принадлежность к мировой религии и вовсе носит надэтнический характер, умаляя и почти устраняя ее как этнодифференцирующий признак.
Но все это не означает, что стремление людей к этнической самоидентификации надо предать забвению. Не секрет, что многочисленные опросы свидетельствуют, что у дагестанцев ориентир на освоение этнической идентичности сохраняется в значительной степени. И, рассматривая условия, факторы и механизмы формирования общедагестанской и общероссийской гражданской идентичности, необходимо это обстоятельство учесть. Более того, когда мы говорим о том, что необходимым и важнейшим условием формирования общедагестанской и общероссийской гражданской идентичности является становление гражданской нации в Дагестане и России, должно быть учтено и другое. Процесс формирования гражданской нации основан на процессе становления гражданского общества, который в России затруднен из-за ориентиров на западные либерально-демократические гражданские общества классического типа, которые не подходят нашим народам из-за особенностей их менталитета, традиционного материального и духовного уклада. Вместе с цивилизованным миром Россия должна ориентироваться на глобальное гражданское общество, отличающееся от классического, в первую очередь, новым рационализмом и коммунитаризмом. Грядущая постмодернистская культура и глобализация с ее иррационализацией создают благоприятные перспективы для вхождения России и ее регионов в глобальное гражданское общество и формирования гражданской нации.
И последнее. Утопичны надежды проф. А.Магомедова, возлагаемые на «дискурсы интеллектуального класса», которые, по его мнению, должны производить «систему базовых ценностей» (надо полагать – дагестанской идентичности). Базовые ценности, как я уже отмечал, глубинные ментальные, психологические, волютивные, интеллектуальные и т.п. ценности. Можно согласиться с проф. А.Магомедовым в том, что «у нас нет ни принципиальных дискуссий…, а есть «круглые столы» и «форумы», где обо всем говорят по-немножечку». Но дискурсы нужны, и они есть. Другое дело — наши философы и политологи, к сожалению, в большинстве своем не освоили культуру полемики, погружения мысли в социокультурный контекст, мало читают и много говорят, иногда даже больше пишут, чем читают. И давно разучились слушать других. Помпезные пленарные выступления без регламента, после которых, как правило, наши мэтры удаляются из конференции с чувством исполненного долга, производят удручающее впечатление на молодых пытливых умов, которые уже говорят на другом научном языке с другой методологией мышления… Которых некоторые профессора не удосуживаются послушать, кроме как на казенном языке аудиторной повинности…
Читатели вышеуказанных произведений и научное сообщество должны быть благодарны проессору А.Магомедову за его неустанные усилия в осмыслении сложных общественно-политических и социокультурных проблем жизни дагестанского общества, за приглашение широкого круга интеллигенции к их обсуждению.
Статьи из «Общество»
Крестьянин и ханская дочь

Если выпить литр…

Бестселлер из России

Комсомольская закалка

Мгновенный отклик

Подведены итоги акции

В хадж – по правилам

Травле – нет!

Любить и защищать
