Купить PDF-версию
X

Чеченцы в дагестанском историческом процессе

Магомед-Расул Ибрагимов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН
1130

Чеченцы Дагестана включают две субэтнические группы вайнахского этноса: собственно чеченцы (самоназвание – нохчий), расселившиеся среди кумыков Хасавюртовского региона примерно с XVII в., и их особое подразделение – аккинцы (самоназвания – аьккхий, арарааьккхий, аренан-аьккий, овхой; в исторической литературе и документах до середины XX в. назывались ауховцами), сформировавшиеся на территории Ауха (современного Новолакского и части Казбековского районов) с XVII в. Северные и восточные соседи аккинцев – кумыки — называют их аухлар, акъыйлар (от кумыкского топонима Аух), южные соседи – аварцы — для обозначения их используют название общества гIавухъал (Аух). Собственно чеченцев кумыки называют мычыгъышлар, а аварцы – буртиял или чачанал.

Расселение и численность

Дагестанские чеченцы расселены в предгорьях Северо-Западного Дагестана по долинам среднего течения рек Аксай, Яман-су, Ярык-су и Акташ и на Кумыкской равнине, вблизи границ с Чечней.

Всего чеченцев, живущих в Дагестане, насчитывается около 94 тыс. человек (2010 г.), это около 3,2% населения республики. Чеченцы РД составляют более 6,5% всех чеченцев РФ. Сельское население дагестанских чеченцев (54 тыс. человек, около 58%) сосредоточено в Хасавюртовском (36,4 тыс., 25,8% населения района), Новолакском (7,9 тыс., 27,7%), Казбековском (4,4 тыс., 10,3%), Бабаюртовском (2,8 тыс., 6,1%) и Кизилюртовском (1,5 тыс., 2,5%) районах. Чеченцы-горожане (39,6 тыс., 42,3%) расселены в основном в двух городах Дагестана – Хасавюрте (37,3 тыс., 28,5% населения города) и Махачкале (1,1 тыс., 0,2%).

Численность чеченцев в Дагестане росла не только за счет относительно высокого их естественного прироста, но и за счет миграции из Чечни. Так, в 1870 г. в Хасавюртовском округе насчитывалось 5912 ауховцев (12,7% населения округа), к 1897 г. их число выросло в 3 раза (в результате миграции из Чечни) и составило 18128 человек (25,6%), из них в Хасавюрте жило 103 человека (1,9%). Основным населением слободы Хасавюрт были тогда русские (59,2%), евреи (14,3%), кумыки (8,6%), а к 1917 г. основное население слободы составляли русские (51%), кумыки (33%), горские евреи (6%), немцы (5%), азербайджанцы (5%). Чеченцы (в том числе ауховцы) наряду с салатавцами (аварцами) являлись временным населением слободы (отхожий промысел).

Интенсивный приток мигрантов-чеченцев в Дагестан зафиксирован и в первой четверти XX в. «Ауховцы, – отмечается в статистическом отчете Хасавюртовского округа ДАССР за 1925 г., – дали увеличение на 2737 душ, или 21,8%, что объясняется массовым самовольным переселением выходцев из Чеченской области в округ (Хасавюртовский. – М.-Р.И.)… За 1918-1924 гг. в округе самовольно поселилось 570 семейств, выходцев из Чеченской области». К 1926 г. в ДАССР число чеченцев достигло 21,4 тыс. человек, из них в Хасавюртовском округе – более 20 тыс. (34%).

По данным переписи населения 1939 г., в ДАССР насчитывалось 27678 чеченцев, к 23 февраля 1944 г. их было уже 37106. Перепись населения 1959 г. зафиксировала 12,8 тыс. чеченцев, что было следствием гибели части их во время высылки и из-за того, что не все они вернулись в республику. В 1960-1970-е гг. произошло восстановление их довоенной численности в Дагестане. В 1989 г. численность чеченцев составила 57877 человек (3,2% населения Дагестана), а к началу 2000 г. из-за притока собственно чеченцев из Чечни их число вновь достигло 109 тыс. человек (5,1%).

История

История формирования чеченоязычного населения Дагестана тесно связана прежде всего с этнической историей аккинцев, являющихся, как уже было отмечено, одной из вайнахских региональных групп. По поводу происхождения, этнической принадлежности аккинцев-ауховцев, времени переселения и образования Ауховского общества в Дагестане и другим вопросам имеются различные, порой противоречивые сведения и гипотезы. Дагестанские чеченцы-аккинцы, как об этом свидетельствуют этногенетические предания и анализ их современного тайпового состава, считаются переселенцами из Лам-Акки, расположенной в верховьях р. Гехи, в урочище Нашах. Здесь, в Западной Чечне, и ныне живет часть аккинцев – лам аьккхий (горные аккинцы) в отличие от арарааьккхий (равнинных аккинцев-ауховцев).

По поводу появления аккинцев в Дагестане первый историк и этнограф из чеченцев У. Лаудаев в 1870-е гг. писал: «Ауховцы называются аккий, название это они получали от того, что, живя прежде в Аргунском округе, составляли членов аккинской фамилии. Скудная почва земли, принадлежащая этому обществу, заставила половину этой фамилии переселиться в Аух, где кумыками и русскими переселенцы назывались ауховцами, сами же они для себя, как и от чеченцев, удержали название первобытной фамилии Аккий, т.е. выходцев из Акки».

Как следует из преданий самих аккинцев, их предки примерно в конце XVI – начале XVII в. в силу ряда социально-экономических, демографических и других причин (войны с соседними чеченскими тайпами и грузинами и т.д.) вынуждены были покинуть места своего древнего обитания в Лам-Акки и, постепенно двигаясь на восток, расселились по долинам реки Мичик (ныне Ножаюртовский район Чеченской Республики), а затем примерно во второй половине XVII в. «аккинцы переселились в горы к реке Яман-су, где и образовали свои поселения».

Гидронимия и топонимия среднего течения междуречья Аксая и Акташа, где поселились аккинцы, как отмечает чеченский исследователь И.А. Арсаханов, «свидетельствуют о том, что до появления на этой территории аккинцев или ауховцев там жили кумыки». Письменные источники XVIII – начала XIX вв. также подтверждают, что аккинцы расселились на землях, принадлежавших кумыкским (эндиреевским) князьям, которые взяли их под свое покровительство: «Аухи — так называются поселившиеся на землях кумыцких около вершин рек Агташа и Ярух-су карабулакские и частью чеченские выходцы», – писал о них в начале XIX в. А. Буцковский.

Несколько иной точки зрения о роли аккинцев в сложении ауховского общества придерживалась Н.Г. Волкова, которая считала, что «восточные, равнинные аккинцы представляют смешанную в племенном отношении группу, образующуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкеринцев) и менее аккинцев. Основу этой группы составляли карабулаки. По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы – это ЦIечой тейпа (карабулаки), переселившиеся на восток из Аккилам, т.е. горного Акки». При этом орстхоевский (карабулакский) тайп ЦIечой известен и в настоящее время среди ингушей.

Предки аккинцев после переселения из Чечни в Аух оказались на землях, подвластных дагестанским феодалам. Они вынуждены были вступить в даннические отношения с кумыкскими феодалами, в частности с эндиреевскими владельцами, занимавшими нижнюю часть предгорья и равнины. В начале XVII в. аварские ханы принудили к дани пограничные чеченские общества, а также часть ауховцев. «В конце XVIII столетия … ауховцы, бывшие под властью аварцев, освободились от них; малая их часть платила еще ясак кумыкам», – писал У. Лаудаев.

Ауховцы продолжали быть в зависимости от эндиреевских князей вплоть до 1840 г., когда во время национально-освободительной борьбы горцев имам Шамиль освободил их от податей за участие в движении. В 1841 г., во время карательной экспедиции царских войск в Аух, «аул Кишень-аух и некоторые другие … были истреблены, … около 250 семейств, т.е. половина всего Ауховского общества, были переселены в Андрееву деревню и окрестные кумыкские селения», – отмечалось в одном из военных донесений. В последующие годы за участие в восстаниях 1867 и 1877 гг. часть жителей ауховских и других чеченских аулов была насильственно переселена в равнинные селения Кумыкского (Хасавюртовского) округа. Так, в конце 1877 г. 1200 семейств чеченцев из Ичкерии (Чечня) «беспрекословно выселились на плоскость, где из сострадания дан им временно приют чеченцами (ауховцами. – М.-Р.И.) и кумыками, пока не решит правительство дальнейшую их участь», – сказано в одном из архивных документов.

Административное устройство

В 1860 году,  после образования Дагестанской и Терской областей, Ауховское общество как участок вошло в состав Кумыкского (в 1869 г. переименован в Хасавюртовский) округа Терской области (с 1918 г. –

Терская, а с 1920 г. – Горская республика); в округе было 4 участка, в том числе Ауховский. В 1920 г. Хасавюртовский округ (включая Ауховский участок) был передан из Горской ССР в состав Дагестанской ССР.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 октября 1943 г. за счет разукрупнения Хасавюртовского района ДАССР было принято решение об образовании Ауховского района с центром в сел. Ярыксу-Аух (ныне – с. Новокули). В конце декабря того же года было создано Оргбюро, которому постановлением правительства республики от 13 января 1944 г. было предложено представить бюджет района к февралю 1944 г. В состав этого национального Ауховского района вошли 8 сельсоветов: Акташауховский, Алтымирзаюртовский, Банайаульский, Бильтаульский, Кишеньауховский, Минайтугайский, Юртауховский и Ярыксуауховский (15 селений, в которых проживали 13321 человек), а шесть селений, где проживали чеченцы (не относящиеся к аккинцам), остались в составе Хасавюртовского района. Ауховский район находился на стадии формирования, а тем временем готовилась депортация чеченского и ингушского народов.

23 февраля 1944 г. все чеченцы и ингуши, проживающие в Чечено-Ингушской АССР и на прилегающих к ней территориях, в том числе и чеченцы Дагестанской АССР, были выселены в различные районы Казахстана и Киргизии. Всего репрессиям в Дагестане подверглись 8386 семей, или 37106 чеченцев, в том числе 14901 человек из Ауховского района, остальные – из г. Хасавюрта, Хасавюртовского и Бабаюртовского районов.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 июня 1944 г. Ауховский район был переименован сначала в Бериевский, а затем в Новолакский с центром в сел. Берия-аул (бывшее сел.Банай-аул, ныне – Новолакское), изменению подверглись и названия всех населенных пунктов; при этом два сельсовета – Сталинаульский (быв. Акташауховский) и Калининаульский (быв. Юртауховский) – были переданы в состав Казбековского района.

В селения дагестанских чеченцев-аккинцев бывшего Ауховского района ДАССР принудительно, без согласования с населением, было переселено 1518 семей лакцев численностью 5831 человек из Кулинского  и Лакского районов, а также  аварцы (в два селения бывшего Ауховского района, переданных в Казбековский), позднее решением дагестанского руководства также и кумыки (в три селения Хасавюртовского района).

Дагестанских чеченцев доставили на места спецпоселений, где они оказались в условиях, резко отличавшихся от районов их постоянного обитания. Традиционный уклад жизни был разрушен в одночасье. Адаптация к новым условиям проходила весьма тяжело: от сыпного тифа, голода и холода в дороге и за годы высылки, не выдержав физических и психологических перегрузок, погибли до 30% всех чеченцев.

После выхода указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР» в Дагестан в 1957–1963 гг. вернулись около 30 тыс. чеченцев.

Вернувшимся из мест спецпоселений чеченцам-аккинцам было запрещено селиться в бывшем Ауховском районе; им предложили поселиться в селах Хасавюртовского и Бабаюртовского районов. Кроме того, специально для возвратившихся чеченцев были созданы новые населенные пункты: в Хасавюртовском районе (Новосельское, Нурадилово, Солнечное) и Хасавюрте (микрорайоны Заречное, Мичурина, Нефтекачка и др). Часть их была подселена в другие, уже существующие населенные пункты Хасавюртовского, Бабаюртовского и Кизилюртовского районов. Реабилитация чеченцев-аккинцев оказалась неполной, поскольку проблема их территориального устройства на месте Ауховского района не была решена.

Принятие Закона Верховного Совета РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» открыло новые возможности по восстановлению законных требований чеченцев-аккинцев. Несмотря на отсутствие в указанном законе механизма его реализации, III Съезд народных депутатов Дагестана 23 июля 1991 г. принял постановление, в котором признано «необходимым восстановление Ауховского района и прежних исторических названий населенных пунктов, входящих в состав этого района». Депортация и ограничение прав после возвращения из мест выселения были признаны незаконными. В целях полной реабилитации устанавливался переходный период для восстановления Ауховского района (1991-1992 гг.) и переселения лакского населения Новолакского района, возвращения всех желающих чеченцев-аккинцев в места их прежнего проживания (1991-1996 гг.). В декабре 1994 г. завершена выплата репрессированным (5720 хозяйств) чеченцам-аккинцам компенсаций за несохранившееся имущество в сумме 1202,9 млн руб. Однако мероприятия по полной реабилитации аккинцев выполнялись весьма медленно, в основном из-за отсутствия финансирования.

В последнее время по инициативе Главы Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипова Правительство Российской Федерации утвердило подпрограмму «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016–2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», в которой предусмотрены средства на завершение переселения населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района, с возвратом исторических наименований населенным пунктам. На сегодня свои прежние названия уже получили сел.Ахар — Банаюрт, Шушия — Ямансу и Дучи — Бархчхой-отар. Работа должна завершиться в ближайшие годы.

Естественно, годы испытаний сказались негативно на культурном, историческом и материальном развитии чеченцев Дагестана. Но, несмотря на это, чеченцы Дагестана сохранили свои обычаи, традиции, самобытность и культуру.

Основные занятия

Основным традиционным занятием дагестанских чеченцев являлось земледелие (ячмень, пшеница, кукуруза, табак, овощеводство), сочетавшееся с животноводством – содержанием крупного рогатого скота (буйволы, быки, коровы) и овцеводством (овцы, козы). Излишки успешно возделываемых зерновых культур обменивались на животноводческие продукты (жир, курдюки, сушеное мясо, овечий сыр и др.). Широкое развитие у дагестанских чеченцев получили огородно-бахчевые культуры: лук, чеснок, черемша, фасоль, перец, тыква, арбуз и др.

Скотоводство чеченцев имело мясо-молочное направление. Крупный рогатый скот, кроме пополнения пищевых запасов и сырья для домашних промыслов (одежда, обувь, отчасти орудия труда и др.), использовался в качестве рабочей силы при обработке пахотных земель, перевозке грузов (быки, буйволы). Коневодство у чеченцев играло второстепенную роль, лошадей любили и использовали в основном для верховой езды, а также при обмолоте зерновых. Крупный рогатый скот и лошади большую часть года содержались на выгонах (богатых травой балках, оврагах, лиманах), а зимой находились на стойловом содержании. Через территорию, населенную чеченцами-аккинцами, проходила скотопрогонная трасса, связывавшая высокогорные районы левобережья Андийского Койсу с равнинными землями.

Важную роль в хозяйстве чеченцев играли кустарные промыслы. Немалой популярностью пользовалось чеченское сукно, из которого шились черкески, башлыки и др. Высокое развитие получило оружейное производство.  «Весьма хорошие делают ружья», – писал в начале XIX в. об аккинцах военный исследователь A. Буцковский. Повсеместное распространение имели обработка кожи, дерева, шерсти, изготовление сельскохозяйственного инвентаря. Некоторое значение имели птицеводство, пчеловодство и охота на диких зверей и птиц. Часть населения занималась извозом. Транспортным средством служила арба, а зимой использовались сани и волокуши.

Традиционная культура

Характерный тип поселения дагестанских чеченцев – аул-юрт. При строительстве поселений учитывались возможности обороны, наличие воды, близость сельскохозяйственных угодий и другие факторы.

Аккинские поселения, как правило, растянутые вдоль рек или дорог, были относительно крупными, насчитывавшими в среднем до 200 хозяйств. Традиционным типом жилища дагестанских чеченцев были турлучные и саманные дома прямоугольной планировки. Дом с приусадебным участком обносили забором, во дворе располагались хозяйственные постройки, навесы, хлев и т.д. Имелась гостевая комната, которая обустраивалась лучше других; интерьер остальных комнат был весьма скромным. Современные жилища с двух- или четырехскатными крышами, покрытыми шифером или кровельным железом, строятся из обожженного кирпича, пиленого известняка и современных строительных материалов.

Традиционная одежда чеченцев имела много общего с общекавказским костюмом и отражала этнокультурные связи с кумыками и другими народами Северного Кавказа.

Пища чеченцев, изготовленная из продуктов земледелия и в меньшей степени скотоводства, подразделялась на повседневную и ритуально-праздничную, свадебную, поминальную. Была и походная пища – цIу (толокно из прожаренного ячменя, проса, ржи, а в последнее время – кукурузы). Повседневную пищу составляли чурек с сыром, галнаш (тип хинкала из кукурузной муки), разные супы (дугана, шурэчорп, жиргачорп), каши (худар). У состоятельных пища была более разнообразной: творог с маслом, яйца (xloa), мясо, мясной и куриный бульоны (джижиган, куотличорп), лепешки с сыром, мясом, тыквой, домашние колбасы и др.

Значительное влияние на культуру питания чеченцев Дагестана оказала кумыкская кухня. «Аккинцы готовят пищу подобную кумыкской (союзма – особый вид творога; чий – простокваша, гЬшкал (хинкал) – кусочки теста, вареные в жирном бульоне, чишлик (шашлык)», – отмечает И.Ю. Алироев. К заимствованным блюдам следует отнести плов (пилув и чилув – кумык.), киргизойпилув (киргизский плов), котлеты и др.

Общественные и семейные отношения дагестанских чеченцев имели как вайнахские, так и специфические черты, сформировавшиеся под влиянием соседних народов, в частности кумыков. Это было вызвано рядом обстоятельств. Предки аккинцев-ауховцев после переселения из Чечни в XVII в. в междуречье Аксая и Акташа были вовлечены в феодальные отношения. Находившиеся в зависимости от аксайских и эндиреевских князей, ауховцы освободились от нее лишь в середине XIX в.

В общественном быту немалую роль играл обычай гостеприимства, правила приема гостей были закреплены древней народной традицией. Распространение получили куначество, побратимство и аталычество. Важное значение в быту чеченцев имел обычай взаимопомощи (белхи); сохранялся обычай кровной мести.

Интересен чеченский обычай, передававшийся из поколения в поколение. Невесту задолго до свадьбы привозили к близким родственникам жениха, где она жила как член семьи от нескольких недель до месяца и более. Делалось это для того, чтобы девушка адаптировалась к новой семье, новым условиям жизни, заранее узнала родственников жениха и привыкла к укладу жизни новой семьи. Ко дню свадьбы девушка уже знала всех своих новых родственников от мала до велика и как себя вести в новой семье. Данная традиция служила основой крепкой новой семьи.

Дагестанские чеченцы обладают богатыми и разнообразными формами фольклора: преданиями, легендами, сказками, песнями, сказаниями (нартский эпос и др.). Богато представлены музыкальное, танцевальное искусство (особенно привлекателен мужской танец, отличающийся экспрессией), музыкальные инструменты: барабан, бубен, зурна, гармоника, дечаг-поднар и др.

Большую роль в духовной жизни играла религия – ислам суннитского толка, проникший в их среду после переселения в Дагестан. Религиозные и календарные праздники: Курбан-байрам, Ураза-байрам, обряды вызова дождя, солнца и другие — были яркими событиями в общественной жизни аккинцев. Мусульманская обрядность тесно переплетена у них с более ранними религиозными верованиями (почитанием гор, скал, деревьев, рощ, особенно богов неба и солнца, грома и молнии, богини плодородия, покровителя охотников и т.д.).

Чеченский литературный язык имеет статус языка обучения и в качестве родного изучается в 56 школах Дагестана; обучением охвачено около 15 тыс. учеников. На чеченском языке и в качестве учебного предмета чеченский язык изучается в 40 школах Хасавюртовского района и г. Хасавюрта, 8 школах Новолакского района и 8 школах Бабюртовского, Казбековского и Кизилюртовского районов.

В советский период истории у чеченцев Дагестана произошли значительные изменения, которые охватили все сферы жизни и деятельности: экономику, материальную и духовную культуру, семейный и общественный уклад. Хозяйства дагестанских чеченцев специализировались главным образом на развитии земледелия и скотоводства, включая такие новые виды занятий, как виноградарство, выращивание подсолнечника; они также работали на заводах и фабриках, в строительстве, в основном рабочими, каменщиками, малярами и т.д.

Для удовлетворения культурных потребностей чеченцев в Дагестане до недавнего времени издавалась районная газета «Халкъан аз» («Голос народа»), с 2001 г. функционирует республиканская газета «Нийсо» («Равенство») на чеченском и русском языках. В Дагестане на чеченском языке ведутся передачи республиканского и районного радио. В последнее время транслируются передачи муниципального телевидения (г.Хасавюрт, Хасавюртовский район), в которых звучат чеченские мелодии и песни. Чеченские песни, мелодии, танцы – неотъемлемая часть дагестанских концертных программ, передач республиканского телевидения и радиовещания. Чеченский язык – один из 14 государственных языков в Республике Дагестан.

Среди чеченцев-аккинцев, получивших большую известность, следует назвать Героя Советского Союза, участника Сталинградской битвы Ханпашу Нурадилова, уничтожившего более девятисот фашистов и взявшего двенадцать вражеских офицеров в плен. К числу своих соплеменников чеченцы относят Ирбайхана Байбулатова (в оригинале наградного листа указана его национальность – кумык, да и сам он считал себя кумыком) – командира роты, героически погибшего в боях за г. Мелитополь.

И сегодня чеченцы, деятельно участвуя в экономической и общественно-политической жизни республики, вносят свой достойный вклад в ее дальнейшее развитие. Они представлены в органах государственной и муниципальной власти Республики Дагестан.

Достойный вклад в развитие экономики, культуры, искусства, образования и медицины Дагестана внесли и вносят представители чеченцев: ученые – доктора и кандидаты наук Исраил Арсаханов, Джабраил Айдамиров, Хамзат Айдамиров, Султан Умаров, Умарпаша Ханалиев, Висанпаша Ханалиев, Рухман Адуков, Асрудин Адильсултанов, Зарема Пашаева, Айна Исмаилова, Марьям Исмаилова, Атикат Гасанова, Хава Шахбазова, Асият Абдулкаримова, Али Мажидов, Аймурза Айтукаев, Висирпаша Байсултанов, Муса Чергизбиев, Абдухалид Шабазов, Ибадулла Матиев, Хизраил Алибиев, Юсуп Элибаев и другие.

Большую лепту в становление стабильной общественно-политической обстановки в республике внесли и вносят генерал, Герой России Умарпаша Ханалиев, руководители органов государственной и исполнительной власти РД Эльмади Жабраилов, Имампаша Чергизбиев, Джабраил Айдамиров, Вахмурад Курчаев, Султан Умаров, Салман Ахмедов, Джаладин Закриев, депутаты Народного Собрания Республики Дагестан Хазали Мисиев, Муса Иславов, Басир Дадаев, Султан Антаев, Абубакар Сайдулаев, Мовлади Соипов, Нуради Пашаев и другие.

Провели значительную работу по духовно-нравственному воспитанию  и просветительскому воздействию на становление чеченского общества в Дагестане Саид Алтемиров, Махма Магомедов, Самад Мачаев, Хамзат Сайдуллаев, Мовлид Умаров, Камалдин Тайнабеков, Сайдемир Айдемиров, Ахъяд Басханов, Юсуп Ханалиев, Мовлид Ибрагимов и другие.

Cреди чеченцев в Дагестане немало заслуженных работников искусства и культуры: Зайнди Чергизбиев – композитор, заслуженный артист ЧИАССР, Султан и Замир Юшаевы – известные художники с европейскими именами, Латип Шаипов – заслуженный артист РД, Хадижат Асхабова – заслуженная артистка ЧР, Исмаил Мусхабов – композитор, народный артист ЧР, Джамиля Индирбиева – заслуженная артистка РД,  Гульнара Солтамурадова – заслуженная артистка РД, Мовсар Атаев – народный артист ЧР,  Руслан Тупиев – заслуженный артист ЧР, Альбина Салимгереева – заслуженная артистка РД, Джамиля Шахбазова – заслуженная артистка ЧР, Зайнди Аблиев – заслуженный работник культуры, Умар Якиев – заслуженный работник культуры РД, Салвади Баймурадов – заслуженный работник культуры РД, Айна Бибулатова – заслуженный работник культуры РД, Хусейн Эльдарбиев – заслуженный работник культуры РД и другие.

Большую известность у публики получили певец, автор и исполнитель песен-баллад Имам Алимсултанов, певец и композитор, победитель конкурса кумыкских песен Латип Шаипов, поэты Руслан Умаев и Мусса Гусев.

Достойно оценен вклад чеченцев Дагестана в развитие физической культуры и спорта. Мировую известность получили чеченцы Дагестана – знаменитые спортсмены. Это Бувайсар Сайтиев — многократный чемпион России, шестикратный победитель международных турниров серии Гран-при «Иван Ярыгин», шестикратный чемпион мира, шестикратный чемпион Европы, трехкратный чемпион Олимпийских игр.

Адам Сайтиев – российский борец вольного стиля, мастер спорта международного класса. Член сборной команды России по вольной борьбе. Четырехкратный чемпион России, двукратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы. Победитель международного турнира памяти Ивана Ярыгина. На XXVII летних Олимпийских играх в Сиднее, состоявшихся в 2000 г. Адам Сайтиев показал уникальный результат: сумел дойти до финала, не отдав соперникам ни одного балла в поединке за золотую медаль, единственный из всех финалистов одержал чистую победу.

Эльмади Жабраилов – заслуженный мастер спорта СССР, серебряный призёр Олимпийских игр, чемпион мира, чемпион и неоднократный призёр чемпионатов Европы, чемпион Азии, призёр Азиатских игр, чемпион Восточно-Азиатских игр, чемпион и призёр чемпионатов СССР, чемпион СНГ, серебряный призёр Олимпиады 1992 г. Избирался депутатом Народного Собрания Республики Дагестан, членом Государственного Совета РД, председателем ДРОО «Общественный совет чеченцев Дагестана», являлся советником Президента РД.

Джамал Отарсултанов – российский борец вольного стиля,  заслуженный мастер спорта России, двукратный победитель межконтинентального Кубка ЦСКА, обладатель золотого Кубка Рамзана Кадырова, золотого кубка Европейских наций, бронзового кубка мира, двукратный чемпион России, трехкратный чемпион Европы. Победитель международных турниров серии Гран-при «Иван Ярыгин» в 2012 г. За большой вклад в развитие физической культуры и спорта награжден орденом Дружбы.

Рамзан Ирбайханов – заслуженный мастер спорта России, воспитанник школы имени Сайтиевых, бронзовый призер чемпионата Европы (2007 г.), чемпион Европы (2008 г.), чемпион Турции, чемпион мира (2007 г.), чемпион Олимпийских игр в Пекине (2008 г). Лукман Жабраилов – чемпион мира, чемпион и неоднократный призёр чемпионатов Европы, обладатель Кубка мира, чемпион СССР. Ахмед Атавов – абсолютный чемпион мира (1989 г.), чемпион СССР (1989 г). Алихан Джамалдинов – чемпион России, чемпион Вооруженных Сил СССР, заслуженный тренер России, основатель и бессменный директор Хасавюртовской школы борьбы. Подготовил более 200 мастеров спорта СССР и России, десять заслуженных тренеров СССР и России. Многие из его учеников удостоились высоких спортивных и государственных званий. Исхак Ирбайханов – тренер по вольной борьбе, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры и спорта РД, главный тренер сборной Турции. Салимхан Нуцалханов – советский борец вольного стиля, заслуженный тренер СССР, главный тренер сборной команды Чеченской Республики. Артур Бетербиев – российский боксёр, бронзовый призёр чемпионата мира 2001 г. среди юношей, чемпион Европы (2006 г.), серебряный призер чемпионата мира 2007 г., чемпион России (2007 г.), участник Олимпийских игр (2008 г.) в Пекине, обладатель Кубка мира (2008 г.), чемпион мира (2009 г). Бекхан Гойгереев – бронзовый призер юношеского первенства России  (2001 г.), победитель турнира «Сослан Андиев» (2011 г.), победитель Универсиады в Казани (2013 г.), чемпион России (2013 г.), чемпион мира (2013 г.), серебряный призер турнира «Али Алиев» (2013 г.), серебряный призер международного турнира памяти Ивана Ярыгина  (2014 г.), серебряный призер чемпионата Европы (2014г.), обладатель золотого Кубка Рамзана Кадырова  (2014 г). Руслан Жабраилов – заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер СССР и многие другие выдающиеся спортсмены.

Статьи из «Чеченцы»