Человек мира
Имя выдающегося дагестанского композитора, деятеля музыкальной культуры России, дирижёра, педагога, лауреата государственных и международных премий, народного артиста СССР Мурада Магомедовича Кажлаева широко известно далеко за пределами страны. Он принадлежит к числу основоположников профессиональной музыки Дагестана.
Именно талант Кажлаева впервые открыл миру богатства музыкального наследия Страны гор. В списках его сочинений более 400 названий, среди которых балеты «Горянка», «Имам Шамиль», «Любовь моя, печаль моя…», мюзиклы «Земля и небо», «Валида», симфония, увертюры, песни и романсы, альбомы для детей, музыка к спектаклям и цирковым представлениям. Композитор, творчество которого преодолело рамки локального значения, написал музыку к 42 фильмам отечественных и зарубежных киностудий, среди них первый дагестанский художественный фильм «Тучи покидают небо», известные музыкальные киноленты «Бархатный сезон», «Любовь моя, печаль моя…» и другие.
Безусловно, Мурад Кажлаев — человек мира. И вместе с тем он — дагестанец, всегда и везде не мыслящий себя вне своей родины. Дагестан красной нитью проходит через всю его жизнь и звучит в его сочинениях. Закономерно, что музыка Кажлаева вошла в репертуар Дагестанского государственного театра оперы и балета.
Глубокая жизненная правда поэмы Гамзатова «Горянка» вдохновила композитора на создание сильного и волнующего музыкально-драматического произведения о наших днях. Музыка «Горянки» национальна и одновременно нова и свежа. Содружество с выдающимся хореографом Олегом Виноградовым способствовало созданию неповторимых образов, трогающих слушателя и зрителя. Премьера первого дагестанского балета Мурада Кажлаева «Горянка» стала выдающимся событием в истории национальной культуры Дагестана и значительным явлением в музыкально-театральной жизни страны. «Пролетело 52 года со времени первой постановки балета». И вот наконец я смог показать своё творчество землякам. Это было нелегко, волнительно, но теперь всё позади. Большая и трудная задача стояла передо мной: отразить в музыке прелесть поэмы Гамзатова в соответствии с проникновенной и виртуозной хореографией Олега Виноградова, — поясняет автор музыки. — Я стремился современными средствами симфонической музыки воплотить напевность и ритмическое богатство моей родины. Мне хотелось, чтобы в музыке люди услышали стремительное течение горных рек, ощутили аромат трав, представили суровость синих скал и полюбили вместе со мной небольшой, но гордый и мужественный народ Дагестана».