Человек трудом ценится
Народы Дагестана – величайшие труженики. Свидетельством тому многолетние, порою невероятно удивительные результаты их труда по освоению низменного, предгорного и горного Дагестана: крепости, канатные мосты, террасное земледелие на склонах гор и другое. Это достигнуто потому, что в нашей культуре веками выработаны и сконцентрированы бесценные знания, умения и навыки рационального животноводческого, ремесленного и прежде всего земледельческого труда.
В сознании современных молодых горожан, не испытавших на себе особенности земледельческого труда, привыкших ко всему готовому, порою кажется, что «хлеб растёт на деревьях». Но истинная цена насущных продуктов неизмеримо выше, дороже всяких денег. Это труд хлебороба, землепашца, животновода, ремесленника, и он не имеет цены. Порою незаметный, зачастую неблагодарный, но тем не менее именно труд сельского труженика является первоосновой человеческой жизнедеятельности.
В своё время известный хлебороб страны, почётный академик Т.С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как к святыне – всё это воспитывало у детей трудолюбие и уважение к людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд – всему отец».
Вот почему в культуре труда народов Дагестана значительное место отводится подготовке человека к восприятию, пониманию, осмыслению и рациональному применению на практике народной культуры земледельческого труда. В народе говорят: «Кто не способен дать молока, как корова, должен пахать, как бык»; «Работай, где настиг работающих, кушай, где настиг кушающих»; «Не попотев, поел – делу убыток, голодным попотел – телу убыток»; «Дерево плодами ценится, а человек трудами».
Последовательность подготовки к сельскохозяйственному труду и её содержание заключаются в следующем. С семилетнего возраста дети уже должны быть вовлечены в различные виды производительного сельскохозяйственного труда. Участие в нём предполагает выработку знаний, умений и навыков. Дети учатся ухаживать за домашними животными и птицами, доить корову, кипятить и хранить молоко, взбивать масло, обращаться с лошадьми, ездить верхом, пасти овец в отаре, содержать в загоне, принимать ягнят, по приметам распознавать их болезни и оказывать необходимую помощь до прибытия взрослых. Должны уметь владеть сельскохозяйственными орудиями: косой, граблями, вилами, топором, пилой, содержать их в рабочем состоянии. А ещё косить сено, сушить его, копнить, стоговать; сеять хлеб, управлять сохой, бороной, пропалывать посевы от сорняков, убирать урожай, молотить и веять зерно и многое другое.
Комплекс сельскохозяйственных работ с детства приучает человека к местным видам и особенностям традиционного труда народа. Обрабатывая землю, сажая, сея, удобряя почву, человек узнает цену плодам природы; приобщение к уходу за домашним скотом формирует у него любовь к животному миру. Постепенно, привыкая к напряженному труду и радуясь своим успехам, человек крепнет физически и морально.
Дагестанским народам известны самые эффективные формы и методы морального стимулирования детского труда. Так, во время прополки заинтересовывают детей рассказами о разновидностях съедобных и целебных трав, они узнают места произрастания щавеля, козлобородника, черемши, сурепки, земляники, ежевики, методы их сбора и применения. Во многих трудовых операциях у народа отведено ведущее место – старшему и ведомое – младшему, весьма расчётливо создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.
Не менее продумана и система подготовки земледельцев. На всех языках и наречиях Дагестана (впрочем, как и многих других народов России и мира) землю называют кормилицей, бесценным богатством. Народная педагогика предусматривает вовлечение детей, подростков и молодежи в каждый из этапов земледельческого труда, что формирует у них необходимые знания, умения и навыки. Многовековой опыт обучения и воспитания земледельца невероятно богат и поучителен. Он сегодня нуждается в серьёзном изучении, возрождении и применении на экономическое благо общества.
Особого внимания заслуживает опыт дагестанских тружеников по развитию в детях чувства уважения к продуктам труда, главным образом к хлебу. За свою жизнь трудящиеся горцы видели хлеб всякий: и черствый, и свежий, и облитый слезами, и празднично украшенный.
Мудрецы говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен; женщина, чтобы не обрывалась нить жизни; книга, чтобы сохранилась связь времен. Этим словам созвучна и народная мудрость: «Нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем аромат свежеиспеченного хлеба».
Народное отношение к хлебу наиболее ярко отражено в устном народном творчестве. В дагестанских сказках и эпосе, поговорках и пословицах, загадках и песнях, поучениях и наставлениях — целые уроки о хлебе. Каждая народная пословица — это своеобразный, выстраданный трудящимся человеком мудрый совет: «Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда», «Кто поработает, тот и хлеба поест».
Голос, идущий из глубины веков, напоминает о горькой жизни горцев, призывает к пониманию и осмыслению истинной цены хлеба: «Непроголодавшийся уважения к хлебу не знает», «Покуда не голоден человек, о хлебе не думает». Народные мудрецы предостерегают людей: «Поспевший урожай ветру не отдавай», «Сказав «я – сыт», не выбрасывай хлеб и, сказав «жарко», не жги шубу», «Не кидай в хлеб камнем»…
Бережное и уважительное отношение к хлебу является одним из ключевых моментов в народной методике воспитания человека с раннего детства: малышу внушают, что нельзя есть на ходу или стоя, что есть нужно только сидя, нельзя играть с хлебом в руках. Детей постарше учат правильно резать хлеб, бережно класть его на стол, заворачивать в скатерть, держать всегда вверх «лицом». «Хлеб – это добро (баракат), и к нему следует относиться бережно», – неустанно напоминают взрослые и соблюдают обычай, пришедший из глубины веков. Воспитанные дагестанцы никогда не пройдут мимо даже оброненного кем-то куска хлеба, поднимут его, очистят, положат на возвышенное, чистое, недоступное человеческой ноге место.
«Хлеб – это святыня», – учат горцы, и, как бы подтверждая мудрые мысли, матери знакомят детей с секретами дагестанского хлебопечения, хлебосбережения: несут хлеб из пекарни домой, прижав его к груди, как младенца. Хлеб заворачивают в чистую скатерть, держат всегда свежим в специально приспособленном деревянном подносе.
Хлебом делятся в пути, хлеб берут взаймы, отдавая всегда больше и свежим, ломоть хлеба оставляют хозяину пекарни – в знак уважения. Хлеб и соль, съеденные вместе, укрепляют дружбу товарищей, соседей, путников. Вот почему, заканчивая трапезу, принято говорить: «Так пусть, берекет, ты всегда будешь в достатке».
Уважая хлеб, человек учится уважать труд земледельцев, хлеборобов, мукомолов, пекарей и еще многих других, причастных к этому священнодействию.
Таким образом, дагестанская культура земледельческого труда – это культура истинной заботы о тружениках, земле, красоте природы. Она удивительно разнообразна и весьма поучительна. Она заслуживает достойного места в жизнедеятельности каждого человека, практике воспитания и обучения профессионально грамотных тружеников народов Дагестана.