Неомраченной дружбой дорожи.
Не омрачай ее ненужной пыткой:
Разорванную нить, как не свяжи —
А узелок уже испортит нитку.
Но и порвется нить — бросать не надо.
Не поленись концы ее стянуть.
И сто узлов не могут быть преградой, *
Чтоб руку дружбы другу протянуть
Заливая все небо, багровел закат. Казалось, что земля и небо сомкнулись, а на горизонте полыхает огромный сноп, охваченный огнем; облака, ползущие над головой, похожие на клубы дыма.
Хотя уже начало осени, вокруг сочная трава, и деревья в зеленом бархатном наряде. Машина, на котором я еду, поднимается все выше и выше; осенние цветы ни сколько не уступают весенним; пестрый луг, открывшийся взору, манит меня к себе.
— Останови машину! — попросила я у племянника… Разувшись, осторожно ступила на прохладную землю. Она словно приветствовала меня, ласковым шепотом трав и ароматом полевых цветов. И почудилось моей романтичной душе, что я та Фазу, что была сорок лет назад, восхищенная, готовая вот-вот взлететь, влюбленная в жизнь и видящая мир сквозь синеву безоблачного летнего неба. И я шептала:
И снова я стою на лугу альпийском
Среди дурманного разноцветья,
И горло густой аромат обжигает,
И синь золотая слепит глаза.
И кружится голова словно крылья.
Прозрачные, легкие, ввысь поднимают
Опять опускают на мягкий луг.
Четыре десятка, как в старой сказке,
Светлых и горьких лет пронеслось
На том же лугу, где когда-то стояла
Чернявой девчушкой я босоногой.
Снова стою, и все так же травы
Плетут дурманящий хоровод,
И также смешная божья коровка,
Красные крылья скорлупки сложив.
Рубиновым перстнем в черных точках
Храбро на палец садится мне.
Все как было, и душа моя не постарела, только груз годов и болезни дают о себе знать. Но как я счастлива, что во мне сохранились, сверкая и играя бриллиантовыми гранями, жизнелюбие, жажда к красоте, желание делать добро, всегда помнить, что нельзя делать другим то, что не хотелось бы, чтобы сделали тебе. Во мне сохранилась верность дружбе, хотя настоящих друзей бывает очень мало. В молодости кажется, что каждый человек, демонстрирующий хорошее к тебе отношение, — твой друг, но в определенных ситуациях они выдают свою зависть. Так, камень ложится на камень, и образуется в сердце скала недоверия. От таких людей я отхожу молча и больше не связываюсь с ними, кроме, как «здравствуйте и до свиданье».
Отец мой погиб, когда мне не было пяти лет. Нас воспитала мудрая бабушка, потому что маме приходилось ходить на несколько работ, чтобы заработать нам кусок хлеба.
Казалось, что бабушка знает все мудрости народа, она буквально разговаривала пословицами, поговорками и притчами. И все они содержали человеколюбие, примеры того, как в трудные моменты люди приходят друг другу на помощь, что Аллах у всех один, только разные народы называют его по-разному. Бабушка не терпела, когда о других говорили плохо, и сама жаловаться не любила, никогда никого не обсуждала. В нашем ауле была одна женщина, которая все время жаловалась на свою судьбу, хотя жила не хуже других, и каждый раз находила того или иного виновника своих неудач. Бабушка слушала ее, не говоря ни слова, не отрывалась от своей работы, но я видела, как в глазах бабушки бушевала буря, у нее начинали дрожать руки. Бабушка продолжала заниматься своим делом — сидя в углу веранды, латала нашу одежду: мою перешивала на младшую сестру, а ее — на самую маленькую. Бывало иногда так, что бабушка вообще ни одного слова не произносила, делала вид, что она глуха и нема к ее рассказам. Когда она не .солоно хлебавши уходила, бабушка поднимала руки к небу и до предела откинув голову причитала: «Аллах, ты всесилен, прости ее и меня, что пришлось ее слушать, ни одно ее слово в мое сердце дорогу не нашло, отскакивали, как горох от стены. Аставпирулаг, аставпирулаг, аставпирулаг!».
Однажды эта женщина уже с первой ступеньки лестницы начала жаловаться , что ее сглазили: ноги еле двигаются, голова болит, и вообще все завидуют ее красоте.
— Садись, — сказала бабушка властным тоном , — и не прерывай меня. Да, ты очень больна, я удивляюсь, как тебя до сих пор земля держит.
— Я же говорю, что больна!
— Ты больна очень опасной болезнью и скоро умрешь, если у тебя не хватит силы от нее избавиться: а еще твоей болезнью могут заразиться легковерные люди.
— Вуя, я так серьезно больна?!
— Да, это такая же истина, как аяты Корана; ты больна человеконенавистнической болезнью, и пока ты не полюбишь людей и не научишься видеть в каждом человеке что-то хорошее болезнь будет точить тебя извнутри; и так же незаметно, как моль съедает шерсть, ты окажешься вся в дырках и умрешь с такой же злобой, с какой жила всю жизнь.
Это же большой грех ненавидеть каждого! Я никогда от тебя не слышала хорошего слова о другом. Что, одну тебя Аллах создал хорошей? Нет на земле абсолютно хорошегодши плохого человека. У каждого есть достоинства и недостатки, а для тебя — все плохие. Я не хочу слушать твою белиберду; если ты идешь ко мне, иди с улыбкой, хорошими новостями. Если не хочешь умереть от злобы, люби людей, стряхни с себя эти вечные жалобы и злость, что ты питаешь к другим. Ты думаешь, другие не болеют? После войны, что мы пережили! Нет ни одного здорового человека, но мы счастливы, что война кончилась и мы победили… Слава Аллаху, мы победили.
— Я умру? — всхлипнула она.
— Когда-то мы все умрем, но ты ускоряешь свою смерть. Я тебе даю дарман: люби людей, старайся увидеть в них хорошее, и никогда никого не осуждай; не ты в этих людей душу вложила, а аллах. Старайся почаще улыбаться , всегда первой здоровайся со встречными и никогда не жалуйся. Еще раз повторяю: люби людей, и ты вылечишься.
Она ушла от нас, как-то сгорбившись, и долго не приходила. И вдруг, в один прекрасный день, когда мы с бабушкой чистили на веранде старый ковер, она влетела во двор, буквально светясь од радости.
— Патимат! Патимат! — кричала она. — Я принесла добрую весть. У Хасбулата родился сын.
— Аллах, ты милостив, как он мечтал о сыне, пять дочерей и шестой сын! — говорила бабушка, вытирая руки о подол платья. — Дай Аллах, чтобы он был старшим еще у четырех братьев, чтобы они своим трудом, прославленными делами возвышали свой род! — с этими словами бабушка обняла женщину.
После этого она всегда к нам приходила с улыбкой, и я больше не слышала, чтобы она жаловалась или осуждала кого-нибудь.
В основе всех разговоров бабушки было человеколюбие, и никогда в своем ауле я не слышала, что кто-то какой-то национальности…
Когда началась война, доктора Раису Петровну Сенкевич призвали в армию. Жила она в одной большой комнате бывшей казармы, и уезжая, она передала маме ключ: «Все, что у меня в доме, это ваше». Мы все очень плакали, когда она уехала, мама долго не могла открыть дверь ее комнаты. Сколько хорошего она нам делала. Первый раз новогоднюю елку мы увидели у нее в комнате — она устроила этот праздник для детей техничек больницы — своих детей у нее не было. Первый раз кисель я пила у нее.
Каждый день мама приносила домой дрова в большой корзинке, которые давала ей Раиса Петровна. А что такое дрова во время войны, знают те, кто пережил военные годы! Как мы все ее любили, и моя бабушка души в ней не чаяла, называла ее — Раисат. Когда готовили свежее масло и творог, она отдельно откладывала куски, говоря, что это для Раисат. После войны мы начали ее искать, и нашли на Украине. Приглашали к себе, но она не могла приехать — вернулась с войны без ноги. Мы часто писали ей, посылали посылки…
Говорят, что самый лучший памятник войне — это уцелевшая голова. После войны из нашего маленького аула вернулись несколько человек! кто без руки, кто без ноги.
Некоторые из них привезли русских жен. Односельчане принимали их, как родных, делали из них героев -рассказывали, как они спасали наших раненных солдат под градом пуль, вынося на себе с поля боя. Помню, как бабушка особенно причесалась -сделала пробор, одела красивое платье из черного атласа, и отправилась приветствовать
Мухтара и его русскую жену. Все женщины, которые тоже шли к ним сказать: « С приездом» — были также нарядно одеты. Сначала обнимали ее, потом Магомеда-Мухтара. Так встречали в ауле всех, кто женился на русских девушках. Вечером у очага шло обсуждение: «Подумайте, — говорила бабушка, — на нас не падали бомбы, нас не сжигали в раскаленных печах, и то, как нам трудно было. А эти девушки воевали, еще спасали раненных, нам надо их на руках носить: дай Аллах, чтобы им наша дагестанская земля принесла только баракат…»
Я не могу вспомнить, чтобы в нашем маленьком ауле был какой-нибудь тухум, который ненавидел бы другой род или желал кому-либо зла. И сейчас, оглядываясь с высоты своего возраста, я прихожу к выводу, что каждый человек был переполнен добротой, для зла и ненависти в его сердце места не оставалось. И я была воспитана этими людьми.
Я твердо знала одно, что нельзя любить свой народ, ненавидя другой; что вину или ошибки одного человека нельзя перенести на целый народ. Один человек без других людей ничего не стоит, мы все поднимаемся на плечах народа.
Под самым небом, на скале крутой,
Где дышат ветром царственные птицы,
Сосна в себя влюбленная — гордится
Достигнутою ею высотой.
Ах, бедная сосна, забыла ты,
Что не сама до облаков достала,
А на плечах, той самой высоты,
Что до тебя накапливала скалы.
Я слишком люблю свой Дагестан, Россию, чтобы делить их по нациям. В процессе моего духовного развития сыграли, как говорится, строительную роль все народы, и не только дагестанцы, но и россияне. Ни один человек никогда не скажет, что Фазу — националистка…
Нет сильнее голоса народа. Я всегда стараюсь быть в гуще народа и прислушиваться к нему и, просеяв все, именно в нем нахожу золотые зерна мудрости. Кто я без народа?
Ведь все, что я создала, это они, это для них. Из каждого сердца в мое сердце сыпятся искры; не зависимо от того, кто какой национальности, во мне они разгораются пламенем, я отдаю свое сердце стихами народу. Нет без поддержки народа ни таланта, ни гения.
— Бессмысленно, ты поднялась на скалы,
Узка, опасна, для машин — мала!
Шоссейная дорога упрекала
Тропинку, что поблизости легла.
— Да, я мала, и путь мой очень труден,
Ответила тропинка на укор,
Но без меня здесь не прошли бы люди,
Чтоб проложить дорогу среди гор.
Я хочу привести несколько очень простых примеров, в которых вижу глубокое содержание. У меня оставалось очень мало времени, надо было быстрее попасть в Махачкалу, чтобы оттуда ехать учиться в Москву. В тот день я ни как не могла поймать машину, и вдруг вижу — едет керосиновоз. Я попросила водителя — это был пожилой человек — посадить меня в кабину.
— Если вы не брезгуете, пожалуйста, — сказал он.
— Я просто опаздываю, надо сегодня быть в Махачкале.
— Иншаалагь! — трижды повторил он.
Но на пол пути машина испортилась; он долго возился и в результате в Махачкалу мы попали поздно. Я расстроилась, было неловко в такой поздний час идти к двоюродной сестре, наверняка, там все спали.
— Пойдемте к нам, у нас дома моя жена, невестка, — предложил водитель.
Я сразу согласилась; такое было время, когда я всем верила. Это оказалась кумыкская семья, жили они на Маячной улице. Меня приняли очень радушно, дом заполнился вкусным ароматом хинкала с мясом: мне кажется, что я никогда не кушала такой вкусный хинкал. Постелили мне белоснежную постель, и их невеста легла спать в той комнате, где и я. Утром Саният, так ее звали, привела меня к двоюродной сестре. По дороге я узнала, что отец ее мужа, Рабадан — участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями. Я до сих пор вспоминаю их с теплым сердцем. «
Когда я начала работать в журнале «Женщина Дагестана», у нас работала Зося Джафарова, очень грамотная, ответственная, никогда не приходилось делать ей замечание — работать она умела. И после того, как мы вместе проработали тринадцать лет, мне пришлось писать ей характеристику, и там, в графе «национальность» я указала — ногайка.
Прочитав мою характеристику, она, улыбаясь, зашла в мой кабинет.
— Фазу Гамзатовна, я же не ногайка. Я хакаска.
— Еще лучше, что у нас работает представитель такой нации!
Для меня лично никогда не имело значения, к какому народу принадлежит человек, но всегда было важно, что он из себя представляет, что у него внутри, как он трудится…
Среди моих невесток — четверых -только одна, как говорится чистокровная аварка; остальные: русская-аварка, аварка-даргинка, русская-лезгинка. Я их очень люблю и никого не отличаю. Три мои внучки замужем за кумыками, одна — за даргинцем. Они для них хорошие мужья, для детей примерные отцы, что потом будет, никто не знает… Почему же за чьи бы то ни было безответственные действия меня должны ненавидеть представители другого народа? За свои злоумышленные действия, должен отвечать тот, кто их совершает. Эта безответственность рождает последующие преступления; уверенность, что их не будут наказывать, вдохновляет на новые преступления. Когда я слышу, что кого-то убили, я страдаю и уверена, что каждая мать теряет покой и не находит себе места от переживаний. Если это не так, то такая женщина не может называться матерью и вместо сердца у нее в груди холодный камень.
Всем известно, что Аллах дал нам всем жизнь и только он вправе забрать ее у нас, только тогда, когда кончится миг, отпущенный каждому живому существу. А ведь и возмездие за убийства необратимо! И того, кто нарушает слово и предначертания всевышнего рано или поздно ожидает суровая кара.
О, дерево, поведай мне: и ты
Обречено страдать во время родов?
Так почему ж не потрясет природу
Твой крик, когда рожаешь ты цветы?
О дерево, а плачешь ли и ты,
Как скорбно плачут матери о детях?
Что ж я не слышу плач и стоны эти,
Когда на землю падают плоды?
Я с большой ответственностью утверждаю, что в Дагестане никогда не было проблем по национальному вопросу и я уверена, что его искусственно создают те люди, которые хотят обострит обстановку в республике. Это очень опасная игра, ведь известно, что капля даже камень точит, и крепости берут изнутри. Когда же возник этот вопрос в республике, где люди испокон веку жили в согласии и мире? Кто так старается разобщить нас, брызгает «этот авиационный бензин, разжигая пожар между дагестанскими народами?
Как я ненавижу доносчиков и «доброжелателей», которые, пользуясь ситуацией, приходят в дом, где беда и начинают утверждать, что в беде виновен тот или иной человек.
Если ты собственными глазами не видел, как произошла трагедия, грешно становиться лжесвидетелем, преследуя какие-то собственные интересы.
И в том, что так страдают женщины, матери, потерявшие своих сыновей, мужей, отцов, братьев виноваты мужчины. Это они стреляют, взрывают, убивают, похищают людей, а женщины захлебываются в слезах, страдают бессонницей, как правило, это ранняя старость, увядания и болезни. Ведь не ради красивого словца мы называем мужчин своими защитниками. Ни одна мать земли не учит своих детей убивать, она благословляет их на подвиги, а если надо и на смерть, только тогда, когда враги, вероломно нарушив границы, объявляют войну.
Я должна признаться, что очень много думаю о создавшемся положении в Дагестане. Часто бессонными ночами задаю себе вопрос: «Что сделать, чтобы смягчить обстановку, вернуть республику на созидательные рельсы?» Так как мое оружие — слово, я стараюсь выступать в прессе, на различных собраниях, съездах, форумах, конференциях, просто беседовать с людьми, я прежде всего призываю их к активной позиции на благо любимого Дагестана. И когда мне возражают: «Да что я могу сделать?», я напоминаю нашу мудрость, что и маленькая птичка может стать причиной большого обвала, из желуди растет большой дуб.
Самое святое, что у нас есть, — это дружба между народами. Интернационализм в душе каждого дагестанца. Он генетически заложен в нас. Это аксиома, не требующая никаких доказательств. Нет дружбы между нами — нет Дагестана. Имя человека, который смог объединить народ в единое целое, остается в веках. Таких людей в истории немало. Мне приходит на память канцлер Бисмарк, который сделал два бессмертных дела: он объединил разрозненные княжества Германии и завещал потомкам — никогда не воевать с Россией, но, к сожалению, фашисты не приняли завета своего великого предка, и чем кончилась вторая мировая война, навязанная народам, все знают.
В нашей повседневной жизни каждому нужна рука помощи другого человека, его поддержка, доброе слово, которое идет от всего сердца и тогда груз проблем снимается как-бы рукой. Человек всегда должен чувствовать себя, что он не один, тогда он будет твердо стоять на земле и совершать только благонамеренные поступки. И каждый народ должен чувствовать помощь, признание, поддержку и участие других народов. А у нас -дагестанцев, корни давно переплелись и, чтобы враждовать нужно — нужно вырубить эти, глубоко в недрах находящиеся корни, а не будет корней — не будет деревьев, не будет и леса…
Вдруг свет погас.
И тьма раскрыла пасть,
Чтоб на меня и на весь мир напасть.
Но кто-то спичку тонкую зажег
И высветил вокруг себя кружок.
И малый огонек в секунду ту
Всесильную осилил темноту.
Есть даже в спичке очень яркий свет,
Когда вокруг большого света нет.
Нет большего несчастья для народа, чем быть отвергнутым другими. Как всегда человеку нужен человек, так и одному народу для процветания и благополучия нужна поддержка других народов и государств.
Значение и роль «маленького огонька» и «простой спички», которая имеет «очень яркий свет» особенно понимают в горах. Как правило, чем выше в горах живут люди, тем крепче там неписанные законы предков, тем больше они благодарны всевышнему, что жизнь протекает спокойно, стабильно, а главное, без войны и враждебности между собой. Они трудолюбивы, знают цену жизни, и хорошо понимают, что в этом суровом мире выжить без поддержки друг друга просто невозможно.
Дорогие дагестанцы, как важно нам, особенно сейчас, в этой разрозненности и брожении умов беречь и укреплять нашу святую дружбу и тогда, мы всегда будем сильны и непобедимы, нам не страшны будут никакие невзгоды, и наши сердца будет переполнять святое чувство гордости за процветающий и единый Дагестан.
Когда я узнаю об очередных выборах в органы власти, по мне, как обычно, приходит дрожь, я напрягаюсь в ожидании чего-то нехорошего, нечистого, какого-нибудь взрыва, общественной напряженности. Я переживаю, как-бы очередной вор и взяточник не пролез в структуры власти. Ведь они, как ненасытные пиявки высасывают блага и богатства, при этом, не заботясь об избирателях, которым, как правило, обещают золотые горы. Почему же так происходит? Почему порой нечистоплотные, так называемые политики, так стремятся в власть? Почему на выборах часто побеждают именно такие типы?
Прежде всего, я считаю, в такой практике виновата сама власть. Сначала она дает такому незаслуженному человеку утвердиться, поддерживает его на выборах, а потом получает, что получает человека не знающего работы, а заботящегося только о своем обогащении, он присваивает миллионы народных денег. Видя свою безнаказанность и «значимость» он вскоре становится денежным мешком, и тогда у него появляются политические амбиции, он начинает позицировать себя крупным деятелем — президентом или председателем правительства. Такова, на мой взгляд, метаморфоза, происходит с человеком, у которого на низком уровне человеческие и профессиональные качества.
Какую же пользу обществу и государству может принести такой руководитель или политик?!
Всем известна истина, что талант человеку дается свыше. И пора понять, что стать настоящим политиком и лидером может не каждый. Для этого нужны не только образование, опыт, а особый дар — когда человек живет ради дела, ради людей, которые доверили ему и верят ему. А самое большое достоинство политика заключается в умении объединять людей вокруг достойной цели, всегда знать их чаяния, чувствовать их боль, прислушиваться к их голосу, делать обобщения и выводы, и только после этого принимать судьбоносные решения. А таких личностей в природе не так уж и много. Их можно пересчитать по пальцам — это вожди и лидеры, которые остаются в памяти и в истории навсегда.
Посмотрите, что произошло в Дербенте. Состоялись выборы мэра города. Все предвыборные мероприятия происходили как бы в рамках закона: выдвижение кандидатов, агитационная работа, выступления в средствах массовой информации. Как прошли сами выборы, мы знаем, к сожалению, из совершенно противоречивых информации прессы.
После объявления результатов выборов, мнения разошлись, и как правило, проигравшие начинают обвинять избирательные комиссии и организаторов выборов в подтасовках и нарушениях; создается нервозная обстановка, делаются скоропалительные выводы и заявления, что способствует дестабилизации общества. А ведь всего этого можно избежать очень просто, как сказал Путин, что эти вопросы решаются судебно-процессуальным путем, все это предусмотрено в законах страны. Ну, зачем создавать такую напряженность, если есть цивилизованный, уже прописанный и проверенный выход. Пора научиться отстаивать свои права в судах и только там!
Это стихотворение «Закон гор» я написала много лет тому назад. Эти неписанные законы были пронизаны мудростью, практичностью, последовательностью и преемственностью и , самое главное (- любовью, уважением и заботой о каждом. В этих законах заложены все человеческие ценности. Но ведь их никто не отменял!
В горах моих родных
Не писаны законы.
Во все века
Никто их не писал.
Никто из них томов
Не составлял —
Натуры горцев
К этому не склонны.
Но если в очаге
У одного лишь горца
Еще хранится искорка огня,
Она из ночи в ночь,
День изо дня
Из очага в очаг передается.
И если в сундуке
У одного лишь горца
Еще хранится горсточка муки,
Ее на все хватает очаги,
И в каждом доме
Свежий хлеб печется.
И если юношу
В дорогу провожают,
На проводы выходит
Весь аул.
А если кто в ауле захворает,
Покоя не находит весь аул.
Не станут никогда
В одном конце аула
Справлять рожденье,
Свадьбу затевать,
Когда умершего оплакивают мать
И вся родня
В другом конце аула.
И если свадьба
У кого-нибудь из горцев,
Увидишь дым лишь из одной трубы:
Аул, дневные завершив труды,
У жениха,
В его дому сойдется.
И ни в одном окне
Ты не увидишь света,
Когда родной аул кого-нибудь,
Скорбя, в последний провожает
путь, —
Ведь нету горя Большего, чем это. И если совершит Джигит поступок грязный, То весь аул судья ему. А если стать героем одному Удастся,
У всего аула праздник. Не за столом здесь друга выбирают, А в час,
Когда заявится беда. В почтительном молчании всегда Здесь молодые старикам внимают.
Мне не оставили
Томов в наследство предки,
В которых бы прочла законы гор,
Но лишь о них заходит разговор,
Я вижу вас,
Соседи и соседки.
Я вижу жар из очага —
Из рук в руки,
И вижу, как идет мука —
И с хмелем свадебный сосуд —
Из рук в руки,
И как умершего несут —
Соседей руки.
Душа у горца — меч,
Когда враги придут.
Когда друзья придут,
Душа его — ковер,
Вот каковы законы наших гор.
Они не в книгах,
А в самой природе.
Законы гор
Не включены в тома, —
Их каждый раз диктует кровь
сама.
Каждый должен знать, куда и с кем он идет по этой жизни. А человеку, который знает это, Аллах указывает прямую и достойную дорогу.