Чем дороже бензин, тем дешевле машины?
Помнится, в 90-х годах в школах ввели предмет «Основы рыночной экономики». И один из постулатов этих «основ» утверждал, что во взаимосвязанных товарах рост цен на один из товаров приводит к снижению цен на другие. И в качестве классического примера приводили автомобили и бензин: чем дороже топливо, тем дешевле транспортное средство.
Как известно, в последнее время цена нефти рухнула на самое дно экономической целесообразности ее добычи. Вслед за нефтью подешевел и бензин: если верить некоторым СМИ, в США сейчас он в переводе на наши деньги стоит всего 8 рублей за литр.
Но в России свой суверенный капитализм. Верный сам по себе вышеназванный постулат рыночной экономики в нашей стране дает сбой. Еще не было случая, чтобы у нас вслед за нефтью дешевел и бензин. Наоборот, он у нас почему-то растет в цене. Некоторые эксперты утверждают, что таким образом покрываются выпадающие доходы бюджета. Но поверить в это не так легко, поскольку в бюджет поступают лишь крохи из тех денег, которые мы оставляем на АЗС. Вот и сейчас некоторые экономисты предрекают, что топливо будет только дорожать.
В такой ситуации должны были дешеветь автомобили. Но и этого не происходит. Наоборот, они растут в цене. Незначительно, на 1-1,5 процента, с начала года возросла цена практически всех машин. Этому способствовало и то, что некоторые люди, обросшие финансовым «жирком», ломанулись, как в конце 2014 года, в автосалоны и начали скупать брендовые автомобили. По данным агентства «Автостат», в январе-феврале россияне приобрели более 32 тыс. новых автомобилей, собранных за рубежом. Это почти на 20 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Но очень скоро пыл покупателей поугас – то ли деньги кончились, то ли техника никак не хотела заканчиваться. Запас что продовольственных, что непродовольственных товаров оказался достаточно
обширным.
Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. В недалеком будущем россияне действительно могут столкнуться с дефицитом новых автомобилей. Особенно импортных. Что дает основание так утверждать? К «нефтяной войне» добавилась и нежданная беда – коронавирус. В СМИ прошла информация, что в связи с пандемией в Европе свои заводы закрыли Volkswagen, Fiat Chrysler, Renault и группа компаний PSA, которая владеет марками Peugeot, Citroen и Opel. Да и отечественный автопром завязан на импортных комплектующих, что не может не сказаться как на количестве выпускаемых транспортных средств, так и на их цене.
Многие аналитические агентства строят свои прогнозы, что нам ждать в будущем. В частности, «АвтоСТАТ» предрекает, что если сохранятся сегодняшние негативные факторы, то рынок новых автомобилей в нашей стране к концу года может упасть примерно на 20 процентов. Но если ситуация приобретет наихудший сценарий, когда из-за пандемии коронавируса начнут разоряться предприятия, люди останутся без работы, то им долго будет вообще не до автомобилей, считают эксперты. Как говорится, не до жиру, быть бы живу.