Он сказал: «Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти в Российской Федерации, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории Российской Федерации и единого экономического пространства». Поскольку Белоруссия производит большей частью тракторы и грузовики, а Казахстан пока не может похвастаться успехами в автомобилестроении, выбор не так уж и велик.
Россия не в первый раз пытается обуздать дорогостоящие автомобильные пристрастия своих бюрократов. Еще в 1997 году при Президенте Б. Ельцине тогдашний вице-премьер Б. Немцов, сейчас ставший одним из лидеров оппозиции, предложил пересадить высокопоставленных чиновников на «волги». Однако те сочли, что им нужны как минимум «ауди», чтобы подчеркнуть их высокий статус, и это начинание проигнорировали. И сам Путин уже пытался продвигать российские автомобили. В 2010 году он проехал не одну сотню километров по Сибири на желтой «Ладе Калине», чтобы прорекламировать новый спортивный автомобиль. Впрочем, картину несколько испортила размещенная в Интернете видеозапись, на которой было видно, что желтую «Ладу» сопровождал кортеж из примерно ста машин – в основном иномарок.
Идея пересадить чиновников на машины российского производства нашла широкую поддержку у многих блогеров. «Зачем чиновникам машины бизнес-класса? Почему им нельзя ездить в мало- и микролитражках? Экономия ведь во всём! Необязательно в «Оку» садиться, есть более надёжные машины», — пишет один из участников обсуждения.
А другой сетует на то, что идея будет воплощена лишь в том случае, если это правило будет касаться всех без исключения, в том числе и самого Путина. На это замечание отреагировал пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Как он пояснил, отечественный автопром пока не производит машины, соответствующие требованиям безопасности первых лиц страны, к которым прежде всего относится Путин как избранный Президент. Чиновникам ранга помельче, впрочем, также нет необходимости пересаживаться на «волги» и «лады», поскольку иномарки теперь собирают и в России.
Многие эксперты согласны с тем, что идея, высказанная Путиным, будет не только стимулировать приток капитала в автопром, но и рост прозрачности госзакупок. В идеале работа с внутристрановыми производителями должна свести к минимуму коррупционные риски, т.к. сами автопроизводители будут заинтересованы в том, чтобы чиновники и ведомства приобретали именно их технику, повышая тем самым престиж марки. Эксперты приводят такую цифру — с 2007 по 2009 год для нужд правительства и госкомпаний закуплено люксовых машин более чем на 150 миллионов долларов. Этими деньгами россияне поддержали чужих автопроизводителей, хотя у многих иностранных брендов есть сборка в России.
То, что чрезмерно дорогие иномарки изрядно «кусают» бюджет страны, подтверждают данные сайта госзакупок. Вот лишь несколько примеров. Нехитрый ремонт служебного Mercedes-Benz S500 4M прокуратуре Петербурга обойдется в 200 с лишним тысяч рублей (заказ размещен в конце марта этого года). Администрация Красногорского района Московской области 5 апреля была готова потратить 800 тысяч на ТО и ремонт своего «мерса». Не отстают от веяний времени и наши дагестанские чиновники. Сергокалинский район разместил заказ почти в полмиллиона рублей для покупки шин на бронированный S600. Вспомним еще несостоявшуюся (в силу поднятой по этому поводу шумихи) сделку по приобретению дорогущей иномарки для нужд Министерства финансов нашей республики.
Многие участники обсуждения темы задаются вопросом: а не повторит ли эта инициатива судьбу указа Бориса Ельцина о пересадке чиновников на «волги»? То есть будет ли она претворена в жизнь? Многие эксперты склонны считать, что на этот раз чиновникам действительно «закрутят гайки», поскольку модельный ряд автомобилей, производимых в России, позволяет делать выбор от «бюджетников» до авто высокого класса. «Toyota Camry», «Nissan Teana», «Ford Focus», «Hyundai Solaris» — список «отечественных» машин можно продолжать. Из 20 заводов мирового уровня 16 уже имеют свои сборочные производства в России, и чиновники уже не могут считать себя ущемленными.
Некоторые участники обсуждения темы обращают внимание на возможные уловки, с помощью которых чиновники будут пытаться обойти закон и по-прежнему держать в служебном гараже «прады» и прочие элементы сладкой жизни. В частности, не покупать автомобили, а приобретать их в лизинг или брать в аренду. По мнению экспертов, на подобные схемы в готовящемся постановлении также стоит наложить запрет.
Возникает вопрос: а не противоречит ли такой запрет правилам ВТО, куда Россия почти уже вступила? Нет, утверждают эксперты и ссылаются на аналогичные ограничения, которые имеются во многих странах. К примеру, в Китае, который уже давно является членом Всемирной торговой организации, власти давно борются с ростом расходов на государственный аппарат, ограничивая покупки дорогих машин.
Минэкономразвития и Минпромторг уже занялись проработкой соответствующего законопроекта, который ограничит чиновников в выборе автомобилей в соответствии с установками Владимира Путина. По планам на законотворческую работу понадобится примерно 2-3 месяца, хотя в Минэкономразвития рассчитывают управиться быстрее.
Предполагается, что первоначально закон будет издан в качестве постановления правительства, но потом не исключается, что его пропустят через парламент и оформят в виде федерального закона.