X
08:38 02.02.2024

Чкалов – кумир миллионов

Имя этого человека ассоциируется со временем героических свершений в биографии страны, периодом бурного развития авиации, самолетостроения, когда советские авиаторы штурмовали высоты. Валерий Павлович Чкалов – прославленный советский летчик, Герой Советского Союза, чье имя и достижения известны всему миру.

Кумир миллионов стал воздушным первопроходцем, командиром героического экипажа самолета, впервые в истории осуществившего трансконтинентальный перелет через Северный полюс из СССР в Соединенные Штаты. Именно он был изобретателем и первым исполнителем совершенно новых фигур высшего пилотажа, которые в ходе Великой Отечественной войны позволили летчикам истребительной авиации Красной Армии в ходе боев в небе перенять преимущество у опытнейших асов противника. Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения этого человека.

Будущий летчик родился на берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Его прадед и дед были бурлаками и таскали баржи, отец был сормовским рабочим. Валерий уже с малолетства выделялся среди сверстников отличными физическими данными и волевым характером. Летом, показывая свою удаль, подныривал под пароходы, по весне катался на льдинах, зимой съезжал с горок на лыжах и санках на спор – кто круче горку одолеет.

В 1919 году Валерий добровольно вступил в ряды Красной Армии. Сначала работал на сборке и ремонте самолетов, а через два года был направлен в авиационную школу. Летом 1924 года молодой летчик-истребитель приступил к службе в 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье. Летал отважно, смело и вскоре стал выдающимся мастером высшего пилотажа и воздушного боя, дерзким новатором в лётном деле. В годы Великой Отечественной войны все его «хулиганские» приемы управления самолетом были применены на практике: и полёты на низких высотах, и пролёт между деревьев, и даже пролёт под мостом. И не случайно по частям Военно-воздушных сил Красной Армии полетела молва о Чкалове как о чудо-лётчике. Позже, когда Чкалов становится летчиком-испытателем и работает с талантливым авиаконструктором Николаем Поликарповым, он и здесь летает на грани возможного. Все эксперименты, которые проводил летчик в воздухе, все его новшества и изобретения подчинялись одной цели: повысить до совершенства боевую подготовку летчика, подготовить его к предстоящим воздушным боям. Развитие авиации рассматривалось как одна из первостепенных задач государства.

В Московском НИИ ВВС Чкалову поручаются наиболее трудные и ответственные задания. Летчик-испытатель становится непосредственным участником конструирования и постройки новых самолетов. На его счету было более чем 800 сложных испытательных полетов тридцати типов самолетов, «научил летать» 70 типов самолетов. Он участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика, несущего пять самолетов-истребителей на своих крыльях. Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа «восходящий штопор» и «замедленную бочку». В эти годы в конструкторском бюро Н. Поликарпова был создан истребитель И-16, который по своим лётно-тактическим данным стал лучшим истребителем в мире. Николай Поликарпов и Валерий Чкалов были награждены высшей государственной наградой – орденом Ленина.

Чкалов достиг нескольких важных вех в авиации. Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20–22 июля 1936 года, когда, возглавляя экипаж самолета АНТ-25, Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина. За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, ему и летчикам Г. Ф. Байдукову и А. В. Белякову было присвоено звание Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Газета «Нью-Йорк Таймс» писала: «Этот перелет возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но что советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов».

Затем был осуществлен такой же уникальный 63-часовой перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. В этом же составе экипаж впервые в истории авиации сумел без посадок преодолеть более 9 тысяч километров из Советского Союза в США, где летчиков встречали как настоящих интернациональных героев. В Соединенных Штатах они удостоились встречи с тогдашним президентом Теодором Рузвельтом. В Нью-Йорке многотысячная толпа жителей скандировала: «Да здравствует Советский Союз! Да здравствуют советские орлы!» Этот перелет навсегда останется в истории примером поразительной стойкости, профессионализма и мужества советских летчиков. Весь мир восхищался отважными пилотами, доказавшими, что для русского человека нет ничего невозможного.

В 1937–1938 годах фашистская Германия усиливает подготовку к войне и начинает вооружать свои «Люфтваффе» новыми типами самолетов, которые проходят испытания в воздушных боях в небе Испании. В ответ на появление непревзойденного тогда истребителя Мессершмитт-BF109Е (ME-109) коллектив конструкторов под руководством Н. Поликарпова сверхсрочно разрабатывает новый экспериментальный истребитель И-180, который имеет еще более лучшие данные.

Совершая испытательный полет на И-180, 15 декабря 1938 года Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала поломка мотора – в полете двигатель самолета остановился. Летчик не стал прыгать, а старался отвести самолет от жилых построек. Его прах захоронен в Кремлевской стене.

Гибель Валерия Чкалова представляется тайной, которая так и осталась до конца нераскрытой. После его гибели было арестовано более 60 человек, причастных к производству самолета и организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлекшими за собой гибель лётчика. Гибель легендарного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета.

Чкалов был одним из самых известных людей в Советском Союзе. В  декабре 1937 года его избрали депутатом Верховного Совета СССР. Его популярность в стране была огромна. Еще при жизни именем Чкалова называли аэроклубы, города, предприятия, школы. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Деревня Васильево в Нижегородской области, где родился Чкалов, сейчас стала городом и называется Чкаловск. В Нижнем Новгороде лестница, ведущая к Волге, названа в его честь. В метро Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, Екатеринбурга есть станция Чкаловская. Один из 16 российских бомбардировщиков Ту-160 назван в честь Валерия Чкалова. Есть памятник Чкалову и в США в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета, одна из улиц в восточном Ванкувере названа «Чкалов Драйв».

По материалам из открытых источников

Статьи из «Личность»

Абдулмуслим Абдулмуслимов:«Я ваш и всегда с вами»

180
Когда семейные ценности не являются...

Он сделал много доброго

397
31 марта 1999 года трагически погиб заслуженный работник прокуратуры Дагестана, заместитель...

Зов земли родной

192
Редакция «ДП» открывает новую рубрику, героями которой станут известные политики,...

Легенда вольной борьбы

387
Впервые о Загалаве Абдулбекове я услышал в 1966 году, когда он стал чемпионом Советского Союза...

Умалат – значит предводитель

101
В семейном архиве Умалата Ильмутдиновича Насрутдинова есть фото, где он запечатлен за...

Историк, публицист, общественный деятель

47
Семья играет огромную роль в нашей жизни. Она...

Первый лётчик Страны гор

39
Магомед-Садык Магомедович Исаев был первым дагестанцем, который сел за штурвал самолета. В...

Высвечивая Не подлежит забвениювремя

70
Декабрь Бейбутов (на снимке) – дагестанский...

Благородное наследие

40
Сын достоин памяти своего отца, если продолжает его благородное дело, чтит и с искренним...

Не дрогнуть на избранном пути

106
С момента возникновения наука традиционно считалась...

Тепло Земли – людям

37
Если человек смолоду понимает своё предназначение, то вся его дальнейшая жизнь складывается...