Чкалов – кумир миллионов
Имя этого человека ассоциируется со временем героических свершений в биографии страны, периодом бурного развития авиации, самолетостроения, когда советские авиаторы штурмовали высоты. Валерий Павлович Чкалов – прославленный советский летчик, Герой Советского Союза, чье имя и достижения известны всему миру.
Кумир миллионов стал воздушным первопроходцем, командиром героического экипажа самолета, впервые в истории осуществившего трансконтинентальный перелет через Северный полюс из СССР в Соединенные Штаты. Именно он был изобретателем и первым исполнителем совершенно новых фигур высшего пилотажа, которые в ходе Великой Отечественной войны позволили летчикам истребительной авиации Красной Армии в ходе боев в небе перенять преимущество у опытнейших асов противника. Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения этого человека.
Будущий летчик родился на берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Его прадед и дед были бурлаками и таскали баржи, отец был сормовским рабочим. Валерий уже с малолетства выделялся среди сверстников отличными физическими данными и волевым характером. Летом, показывая свою удаль, подныривал под пароходы, по весне катался на льдинах, зимой съезжал с горок на лыжах и санках на спор – кто круче горку одолеет.
В 1919 году Валерий добровольно вступил в ряды Красной Армии. Сначала работал на сборке и ремонте самолетов, а через два года был направлен в авиационную школу. Летом 1924 года молодой летчик-истребитель приступил к службе в 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье. Летал отважно, смело и вскоре стал выдающимся мастером высшего пилотажа и воздушного боя, дерзким новатором в лётном деле. В годы Великой Отечественной войны все его «хулиганские» приемы управления самолетом были применены на практике: и полёты на низких высотах, и пролёт между деревьев, и даже пролёт под мостом. И не случайно по частям Военно-воздушных сил Красной Армии полетела молва о Чкалове как о чудо-лётчике. Позже, когда Чкалов становится летчиком-испытателем и работает с талантливым авиаконструктором Николаем Поликарповым, он и здесь летает на грани возможного. Все эксперименты, которые проводил летчик в воздухе, все его новшества и изобретения подчинялись одной цели: повысить до совершенства боевую подготовку летчика, подготовить его к предстоящим воздушным боям. Развитие авиации рассматривалось как одна из первостепенных задач государства.
В Московском НИИ ВВС Чкалову поручаются наиболее трудные и ответственные задания. Летчик-испытатель становится непосредственным участником конструирования и постройки новых самолетов. На его счету было более чем 800 сложных испытательных полетов тридцати типов самолетов, «научил летать» 70 типов самолетов. Он участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика, несущего пять самолетов-истребителей на своих крыльях. Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа «восходящий штопор» и «замедленную бочку». В эти годы в конструкторском бюро Н. Поликарпова был создан истребитель И-16, который по своим лётно-тактическим данным стал лучшим истребителем в мире. Николай Поликарпов и Валерий Чкалов были награждены высшей государственной наградой – орденом Ленина.
Чкалов достиг нескольких важных вех в авиации. Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20–22 июля 1936 года, когда, возглавляя экипаж самолета АНТ-25, Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина. За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, ему и летчикам Г. Ф. Байдукову и А. В. Белякову было присвоено звание Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Газета «Нью-Йорк Таймс» писала: «Этот перелет возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но что советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов».
Затем был осуществлен такой же уникальный 63-часовой перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. В этом же составе экипаж впервые в истории авиации сумел без посадок преодолеть более 9 тысяч километров из Советского Союза в США, где летчиков встречали как настоящих интернациональных героев. В Соединенных Штатах они удостоились встречи с тогдашним президентом Теодором Рузвельтом. В Нью-Йорке многотысячная толпа жителей скандировала: «Да здравствует Советский Союз! Да здравствуют советские орлы!» Этот перелет навсегда останется в истории примером поразительной стойкости, профессионализма и мужества советских летчиков. Весь мир восхищался отважными пилотами, доказавшими, что для русского человека нет ничего невозможного.
В 1937–1938 годах фашистская Германия усиливает подготовку к войне и начинает вооружать свои «Люфтваффе» новыми типами самолетов, которые проходят испытания в воздушных боях в небе Испании. В ответ на появление непревзойденного тогда истребителя Мессершмитт-BF109Е (ME-109) коллектив конструкторов под руководством Н. Поликарпова сверхсрочно разрабатывает новый экспериментальный истребитель И-180, который имеет еще более лучшие данные.
Совершая испытательный полет на И-180, 15 декабря 1938 года Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала поломка мотора – в полете двигатель самолета остановился. Летчик не стал прыгать, а старался отвести самолет от жилых построек. Его прах захоронен в Кремлевской стене.
Гибель Валерия Чкалова представляется тайной, которая так и осталась до конца нераскрытой. После его гибели было арестовано более 60 человек, причастных к производству самолета и организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлекшими за собой гибель лётчика. Гибель легендарного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета.
Чкалов был одним из самых известных людей в Советском Союзе. В декабре 1937 года его избрали депутатом Верховного Совета СССР. Его популярность в стране была огромна. Еще при жизни именем Чкалова называли аэроклубы, города, предприятия, школы. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Деревня Васильево в Нижегородской области, где родился Чкалов, сейчас стала городом и называется Чкаловск. В Нижнем Новгороде лестница, ведущая к Волге, названа в его честь. В метро Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, Екатеринбурга есть станция Чкаловская. Один из 16 российских бомбардировщиков Ту-160 назван в честь Валерия Чкалова. Есть памятник Чкалову и в США в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета, одна из улиц в восточном Ванкувере названа «Чкалов Драйв».
По материалам из открытых источников