Чтение сближает поколения
«… Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом».
Вы наверняка догадались: это строки из сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Сказки, которой многие из нас зачитывались в детстве. Неравнодушны к произведениям Андерсена и современные школьники – многие, как их мамы и папы, дедушки и бабушки, любят классику. Согласитесь, было бы наивно полагать, что вкусы и пристрастия подрастающего поколения будут такими же, как у старшего, но творчество известных классиков живо, оно не подвластно времени. Поэтому неудивительно, что 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании, отмечается Международный день детской книги.
Из каждой поездки – по книге
Воспитанные на ярких картинках, привыкшие разглядывать видеоконтент в соцсетях или других интернет-платформах, детишки не воспринимают тексты и не создают в воображении ассоциации. И неважно, сколько ребенку лет.
Нередко мы слышим жалобы родителей на то, что их дети не читают. Дети, может, и читают, но совсем не то, что нравится их папам и мамам. Популярностью у школьников пользуются комиксы, красочные блокбастеры, графические романы…
– Меня впечатлила серия Холли Вебб «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки». Прочла все книги, с нетерпением жду очередную книгу современника. Удобно читать отпечатанный крупным шрифтом текст, а главное – сюжет интересный, – с искрой в глазах рассказывает ученица 4 «7» класса гимназии №38 Саидат Имачуева. – Историю о девочке-детективе, разгадывающей множество тайн, живущей с бабушкой (мамы у нее нет, а папа бывает в частых разъездах, он – моряк), стоит почитать каждому школьнику.
Саидат любит творчество как зарубежных, так и отечественных авторов, особенно Пушкина и Толстого. А сказку «Аждаха» она перечитала уже три раза.
– Читать всегда в удовольствие: познаешь новое, фантазия развивается, да к тому же я уверена, что то, что сейчас читаю, пригодится в жизни. Когда меня спросят дети о чем-либо, я должна знать ответ на вопрос, – считает маленькая читательница. – Предпочитаю читать книги, ведь ультрафиолетовые лучи от экрана телефона или планшета портят глаза. Несколько лет назад я могла рисовать на книгах, во мне просыпался художник, но сейчас понимаю, насколько важно бережное отношение к книге, и, передавая ее своему шестилетнему брату, говорю об этом.
Мухтарпаша Саидов, одноклассник Саидат, также любит читать, его любимый жанр – басни.
– Люблю комиксы, басни. Я много прочитал басен Крылова – с удивительным мастерством он показывает пороки людей через образы животных, – считает Мухтарпаша. – Рассказы читаю больше из школьной программы, зато стихотворения разучиваю с огромным удовольствием. У нас богатая домашняя библиотека, и все благодаря семейной традиции – из каждой поездки привозить книги.
Его друг Магомед-Салих Тагиров любит читать книги, по которым сняты мультфильмы.
– Далеко не всегда мультфильм соответствует книжному варианту. Мы это наблюдаем, смотря мультфильмы «Рапунцель», «Лягушка-путешественница», «Золушка». Они отличаются, хотя и созданы по мотивам сказок, – считает четвероклашка. – В мультфильме показывают готовую картинку, а при чтении книг развивается воображение, обогащается речь. У меня уже внушительный список прочитанных произведений, сейчас дочитываю «Три толстяка». Спасибо маме, которая разрешает мне сидеть в телефоне исключительно по воскресеньям.
Аиша Бахарчиева ценит в произведении сюжет и обращает внимание на верстку книги: ей нравится читать произведения, в которых красиво выделены заглавные буквы и правильно подобраны картинки.
– С выбором художественной литературы определяюсь сама. Только увлекательный сюжет – неважно, рассказ ли это или поэма, – может вдохновить меня на чтение, – признается девочка. – Впечатлили произведения «Золотой ключик», «Волшебник Изумрудного города», «Королевство кривых зеркал», «Денискины рассказы». Свободное время, хотя его и не бывает много, я посвящаю чтению книг.
Анализ произведения и не только…
Учитывая время, в которое мы живем, когда каждый ребенок знаком с гаджетами чуть ли не с пеленок, нередко возникает вопрос: как привить интерес к чтению?
Работу по приобщению детей к чтению педагог начальных классов Махачкалинской гимназии № 38 Мадина Исакова начинает с первых дней знакомства с детьми.
– Первое и самое главное, что, на мой взгляд, необходимо делать учителю – приобщить родителей к семейному чтению, потому что дети копируют их поведение, – считает Мадина Алиевна. – Не все детишки читают в первом классе, а личный пример родителей вкупе с нашими стараниями в будущем положительно скажутся на образовании школьников. Семейное чтение сближает поколения.
После того, как дети осваивают азбуку, М. Исакова для учеников вводит читательский дневник. В него записываются впечатления о прочитанных книгах. И если в первом классе в нем, как правило, записи об авторе, названии произведения и рисунках, то к четвертому классу можно прочитать анализ произведения, о характерах главных героев и к каким выводам пришел ребенок.
– Детям нравятся книги современных авторов, экранизированные произведения, – говорит педагог.
Мадина Алиевна часто устраивает литературные викторины. Выполняя творческие задания, дети развивают умение излагать мысли на бумаге. Чтение имеет большое значение в духовном развитии, поэтому она тщательно подбирает список литературы для внеклассного чтения.
Непривычный шум
В отделе обслуживания младших школьников Республиканской детской библиотеки им. Н.Юсупова ученики – частые гости. Неудивительно, что среди них немало активных читателей.
В обычные дни в библиотеке бывает тихо, слышен шорох страниц книг. Но на литературной игре, посвященной 235-летию братьев Вильгельма и Якоба Гримм, можно немного и пошуметь. Мероприятие проходит в рамках программы Недели детской книги.
– Подобные акции заинтересовывают читателя. Ученики младших классов именно после интерактивных мероприятий становятся нашими заядлыми читателями. Здесь обслуживаются около пяти тысяч читателей, – рассказывает заведующая отделом Марина Малиотаки. – Большинство детей читают фантастику, сказки, а «диснеевская» серия книг пользуется наибольшей популярностью.
Маленькие читатели любят читать разные книги, у каждого свои предпочтения. Мы же, родители и учителя, должны помогать им делать правильный выбор в огромном литературном мире.