Купить PDF-версию
16:05 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X
09:10 25.05.2010

Что бывает у семи нянек

Прошло заседание совместного круглого стола, организованное Управлением Министерства юстиции РФ по РД. На повестке дня стоял вопрос: «Соблюдение законодательства некоммерческими организациями по защите прав потребителя». В заседании круглого стола приняли участие представители Министерства юстиции РД, Прокуратуры РД, руководители общественных организаций по защите прав потребителей и другие.

В очередной раз подтверждается высказывание: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Для нашей страны это не ново, а для жителей далеко не сенсация. Но для того, чтобы разобраться, в чем суть проблемы, надо сначала понять, о чем вообще идет речь.

Целью создания общественных объединений потребителей является охрана и защита прав потребителей. Это юридические консультации, помощь в собирании и представлении доказательств, свидетельствующих о нарушении наших потребительских прав, и представительство их в суде. Дело, конечно, хорошее. Не у всех есть возможность оплачивать работу юристов. А в общественных объединениях можно получить помощь и безвозмездно. Сегодня подобную деятельность на территории РД осуществляют 39 организаций. Из них только 8 предоставили необходимые отчеты. Из 8 отчетов 6 были представлены с нарушением сроков, установленных законодательством. Из общего количества общественных объединений на заседание прибыли немногие представители. Что тоже не может не вызвать вопросов.

В общем защита прав потребителей представляет собой комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Ключевое выражение государством. У нас же многие подобные организации почувствовали себя королями и считают, что они стоят над законом.
На этом факте акцентировал внимание в своем докладе член комиссии Общественной палаты РД, руководитель общественной организации «Комитет защиты прав потребителей РД» Марат Зейналов. По его словам, правовые механизмы в сфере защиты прав потребителей, которые, по мнению законодателя, призваны защитить нарушенные права потребителей, являются предметом многочисленных злоупотреблений со стороны особых участников этих отношений, получивших название «потребительских рэкетиров» или «потребительских экстремистов». Все это привело к тому, что появилась особая категория людей, которые, применяя различного рода хитрости, а то и просто понимая, что судьи — тоже люди, готовые проникнуться сочувствием к «пострадавшему» потребителю и перестать быть бесстрастными, начали использовать закон в своих корыстных целях. Тем более, что судебная процедура таким истцам ничем не грозит — госпошлину, в отличие от ответчиков, они не платят.

Зачем бесплатно защищать потребителей, когда можно спокойно и безнаказанно вымогать деньги у бизнесменов? Такой случай не нов. Где нет твердого управления, есть размытые полномочия и призрачные способы наказания, всегда будет процветать самоуправство. Допустим, войска захватили провинцию врага. Хороший командир дает указ не грабить и не жечь поселения, но вежливо собрать фураж для армии. Тут-то солдатушки и берут все, что хотят, но вежливо и прикрываясь приказом. А жители со страху или, не зная своих прав, побоятся связываться с войсками.
Примерно то же самое происходит и со многими контролерами общественных организаций. Создать общественную организацию, якобы занимающуюся защитой прав потребителя, может каждый! Вот какую схему современного шантажа приводит Марат Зейналов:

— Собираются 3-4 человека, создают такую организацию со звучным названием и начинают действовать. Приходят якобы с проверкой того или иного предприятия, фирмы. После обнаружения несоответствий законодательству компании угрожают судом и предлагают откупиться, чтобы дело не пошло в этот самый суд. По информации прокуратуры сейчас такая деятельность активизировалась.

А вот как раскрывают схему сами бизнесмены. По их словам, проверяющие предъявляют удостоверения с названиями организаций, похожими на названия надзирающих государственных служб, проводят контрольные закупки, проверяют медицинские книжки работников, трудовые договоры, санитарные и пожарные заключения, работу кассовых аппаратов и т.д. Заметив нарушение, выписывают повестку с указанием явиться в офис организации для дальнейших разбирательств, причем за неявку якобы полагается штраф в 10 тысяч рублей. Но, как рассказывают коммерсанты, гости предлагают альтернативный путь решения вопроса: заплатить на месте сумму от 500 до 3 тысяч рублей. Чаще всего передачу денег оформляют как добровольное пожертвование на развитие общественной организации. А несговорчивым бизнесменам контролеры сообщают, что передадут сведения о найденном нарушении в государственные службы или обратятся в суд (отказ от намерения подать иск стоит уже дороже — 4-5 тысяч рублей).

Все это, конечно, плохо. Очень плохо. Но не думаю, что предприниматели просто так дают деньги. Не будет человек, у которого все в порядке, откупаться. Он скорее согласится судиться. Значит, возможно, не так гладко ведут свои дела наши бизнесмены. Это, естественно, ни в коей мере не оправдывает нечистых на руку контролеров.

У участников круглого стола возник закономерный вопрос. Неужели нет никакой управы на эти организации? У нас ведь столько институтов власти, обеспечивающих права и свободы граждан.
По этому вопросу высказался зам. начальника управления Министерства юстиции РФ по РД Алим Темирбулатов:  

— Дело в том, что все эти проверки проводятся по утвержденному плану. Внеочередные возможны по запросу прокуратуры, ФСБ или жалобе граждан. Мы в год проверяем 120 — 130. В этом году в плане уже 168 проверок. Но, кроме некоммерческих организаций по защите прав потребителей, есть еще и другие некоммерческие организации. В республике порядка двух тысяч. Сами можете представить, как редко они попадают в наше поле зрения. Плюс мы имеем право плановой проверки не чаще, чем раз в три года. Ежегодно нам должны предоставлять отчеты. Сообщать свой адрес. Но бегать и ловить за руки нарушителей мы не имеем права. Сначала мне как дилетанту в этом вопросе казалось, что все эти организации просто какие-то монстры. Причем которых обычным оружием не убьешь и нужны своего рода серебряные пули и осиновые колья.

Но в ходе заседания все оказалось проще и банальнее. Кроме причин, которые указал Алим Темирбулатов, появились и другие. А именно правовая безграмотность большинства предпринимателей и бизнесменов. Незнание своих прав и влечет к тому, что многие предпочитают решать проблемы с контролерами на месте.

Я не буду перечислять все права контролеров. Перечислю только то, что они обязаны знать:

— общественный контролер не обладает полномочиями применять какие-либо меры административной ответственности, налагать денежные штрафы и другие взыскания, даже если обнаружил нарушения. Проверяющий не имеет права зайти за прилавок — он может лишь попросить показать товар, в отношении которого у него есть подозрения;

— организацию потребителей не должно интересовать состояние пожарной безопасности, трудовых взаимоотношений, а только безопасность потребителя и деятельность определенного предприятия, его соответствие установленным законодательными актами нормам;

— контролер не имеет права требовать у проверяемого нужные документы, хотя закон обязывает, чтобы предприниматель или юридическое лицо обязательно вывесил в уголок покупателя всю информацию о предприятии: свидетельство о госрегистрации, лицензию на определенные виды деятельности, правила оказания услуг торговли, касающиеся общественного питания, бытового обслуживания и продажи товаров технически сложного или медицинского характера, копии сертификатов соответствия, книгу отзывов и предложений;

— проверяющему необходимо иметь при себе служебное удостоверение, направление на проверку, где указывается ФИО проверяющего, стоит подпись председателя организации, печать и срок действия направления. Если нарушений не выявлено, он должен оставить справку, подтверждающую это.

Все-таки спасение утопающих дело… Тем более в нашей стране. Сидеть и жаловаться на произвол контролеров и бездействие властей проще, чем узнать свои права и обязанности. Если вы считаете, с вас вымогают деньги, обратитесь в Прокуратуру или же в Министерство юстиции. И тогда будут проверять уже самих вымогателей.

В завершение работы круглого стола участники сошлись во мнении, что надо повышать правовую грамотность населения и предпринимателей, через СМИ вести активную просветительскую работу. Отметили необходимость Минюсту республики усилить контроль за соответствием деятельности общественных объединений по защите прав потребителей.
 

Статьи из «Общество»

Автотюнинг по-дагестански

5
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

6
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

8
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

95
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Эпоха «Русского танка»

113
Сами того не подозревая, чиновники Международного олимпийского комитета (МОК) российского борца вольного стиля Абдулрашида Садулаева сделали символом...

Ураза-байрам. Вера, очищение, милосердие

23
Вот и наступил для мусульман долгожданный день...

Мекка современного туризма

34
В прошлом году в Дагестане побывало 1 млн 700 тысяч туристов. Наша республика в течение...

И все-таки: а был ли полет на Луну?

82
В 2021 году исполнилось 60 лет первому полёту человека в...