Что мы знаем о федеральных дорогах Дагестана?
Испокон веков в Дагестане людская память хранит имена тех, кто возводит мосты и прокладывает дороги, проводит в села воду и строит родники. В детстве, когда все село выходило на ремонт дороги или моста, я часто слышал от аксакалов поговорку: «Ничто не бывает без начала, все начинается с дороги».
Протяженность федеральных автомобильных дорог по территории Республики Дагестан составляет 642,054 км, из них:
* Р-217 «Кавказ» – 276,8 км (с подходом к г. Махачкале);
* Р-215 «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала» – 269,424 км;
* А-167 «Кочубей – Нефтекумск – Зеленокумск – Минеральные Воды» 95,83 км.
Из-за сложившейся интенсивности транспортного потока от 20 до 35 тыс. авт. /в сутки на всем протяжении Р-217 «Кавказ» эта дорога подлежит переводу в 1-ю техническую категорию, которая предполагает как минимум 2 полосы движения в одном направлении, разделительную полосу между встречными потоками и двухуровневыми транспортными развязками на ключевых пересечениях.
Несоответствие геометрических параметров дороги, с одной стороны, и фактически сложившийся транспортный поток, систематическое пренебрежение правилами дорожного движения, отсутствие выдержки, а порой и элементарного водительского этикета участниками дорожного движения, с другой стороны, приводят к весьма плачевной статистике.
Так, за 9 месяцев текущего года на федеральных дорогах в 454 ДТП погибли 133 чел., ранены 765 чел. За аналогичный период прошлого года произошло 367 ДТП, в которых погиб 161 чел., ранены 608 чел.
Если смотреть по видам ДТП, то за 2017 год из 454 ДТП на федеральных дорогах выезд на встречную полосу движения – 320 (70%) ДТП, опрокидывание – 55 (12%) ДТП, наезд на пешехода – 52 (11,4%) ДТП.
Львиная доля ДТП – это выезд на встречную полосу движения, и именно в этих авариях высокая тяжесть последствий от ДТП.
Наезды на пешеходов происходят в основном в населенных пунктах или при приближении к ним и совсем необязательно в темное время суток.
Так, одно из последних резонансных ДТП с наездом на пешеходов произошло в населенном пункте Семендер на автомобильной дороге Р-215 на 479 км 4 июня в 12 час. 00 мин. Водитель, управляющий автомобилем «Мерседес», совершил наезд на двух пешеходов – женщину 62–х и ребенка 9–ти лет со смертельным исходом.
Причины большинства ДТП – безответственное нарушение ПДД. Выигрыш нескольких мгновений иногда оборачивается невосполнимой потерей, причиняющей на долгие годы боль и страдания людям.
Строительство новых или реконструкция существующих дорог с разделением встречных потоков явилось бы на самом деле действенным мероприятием по резкому снижению аварийности и тяжести последствий от ДТП на федеральных дорогах республики.
И в последние годы Росавтодор поставил задачу ликвидировать к 2018 году отставание по соблюдению межремонтных сроков. В действительности можно судить по нашим федеральным дорогам на всей сети, что после выполнения программы дорожных работ на 2017 и последующий 2018 годы межремонтные сроки уже будут соблюдены, не останется участков, не охваченных капитальным ремонтом.
Из 277 км автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» в настоящий момент переведено в 1-ю техническую категорию 30 км. В работе находится еще 12 км. Начаты строительство подхода от а/д Р-217 «Кавказ» к строящемуся автомобильному мосту через реку Самур в районе пункта пропуска Яраг-Казмаляр, 13 километров участка автомобильной дороги Р-215 «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала», реконструкция ремонтонепригодного моста через реку Рубас, а также устройство искусственного электроосвещения на 740 км – 741 км (Тотурбийкала), 794 км – 802 км (Коркмаскала), 869 км – 876 (Первомайское), 914 км – 919 км (Мамедкала), 921 км – 926 км (Дагестанские Огни) автомобильной дороги Р-217 «Кавказ».
Росавтодором в этом году предусмотрено начать реконструкцию 14 километров участка до Манаса, а также строительство нового моста на российско–азербайджанской границе. Для успешной реализации намечаемых планов по реконструкции и новому строительству федеральных автомобильных дорог на территории республики, переводу их в более высокую техническую категорию в первую очередь региону необходимо обеспечить предоставление земельного участка под ее размещение.
Удручающая обстановка наблюдается с размещением всевозможных объектов вдоль федеральных дорог, проходящих по территориям населенных пунктов – в первую очередь Хасавюрта, Дагестанских Огней, Дербента, Ново-Викри, Советское на подъезде к г. Махачкале по автомобильной дороге Р-215.
Скажу больше, за незаконно построенные объекты через судебные решения из федерального бюджета государством выплачивались огромные суммы, в частности, на участке реконструкции автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» (817 км – 827 км), расположенном в административных границах Карабудахкентского района и частично г. Махачкалы.
Если вне населенных пунктов федеральным законом №257–ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации…» устанавливаются придорожные полосы от постоянной полосы отвода дороги, то в пределах населенных пунктов придорожной полосы нет, т. е. нет никакого особого режима использования этих земель. Населенные пункты распоряжаются ими по своему усмотрению, допуская нарушения норм Градостроительного кодекса.
В последнее время стали появляться новые населенные пункты, стремительно разрастаются существующие.
Любое развитие населенных пунктов должно быть регламентировано градостроительным планом, который в свою очередь должен включать в себя все необходимые коммуникации, в том числе и подъездные дороги.
В случае выхода на федеральную дорогу такой градостроительный план подлежит согласованию с владельцем дороги. Ни разу еще не приходилось видеть градостроительный план, предусматривающий дублирующие или внутрипоселковые проезды. Каждая улица нового поселения желает иметь выход на федеральную дорогу.
Учитывая перспективу развития федеральных автомобильных дорог, необходимо:
* обеспечить закрепление придорожной полосы в кадастре и оформление на нее прав;
* муниципалитетам, по территории которых проходит федеральная автомобильная дорога, прекратить выделение земельных участков, провести инвентаризацию уже выделенных земельных участков;
* на республиканском уровне подготовить и издать правовой акт, ограничивающий право органов местного самоуправления в принятии решения о предоставлении земельных участков и выдаче разрешений на строительство объектов на расстоянии ближе 200 метров от полотна федеральной автомобильной дороги.
При проектировании и выполнении строительных работ нередко возникают сложности, связанные с земельным вопросом. Так как дороги проходят через достаточно густонаселенную территорию, расширение полосы отвода затрагивает земельно-имущественные интересы государственных, муниципальных и частных правообладателей. Изъятие земель для государственных нужд под строительство и реконструкцию дороги сопровождается сложностями, связанными с оформлением их выкупа. Прежде всего это связано с отсутствием должным образом оформленных правоустанавливающих документов, ненадлежащей организацией системы кадастрового учета, незаконной застройкой придорожной полосы объектами дорожного сервиса (АЗС, магазины, мойки, СТО). Встречаются многочисленные факты раздачи земельных участков по трассе проложения проектируемой автомобильной дороги.
К примеру, при реализации объекта по реконструкции федеральной автомобильной дороги М-29 «Кавказ» (км 805 – км 817) подлежали изъятию для нужд Российской Федерации 63 земельных участка частной собственности и объекты недвижимого имущества. Из-за невозможности достичь соглашения по выкупу на сегодняшний день удалось изъять под строительство дороги только 19 земельных участков: МО «г. Махачкала-6»; МО «Агачаул-13». Такое положение вещей тормозит сроки реализации строительства, а также и ввода объекта в эксплуатацию.
Для обеспечения своевременного выполнения проектных и строительных работ по реконструкции дорог, снижения ее стоимости целесообразным является решение вопроса по недопущению выделения земельных участков вдоль полосы автомобильной дороги без согласования с владельцами дорог. Данное положение закреплено в ст. 3, 26 ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
С учетом вышеизложенного необходимо рекомендовать ТУ Росреестра по РД, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД не принимать на кадастровый учет земельные участки и объекты недвижимости в придорожной полосе без согласования с владельцем дорог.
Уже сейчас рассматриваются три значимых для социально–экономического развития Дагестана проекта – это строительство обходов г. Хасавюрта, Дербента и северного обхода Махачкалы.
Проектно-сметная документация по обходу Хасавюрта разработана, в настоящий момент в связи с истечением трехлетнего срока требуются ее корректировка, прохождение государственной экспертизы. В 2019 году планируется начало реализации проекта.
По обходу Дербента разработан проект планировки территории, то есть определено место размещения объекта, зарезервирована земля. Это первый проект, в начале проектирования которого мы решаем земельный вопрос. Вторая стадия – это непосредственно проектирование объекта.
В апреле текущего года на встрече с руководством республики во время рабочей поездки руководителем федерального дорожного агентства Старовойтом Романом Владимировичем была подчеркнута необходимость строительства этих обходов.
Северный объезд Махачкалы позволит разгрузить город, исключить заторы и пробки в час пик, а также транзитный транспорт беспрепятственно будет попадать с одной федеральной дороги на другую. Возможность строительства такого обхода пока еще имеется, и этим необходимо воспользоваться. Для осуществления этой идеи нужно будет исключить раздачу земельных участков и застройку на предполагаемой трассе будущего обхода.
Строительство обходов и реконструкция существующих дорог, несомненно, – очень важная задача. Однако есть автомобильные дороги, которые ведут к международным пунктам пропуска, международным аэропортам или соединяющие федеральные автомобильные дороги в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и имеют все признаки для отнесения таких к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
К международному пункту пропуска на границе Российской Федерации с Азербайджанской Республикой «Тагиркент–Казмаляр» от федеральной автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» ведет автомобильная дорога республиканского значения «Ново – Гапцах – Тагиркент – Ялама», (протяженность 31,9 километра), относящаяся к 4-й технической категории.
Автомобильная дорога республиканского значения «Махачкала – аэропорт» с подъездом к Каспийску соединяет столицу республики с международным аэропортом Махачкалы («Уйташ») имени дважды Героя Советского Союза Амет–Хана Султана (аэропорт федерального значения). Протяженность дороги – 22,3 км.
Автомобильная дорога республиканского значения «Хасавюрт – Бабаюрт» протяженностью 45,1 км, 3-й технической категории, является связующим звеном двух районных центров. Также она соединяет две федеральные автомобильные дороги: Р–217 «Кавказ» и «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала».
Включение автомобильных дорог республиканского значения «Ново – Гапцах – Тагиркент – Ялама», «Махачкала – аэропорт с подъездом к г. Каспийску», «Хасавюрт – Бабаюрт» в реестр федеральных автомобильных дорог поднимет их статус, позволит обеспечить их надлежащее содержание как стратегически важных объектов.
Махачкалинский международный морской торговый порт, расположенный на западном побережье Каспийского моря, находится на торговом пути Европа – Кавказ – Азия, способен принимать суда в течение всего года. В рамках международного транспортного коридора «Север–Юг» Минтранс России планирует увеличение пропускной способности порта до 15 млн т в год.
По федеральным автомобильным дорогам республики, в особенности по дороге «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала», в Махачкалинский порт следует значительный транспортный грузопоток, в частности перевозчики зерна. Городские улицы не способны обеспечить пропуск такого количества грузового транспорта. Весь этот транспорт в ожидании своей очереди скапливается на подходе к городу на обочинах дорог, создавая при этом неудобства для других участников движения и негативно влияя на сохранность федеральной дороги и городских улиц.
Учитывая перспективы развития торгового порта как одного из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах России, необходимо создание условий для обеспечения грузоперевозчиков, сохранение существующей улично–дорожной сети, поэтому остро стоит вопрос строительства отдельной подъездной дороги.
Возможность строительства такой подъездной дороги имеется от федеральной автомобильной дороги «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала» (км 473) вдоль прибрежной линии и Северо–Кавказской железной дороги до Махачкалинского порта протяженностью порядка 15 км. Учитывая международный статус Махачкалинского торгового порта, строительство этой дороги необходимо включить в федеральную целевую программу.
Есть изречение «Дорогу осилит идущий!» Идти – значит, смотреть вперед. Смотреть вперед – значит, заглянуть в будущее. И чтобы далекое было прекрасным, нужно приложить усилия и не когда–нибудь, а сейчас, сразу!