Притом, что силовое подавление экстремизма нередко создает дополнительные угрозы, связанные с негативным имиджем политической власти, поскольку известно, общественное мнение часто склонно поддерживать слабую сторону в конфликте с властью.
Между тем государство подвергается все большим рискам, стремясь сохранить стабильность внутри общества. Применение силы со стороны власти ограничено ввиду того, что государственная власть связана международными обязательствами. Тем временем происходит интернационализация религиозных движений по миру, среди них выделяются исламистские структуры, имеющие незаконные вооруженные формирования, противостоящие официальной власти.
Участие в таких организациях сегодня не ограничено ни границами государства (возникает и расширяется неподконтрольное государству коммуникативное пространство – Интернет), ни финансовыми ресурсами (такие организации финансируются частными благотворительными фондами либо частными средствами независимых спонсоров, а также взносами отдельных членов). Выявить в деятельности религиозных общественных ассоциаций экстремистскую составляющую тем сложнее, чем демократичнее государственное устройство современного общества. Свобода совести и вероисповедания, закрепленная конституционной нормой светского гражданского правопорядка, разграничивает светскую и духовную жизнь общества. В то же время деструктивные силы используют религию, прикрываясь псевдорелигиозной пропагандой в осуществлении своей противоправной деятельности. Государственные органы не вмешиваются в дела религиозных общественных движений, или же власть вынуждена запретить определенные религиозные движения, как это произошло с ваххабизмом, который в нашей республике под запретом. Однако это привело к тому, что ваххабизм продолжает существовать в подполье. Кроме того, немало приверженцев этого движения за рубежом, что делает его интернациональным.
В случае открытого вооруженного конфликта такие структуры мобилизуют своих сторонников для того, чтобы свергнуть неугодный политический режим, как это было с режимом Муамара Каддафи в Ливии, политическим режимом Башара Асада в Сирии, авторитарным режимом Мубарака в Египте. Одновременно с этим происходит расширение базы поддержки экстремизма в социуме, причем не только в этих странах, но и в других государствах исламского мира. Интернационализация же современных религиозных движений ведет к разрастанию зоны конфликтов. Все это следует учитывать при противодействии религиозному экстремизму в Дагестане и на Северном Кавказе.