Что вы знаете о своем ребёнке?
Новый учебный год вызывал тревогу и волнение у родителей и детей. Самый злободневный вопрос: каким он будет, какой станет школа? И на радость всем школа распахнула свои двери, ученики сели за парты, начались учебные будни, домашние задания, оценки… Но занятия начинаются как для детей, так и для их мам и пап. Школьный психолог с двадцатилетним стажем Зумруд Агаева дает советы, которые помогут родителям понять своего ребенка и научить его учиться.
– Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости ученика. Вот тут и возникает его тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт со специалистом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда последний может помочь родителям в выборе и направить их ребенка к другому специалисту.
В компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. Коррекционная работа включает в себя элементы игры и рисование в зависимости от возраста ребёнка. Проведение внеклассных мероприятий, составление психолого-педагогической характеристики, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов здоровья, также входят в компетенцию психолога. Последняя характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка. Консультация проводится с детьми, педагогами, родителями. Я участвую в школьной службе примирения, помогающей разобраться в конфликтах, возникающих в школе, в конфликтах между родителями и детьми. Огромная профилактическая работа проводится по борьбе с наркоманией и табакокурением.
– Почему надо обращаться к психологам и насколько меняется отношение к психологической помощи у нас, дагестанцев?
– Несколько лет назад многие скептически относились к психологической службе. Сейчас мышление людей изменилось. Родители сами, заметив в ребёнке проблемы, начинают бить тревогу, обращаются к специалисту. Проблемы надо решать сразу и правильно. Каждая проблема из детства переходит с нами во взрослую жизнь и не дает ставить цели, делает нас неуверенными в себе, депрессивными. Вот представьте ребёнка, у которого наблюдаются страхи. Кстати, многие родители не обращают на это внимания, считают, что сейчас он маленький, а как подрастёт, и страх исчезнет. Да, у некоторых детей так и происходит. Но дети все разные, и не все сами справляются со своими проблемами, с теми же страхами. И если ребёнку вовремя не помочь преодолеть эти трудности, то у него появится тревожность. Что сказать о дагестанцах? Не могу утверждать, что наш народ воспринимает в штыки помощь психологов. Но есть и те, кто считает, что человек сам должен преодолеть трудности. Таких сейчас меньше, больше тех, кто все же понимает, что психологи могут им помочь в трудной ситуации.
– Поколение меняется, меняется и методика работы. Как сегодня работают психологи со школьниками?
– На начало учебного года психолог составляет план, определяет направление работы с одарёнными и с «трудными» детьми. Проводятся профилактика, диагностирование, профориентационная работа, психологическая подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, консультативная деятельность, совместная работа с педагогами. Я очень люблю это направление. С педагогами моей школы провожу интегрированные уроки, классные часы. При проведении тестирования опираюсь на методики известных психологов: Люшера, Айзенка, Ильина и других. Методик великое множество. Но при их выборе важно точно определить, что мы хотим выявить, какой нам необходимо получить результат.
– Что сегодня особенно беспокоит детей? Расскажите, пожалуйста, о самых частых проблемах и как вы помогаете им в конкретной ситуации.
– В основном это вопросы взаимоотношений с друзьями, родителями, неуверенности в себе. Также дети подходят с вопросом, как определиться с будущей профессией? Был случай, когда школьники отказывались принять ученицу, перешедшую из другой школы. Всё началось с того, что она не понравилась девочке-лидеру класса. Она имела определённое влияние на одноклассников, к ней прислушивались. Я встретилась с ней, объяснила, что у девочки, которую она пытается изолировать от всех, есть очень много плюсов. И в ходе наших дальнейших встреч выяснилось, что у обеих есть и общие интересы.
Были и особенные случаи. У нас учился ребёнок, который считал своим кумиром известного футболиста и очень внимательно относился к своему внешнему виду. Но многие это восприняли как иную ориентацию и стали его оскорблять. Конечно, тяжело бы пришлось этому мальчишке, не разрешись ситуация вовремя. Были проведены классные часы и индивидуальные беседы. Однако результатов не было. А я все думала и переживала: как же помочь подростку? И снова вышла на лидера в классе, которого уважали во всей школе. Я поговорила с ним, объяснила, что происходит. И всё. Больше этого подростка никто не обижал. Это тот случай, когда психолог при разрешении какой-то сложной ситуации может найти выход, прибегнув к помощи самих детей, сверстников. Сейчас этот ученик успешный бизнесмен.
– Часто бывает так, что ребенок теряет интерес к учёбе. Почему?
– Причин тому немало. Во-первых, многие дети, как ни странно, теряют интерес, если в семье сложные взаимоотношения между родителями. Я наблюдала такие случаи, когда успешный ребёнок скатывается до двоек из-за развода родителей.
Во-вторых, ребёнку неинтересно на уроке. Другая причина – это лень! Обидно. Смотришь: умный ребёнок, а ленится. Почему? Что делать с этой ленью? Много причин и в её возникновении. Это большая тема, и о ней можно говорить и говорить. Я лишь могу посоветовать родителям: заметили, что ребенок ленится, тут же бейте тревогу, ищите причину.
И еще: причиной потери интереса к учебе могут быть и проблемы со здоровьем. Родители должны и на это обратить внимание. Огромная проблема – низкий уровень познавательных процессов: плохая память, слабая переключаемость внимания. Некоторые родители не обращают внимания на эти психологические проблемы, а в итоге – плохая успеваемость. Ну как ребёнку учиться, если он трудно запоминает, если читает чуть ли не по слогам?! Эти проблемы необходимо выявлять и работать над их устранением.