Чтобы возить фураж, нужна фуражка

Головные уборы становятся символами событий и эпох, а иногда сопровождают «носителей» в течение нескольких поколений. Например, такой головной убор, как фуражка, служит нашей армии уже больше чем 200 лет, не претерпев при этом существенных изменений формы.
В русской армии фуражка была введена в 1811 году взамен фуражных шапок 1797 года. Последние имели вид согнутого пополам суконного колпака, изготовлялись из выслуживших срок мундиров.
Фуражки сначала стали носить солдаты, отвечающие за пропитание лошадей. Их называли «фуражирами». Отсюда и название – «фуражка». Без нее солдат не имел права куда-либо ездить. Если забывал надевать, то подвергался наказанию.
Примерно тогда же фуражки стали появляться во многих европейских армиях.
***
Носили их много лет без козырьков. Лишь в 1840 году ввели с козырьком, но исключительно для старших офицеров. Младшие офицеры носили каски, а солдаты и матросы – бескозырки. Надо заметить, что офицеры были рады такому головному убору, так как носить кивера было очень неудобно. Кивер был слишком высоким и оттого тяжелым.
***
С 1872 г. фуражки стали носить уже все офицеры и во всех воинских частях (в том числе и казаки). Казакам фуражки давали в качестве летнего головного убора. У них тулья была синяя (соответственно мундиру), околыш – белый. У солдат-пехотинцев тулья – темно-зеленая, околыш – красный.
В России в XIX веке на форменных фуражках на околышах располагалась кокарда или эмблема рода оружия (значок).
Во время Крымской войны (1853–1856) все старшие и высшие офицеры носили исключительно фуражки. Очень довольны были этим головным убором прославленные адмиралы, легендарные защитники Севастополя Истомин, Корнилов и Нахимов, поскольку фуражки оказались мягкими и удобными в обращении.
С 1907 года этот головной убор стали изготовлять с подбородным ремешком.
Во время Первой мировой войны (1914–1918) фуражки носили и все нижние чины: рядовые, капралы, унтер-офицеры.
Что примечательно, воины «Дикой дивизии», в которой служили почти все народы Северного Кавказа, в том числе и дагестанцы, отказались от фуражек и носили только папахи (как зимой, так и летом). В их числе и офицеры.
***
В Гражданскую войну фуражки носили все кому не лень – в Красной Армии тогда какой-то единой формы одежды не было: командир мог носить фуражку, буденовку или папаху.
Знаменитый начдив Василий Чапаев предпочитал папаху. А комиссар его дивизии, будущий писатель Дмитрий Фурманов носил фуражку. Даже
зимой.
Однажды Чапаев спросил у Фурманова:
– Неужели у вас голова не мерзнет? Ведь зима на дворе.
Тот усмехнулся:
– Зимой я голову укрываю башлыком. А вам летом не жарко в папахе?
– Иногда жарко, – откровенно признался Чапаев. – Но не могу я заставить себя носить фуражку.
***
В феврале 1928 года, согласно приказу РВС СССР № 31, в тулье «просверлили» четыре отверстия для воздухообмена. Впрочем, это новшество продержалось недолго.
Зато изданный через семь лет приказ НКО СССР № 176 изменил весь вид фуражки. Появился «ворошиловский» козырек: более длинный, широкий и угловатый. Недаром его не без юмора именовали «лопатой». Тогда же цвета околыша и канта вновь стали обозначать, как раньше в царской армии, принадлежность к тому или иному роду войск.
***
Был в истории фуражки момент, когда она могла вообще исчезнуть из состава рядовых и младших командиров. Приказ об их замене на пилотки вышел зимой 1941 года, но масштабно воплотить его в жизнь помешала Великая Отечественная война.
Хотя для парадных мероприятий красивая фуражка оставалась незаменимой.
Почетный караул, встречающий в Москве высоких иностранных гостей, например британского премьера Черчилля в 1944 году, гордо сверкал лаковыми козырьками.
***
Вплоть до 1990-х годов фуражка продолжала трансформироваться, правда, поступательно, без резких рывков.
Приобретал выверенные округлые очертания козырек. Вместо кожаного или тканевого подбородного ремешка, поднятого на околыш, всё чаще использовался витой шнур. Некоторое потрясение случилось в 1994 г. В рамках унификации военной формы были введены сильно увеличенные «аэродромные» тульи. Однако в дальнейшем они понемногу вернулись к нормальным размерам.
Мне кажется, что популярность фуражки и вне армии огромна, снижения интереса в обозримом будущем не предвидится. Почему? Потому что фуражка всегда подчеркивает статус мужчины: сильной личности, защитника, лидера.
Статьи из «В дыму столетий»
История одного села: Миатли

…И началось великое дело

Лев русской армии

Годеканы – народный клуб

Рождение дагестанской милиции
