Дагестан – пример братства народов


Если спросить меня, какое событие мне больше всего запомнилось в уходящем году, я без колебаний назову праздник дагестанского искусства, на который мне довелось попасть 13 ноября во время празднования дней Республики Дагестан в Москве.
Я не знаю, кто вызывал у меня большее восхищение: люди на сцене или в зале. Концерт в Кремлевском дворце съездов собрал полный зал, как я поняла, в основном здесь были дагестанцы – москвичи. Конечно, это для них большой праздник- встреча с родиной, со своей культурой, с земляками. О чем я жалела, так это о том, что мало было самих москвичей в зале — он просто не вмещал их. Кто побывал в этом зале в тот день, навсегда останется пленником дагестанцев. Передо мной в первых рядах сидел молодой человек из охраны Ю.Лужкова. Сначала он небрежно поглядывал в зал и на сцену, присматривался ко всем проходящим мимо — служба все-таки. Но потом все чаще и удивленнее смотрел в зал — живой, страстный, единый в своем общем порыве, – а потом, захваченный и сценой, и общей атмосферой в зале самозабвенно рукоплескал, от его профессионального бесстрастия не осталось и следа.
Москва – моя вторая родина. Я родилась в Тбилиси, училась в Баку, мать моя родом из Армении, отец — русский. В Москве я закончила аспирантуру, серьезно занялась наукой и осталась здесь. Город, в котором есть место всем, где ум, способности и трудолюбие будут оценены по достоинству, где можно познакомиться с людьми разных национальностей и стать духовно богаче. Встреча с Дагестаном для меня состоялась через литературу: я автор программ и учебников по литературе для национальных школ.
«Кавказу было суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною!», — писал В.Белинский. Повести Бестужева-Марлинского, стихи А.Пушкина. М. Лермонтова, «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, поэзия Расула Гамзатова – это незабываемый удивительный мир. Я не была никогда в Дагестане, поэтому воспользовалась возможностью как-то прикоснуться к миру, о встрече с которым Л.Толстой писал: «Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года».
Я познакомилась с музыкальной, певческой и танцевальной культурой Дагестана. Песни звучали на не знакомых мне разных языках, но они все по-своему раскрывали богатый мир чувств и настроений: и тончайшая лирика, и героика, и лукавое озорство. А как чутко отзывался на происходящее на сцене зал! Концерт дагестанских мастеров искусств показал, что нет жанров, недоступных для них. Оперное исполнение, симфоническая музыка, балет и, конечно, народная музыка и хореография. Самый красочный номер, на мой взгляд, это исполненная фольклорными коллективами свадьба в селе. Обряды, обычаи, костюмы, музыка — вот где раскрылись уникальность, своеобразие каждого народа и в то же время то, что делает эту радугу красок единым красочным полотном! Вот где проявился свой национальный характер! Народ-труженик, народ-воин, народ-художник, народ-мастер. А «Лезгинка» — такая разная – нежная, девичья, лиричная — и , конечно, захватывающая, покоряющая раз и навсегда своей стремительностью, бесстрашием, энергией взлета и силы, собранностью и размахом.
После концерта еще долго никто не расходился, людям надо было что-то сказать еще друг другу, поделиться переполнявшими чувствами. И вот в огромном вестибюле Кремлевского дворца съездов, где яблоку негде было упасть, зрители продолжили концерт: вновь стремительная и дерзкая лезгинка позвала всех в круг, и эстафета молодости, огня, красоты захватила всех.
Чем объяснить этот удивительный прилив энергии, воодушевление, радость, которые испытывал каждый в тот вечер? Красивая душа народа отражается в его искусстве и не оставляет никого равнодушным. Мы так стремимся подражать всему, как нам кажется, современному, западному, стремимся быть такими, как все, но какое же богатство – наша самобытная культура! Используем ли мы ее в полной мере для воспитания нашей молодежи? Все ли делаем для того, чтобы показать наше истинное богатство? Об этом и многом другом я размышляла после встречи с Дагестаном. Чаще надо проводить такие мероприятия в Москве, чтобы разбудить чувства дружбы и патриотизма и показать их силу и необходимость каждому из нас.
Мой сын много лет играет в оркестре музыкального детского театра имени Натальи Сац. Одно из его любимых произведений – опера Ш.Чалаева «Маугли». Я была на этой постановке, на выступлениях оркестра под управлением Мурада Кажлаева. Дагестанская культура стала неотъемлемой частью общероссийской культуры благодаря таким именам. Теперь я понимаю, из какой мощной народной стихии черпает свои силы и талант Ширвани Чалаев, чтобы обогатить и свою культуру, и сказать новое слово в общероссийской и мировой культуре. Накануне концерта мне довелось побывать в театре Б.Покровского, на опере Ш. Чалаева «Кровавая свадьба» по пьесе Гарсиа Лорки.
Дагестанский композитор написал музыку на творение гениального испанского поэта, один из лучших русских театров ставит его на своей сцене, сотни людей различных национальностей с восторгом слушают ее – что может быть реальней и символичней этого? Так объединять может только культура, но та культура, которая несет разные глубинные народные истоки, сталкивает их, отражает смыслы и ценности в зеркалах различных культур и выходит обогащенная, получившая новый импульс для развития, чтобы нести свою животворящую силу.
Мы не всегда, наверное, ценим, свое богатство – разнообразие языков, народов, культур. Об этом я думала, знакомясь с мастерами искусств вашей республики. Это испытанное ощущение общего единства, родства, патриотизма трудно забыть. Я благодарна дагестанцам за впечатления, за красоту чувств, которые они способны вызывать, за то, что во всем, что происходило на сцене и в зале, чувствовалась душевная щедрость, доброта, отзывчивость и открытость, и конечно, необыкновенная любовь к родине.
Несколько лет назад в «Новой газете» я читала интервью известной чеченской певицы, чей сын пострадал от нападения скинхедов. Помню, как меня поразили ее слова, обращенные к следователям: она просила не возбуждать уголовные дела на подростков, едва не убивших ее сына. «Они ничего не знают о нас, давайте, я буду петь им. Мы будем вместе пить чай и говорить, и рассказывать», — говорила она, и мальчики стыдливо и благодарно прятали глаза, потому что язык человечности и благородства близок к сердцу каждого, а на нем мы говорим мало. Я уверена, что если бы наши телевидение и пресса больше бы показывали культуру разных народов, его ярких и интересных представителей, мы бы не знали, что такое национальный экстремизм.
Дагестан, на мой взгляд, — яркий пример подлинной красоты лиц кавказской национальности, пример того богатства, человеческого, культурного, которым располагает наша страна. Не зря Кавказ был Меккой русской поэзии. Я желаю дагестанцам преодолеть все трудности, с которыми им приходится сталкиваться, и беречь мир, ценности дружбы и взаимопонимания как важную часть их высокой духовной культуры.
Статьи из «Общество»
Загир Арухов как символ эпохи

История одного села: Тукита

Ожившая сказка

Выжил вопреки смертям

Чистота начинается с урн

Наша общая память

Истоки патриотизма
