X
11:32 22.10.2021

Дагестан в рекламе не нуждается?

Не смотрю телевизор. Реклама достала. Пользуюсь интерактивным телевидением, приложениями, коих сегодня, слава богу, предостаточно. А иначе голову можно потерять. Помимо того что качество современного телевизионного контента, сегодня ниже некуда, так его ещё и периодически разбавляют бездарным рекламным видеорядом. Ну просто невыносимо. Об этом мне ещё раз вспомнилось в канун профессионального праздника – Дня работников рекламы, отмечаемый завтра, 23 октября.

Всё на продажу

На ПК, в браузере что в интернете, у меня установлено три приложения по блокировке рекламы. Признаюсь, помогает. Но слабо. Изощрениям рекламщиков нет предела. Они, кстати, всё назойливей влезают уже в наше подсознание. Цифровые технологии совершенствуются, а мы не поспеваем.

Наши улицы давно словно ряды огромного супермаркета. Вывески, растяжки, панно. Реклама звучит из окон квартир, маршруток и машин. Акции, распродажи, скидки – всё это элементы нашей повседневной жизни. Всё на продажу, и этот базар, как я понял, у нас очень слабо регулируется. А между тем это большие деньги.

Вспомним заявления Главы Дагестана Сергея Меликова о засилье беспорядочной иноязычной рекламы в наших городах. Так ведь это только одна сторона дела. Рекламный бизнес – часть нашей экономики, и очень странно, если открытой, доступной информации об этой сфере предпринимательской деятельности нет.

Статистика молчит

Структуры экономического блока Дагестана, судя по ответам пресс-служб отраслевых ведомств, рекламной проблематикой не особо-то и озабочены. Мне что удалось, так это добиться от статистов информации о количестве компаний, занятых в этой сфере деятельности. Их оказалось совсем немало: действующих юридических лиц – 70, а индивидуальных предпринимателей – 162 человека.

И всё? А сколько людей задействовано в этой сфере? Каков оборот и налоговый потенциал? Суммы поступления в казну от рекламной деятельности? Вопросов много, но ответов на них как в отрытых источниках, так же, как и в официальной статистике по Дагестану, я не нашёл.

Копейка рубль бережёт

В стране ситуация иная. Но, как оказалось, и тут не всё в шоколаде. Последние шесть лет доля рекламы в российском ВВП сократилась на четверть – с 0,65 до 0,49 %. Об этом свидетельствуют данные Мониторинга сектора интеллектуальных услуг в России, выполненного НИУ Высшей школы экономики и холдингом Romir.

По мнению экспертов ВШЭ, это следствие изменений структуры внутреннего продукта России, который стал «менее рыночным», и свидетельствует об общей стагнации сектора интеллектуальных услуг. Падает, согласно исследованию, и сфера маркетинговых услуг.

В общем выяснилось, что отношение стоимостного объёма рекламного рынка к обороту розничной торговли сократилось более чем на 30%. Что это значит? Снижается уровень «рыночности» нашей экономики. А если сравнить, к примеру, долю рекламы в развитых странах, то она составляет порядка 1 % от ВВП, у нас она и копейку не набирает, это условно, если посчитать за рубль 100 %.

В Дагестане в структуре ВРП не добыча газа и нефти определяющий источник собственных доходов, а торговля, потому рекламный бизнес должен занимать далеко не копеечный процент. А вот что грошовый интерес к нему, конечно, вызывает массу вопросов. Копейка рубль бережёт. А у нас даже статистики достоверной о ней не найти. И как, скажите на милость, в подобной ситуации быть?

Без этики нет эстетики

Как показали опросы Мониторинга сектора интеллектуальных услуг в России, услуги в области рекламы более всего востребованы со стороны производителей продуктов питания и алкогольных напитков, парфюмерии и косметики, непродовольственных товаров длительного пользования, розничной торговли, мобильной связи.

Однако то, с чем мы сталкиваемся повседневной жизни, то, что называем рекламой на ТВ, радио, интернете, на улицах и магазинах, по мне в категорию интеллектуальных услуг входит с большой натяжкой. Думаю, причина того, что качество отечественной рекламы ныне хуже некуда, и объясняется тем, что характер рыночной наша экономика теряет. Отсутствие реальной полноценной конкуренции на отраслевых рынках лишь один из факторов, делающих её фикцией, а то и инструментом откровенного надувательства.

Лень даже приводить примеры недобросовестной рекламы. Ей по сути перестали доверять. Не всегда подобный продукт прямо нарушает существующее законодательство. Речь о лукавстве, с которым компании преподносят свои коммерческие предложения. Определённо недобросовестно, изначально завышая цену товара, предлагать клиентам существенные скидки и так называемый кешбэк. Между тем так сегодня поступают как крупные сетевики, там и мелкие магазины. Это ещё не беда, но когда дело касается, скажем, покупки квартиры или приобретения кредита в банке, «рекламный обман» может обернуться для человека серьёзными проблемами.

Интернет в тренде

На днях Премьер-министр РФ Михаил Мишутин объявил о росте ВВП в текущем году. Экономика страны восстанавливается и тому подтверждение, что рекламный рынок в России вырос до 255 млрд рублей. Это больше на 25 % показателей в 2020 году и на 13 % докризисного 2019 года, сообщает «Ъ».

Более всего выросли расходы компаний на наружную рекламу – на 183 %, объём рекламы на ТВ – на 40 %, до 44 млрд рублей, на радио — на 106 %, до 3,5 млрд рублей, в прессе – на 38 %, до 1,8 млрд рублей. Рынок рекламы в интернете вырос на 37 % – до 72,5 млрд рублей, являясь абсолютным лидером рынка этого вида услуг. В Дагестане это Инстаграм. Базар без полок, касс и прилавков.

Или я ошибаюсь?

Статьи из «Общество»

Россия – семья народов

3
Велико значение России в истории Дагестана. Всесторонние связи, узы братства, которые складывались свыше 300 лет – с 1722 года, с момента основания Петром Великим...

Адвокаты на смену юристам

14
В последнее время все чаще встречаются случаи, когда излишне доверчивые люди страдают от рук псевдоюристов. Люди хотят сэкономить на юридических услугах и...

Служили Родине

21
Каждый юбилей Победы вновь пробуждает нашу память о героическом прошлом страны, фантомной...

Пока свое не вернем…

14
Удивительное это дело – взятка. Она, как известно, существовала еще со времен фараонов,...

Время, когда закалялась душа

5
Жизненный путь этого человека – отражение истории нашей страны. На фронте он был буквально с...

По закону и по совести

27
Во все времена замечено: когда страна переживает трудные дни, потребность обращаться к...

Не только для парадов

11
У России два верных союзника – армия и флот, гласит известный афоризм. Российский военный...

Малолетние живодёры

17
В одном из многоквартирных домов по улице Азиза Алиева в Махачкале произошло шокирующее событие: двое братьев 12 и 13 лет, затащив в подъезд беспризорного котёнка,...

Не меркнет в веках слава

16
Тема «Победа советского народа в Великой Отечественной войне» обширная. По ней опубликовано...

Осторожно: VPN

21
Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании приняли закон, которым вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части...