Дагестан в рекламе не нуждается?
Не смотрю телевизор. Реклама достала. Пользуюсь интерактивным телевидением, приложениями, коих сегодня, слава богу, предостаточно. А иначе голову можно потерять. Помимо того что качество современного телевизионного контента, сегодня ниже некуда, так его ещё и периодически разбавляют бездарным рекламным видеорядом. Ну просто невыносимо. Об этом мне ещё раз вспомнилось в канун профессионального праздника – Дня работников рекламы, отмечаемый завтра, 23 октября.
Всё на продажу
На ПК, в браузере что в интернете, у меня установлено три приложения по блокировке рекламы. Признаюсь, помогает. Но слабо. Изощрениям рекламщиков нет предела. Они, кстати, всё назойливей влезают уже в наше подсознание. Цифровые технологии совершенствуются, а мы не поспеваем.
Наши улицы давно словно ряды огромного супермаркета. Вывески, растяжки, панно. Реклама звучит из окон квартир, маршруток и машин. Акции, распродажи, скидки – всё это элементы нашей повседневной жизни. Всё на продажу, и этот базар, как я понял, у нас очень слабо регулируется. А между тем это большие деньги.
Вспомним заявления Главы Дагестана Сергея Меликова о засилье беспорядочной иноязычной рекламы в наших городах. Так ведь это только одна сторона дела. Рекламный бизнес – часть нашей экономики, и очень странно, если открытой, доступной информации об этой сфере предпринимательской деятельности нет.
Статистика молчит
Структуры экономического блока Дагестана, судя по ответам пресс-служб отраслевых ведомств, рекламной проблематикой не особо-то и озабочены. Мне что удалось, так это добиться от статистов информации о количестве компаний, занятых в этой сфере деятельности. Их оказалось совсем немало: действующих юридических лиц – 70, а индивидуальных предпринимателей – 162 человека.
И всё? А сколько людей задействовано в этой сфере? Каков оборот и налоговый потенциал? Суммы поступления в казну от рекламной деятельности? Вопросов много, но ответов на них как в отрытых источниках, так же, как и в официальной статистике по Дагестану, я не нашёл.
Копейка рубль бережёт
В стране ситуация иная. Но, как оказалось, и тут не всё в шоколаде. Последние шесть лет доля рекламы в российском ВВП сократилась на четверть – с 0,65 до 0,49 %. Об этом свидетельствуют данные Мониторинга сектора интеллектуальных услуг в России, выполненного НИУ Высшей школы экономики и холдингом Romir.
По мнению экспертов ВШЭ, это следствие изменений структуры внутреннего продукта России, который стал «менее рыночным», и свидетельствует об общей стагнации сектора интеллектуальных услуг. Падает, согласно исследованию, и сфера маркетинговых услуг.
В общем выяснилось, что отношение стоимостного объёма рекламного рынка к обороту розничной торговли сократилось более чем на 30%. Что это значит? Снижается уровень «рыночности» нашей экономики. А если сравнить, к примеру, долю рекламы в развитых странах, то она составляет порядка 1 % от ВВП, у нас она и копейку не набирает, это условно, если посчитать за рубль 100 %.
В Дагестане в структуре ВРП не добыча газа и нефти определяющий источник собственных доходов, а торговля, потому рекламный бизнес должен занимать далеко не копеечный процент. А вот что грошовый интерес к нему, конечно, вызывает массу вопросов. Копейка рубль бережёт. А у нас даже статистики достоверной о ней не найти. И как, скажите на милость, в подобной ситуации быть?
Без этики нет эстетики
Как показали опросы Мониторинга сектора интеллектуальных услуг в России, услуги в области рекламы более всего востребованы со стороны производителей продуктов питания и алкогольных напитков, парфюмерии и косметики, непродовольственных товаров длительного пользования, розничной торговли, мобильной связи.
Однако то, с чем мы сталкиваемся повседневной жизни, то, что называем рекламой на ТВ, радио, интернете, на улицах и магазинах, по мне в категорию интеллектуальных услуг входит с большой натяжкой. Думаю, причина того, что качество отечественной рекламы ныне хуже некуда, и объясняется тем, что характер рыночной наша экономика теряет. Отсутствие реальной полноценной конкуренции на отраслевых рынках лишь один из факторов, делающих её фикцией, а то и инструментом откровенного надувательства.
Лень даже приводить примеры недобросовестной рекламы. Ей по сути перестали доверять. Не всегда подобный продукт прямо нарушает существующее законодательство. Речь о лукавстве, с которым компании преподносят свои коммерческие предложения. Определённо недобросовестно, изначально завышая цену товара, предлагать клиентам существенные скидки и так называемый кешбэк. Между тем так сегодня поступают как крупные сетевики, там и мелкие магазины. Это ещё не беда, но когда дело касается, скажем, покупки квартиры или приобретения кредита в банке, «рекламный обман» может обернуться для человека серьёзными проблемами.
Интернет в тренде
На днях Премьер-министр РФ Михаил Мишутин объявил о росте ВВП в текущем году. Экономика страны восстанавливается и тому подтверждение, что рекламный рынок в России вырос до 255 млрд рублей. Это больше на 25 % показателей в 2020 году и на 13 % докризисного 2019 года, сообщает «Ъ».
Более всего выросли расходы компаний на наружную рекламу – на 183 %, объём рекламы на ТВ – на 40 %, до 44 млрд рублей, на радио — на 106 %, до 3,5 млрд рублей, в прессе – на 38 %, до 1,8 млрд рублей. Рынок рекламы в интернете вырос на 37 % – до 72,5 млрд рублей, являясь абсолютным лидером рынка этого вида услуг. В Дагестане это Инстаграм. Базар без полок, касс и прилавков.
Или я ошибаюсь?