Дагестанцы во «всемирной деревне»
Канадский философ и теоретик массовых коммуникаций Маршалл Маклюэн удачно заметил, что благодаря вседоступности интернета мы действительно возвращаемся к ситуации традиционного дагестанского аула – когда каждый знает каждого и может друг к другу обратиться на годекане всемирной паутины.
Сейчас каждый имеет возможность написать в интернете, что он хочет, и его могут читать миллионы людей. К примеру, за последние 2–3 месяца в сети появились статьи: «Кто на самом деле живет в Дагестане, и почему дагестанцев не существует?», «Дагестанцы, или Нет такой национальности?», «Настолько мы дагестанцы?», «Дагестанцы – это национальность или нет?» и т. д.
Почему у читателей интернета возникают такие вопросы? Почему в Дагестане так часто, начиная с 60-х годов прошлого столетия, обращаются к одной и той же проблеме национальной идентичности?.. Ответ может быть один: потому что вопрос о народах Дагестана и дагестанцах запутан до предела. До сих пор отсутствует какое-либо определение дагестанского народа. Не удалось выработать ни единой терминологии, ни общего понимания сути проблемы.
Постижение смысла
В докладах руководителей республики, на сессиях Народного Собрания и в его постановлениях, научных исследованиях историков, философов, политологов, социологов, литературоведов, в художественных произведениях писателей, публичных выступлениях представителей многочисленных общественных организаций и движений, статьях журналистов, на телевидении, в школьных и студенческих аудиториях, в обыденном общении… присутствуют различные варианты интерпретации синонимических терминов: «народы Дагестана», «граждане Дагестана», «дагестанский народ», «народности Дагестана», «дагестанцы», «этносы Дагестана», «многонациональный народ Дагестана» (конституционное понятие). Истолкование, значение названных терминов направлено на идентификацию человека как потенциального субъекта определенного региона. Но каждое понятие имеет свои лексические особенности, и поэтому, на мой взгляд, тождественны между собой. Поэтому в данном терминологическом разнобое можно усмотреть мировоззренческие противоречия, усугубляющие синдром «кризиса идентичности».
Мы – это наше сознание
Дагестанские этносы были сформированы своей историей, то есть совокупностью своих выборов во времени и пространстве «кормящего ландшафта» (по выражению Гумилёва). Тогда жизнь полностью была подчинена природному ритму. Цикличность и повторяемость – смена дня и ночи, сезонов года – задавали строгий режим горцу. Культуру, знания, людские связи «возили» по торговым путям и тропинкам в разных обозах.
Ныне мир связан в тысячи раз плотнее: современными дорогами, мостами, обилием комфортабельных иномарок и другими каналами и сетями. За эти годы была создана письменность, произошел колоссальный рост образования, ставший великим уравнителем мировоззренческих и жизненных интересов этносов, образовалось 10 городов и 18 посёлков городского типа, вместе с ними возникла городская культура, в которой этнос размывается, ломается традиционный уклад сельской жизни…
Одним словом, современная жизнь обрела новые векторы движения, изменилась общинная матрица. Того Дагестана и тех этносов, которые описаны в фольклоре всех народов Дагестана или в творчестве Ирчи Казака, Омарла Батырая, больше нет.
Понятие «дагестанец» должно нести в себе не этнический, а общереспубликанский (общероссийский), общегосударственный патриотический смысл как специфическая настройка эмоционально-волевой и сознательной сферы
И здесь нужно понимание того, что идентичность не образуется раз и навсегда. Она исторична по сути, меняется вместе с тем, как меняются люди и их отношения в обществе. Произошло коренное изменение в контексте большого интервала времени. Потому что живут этносы как постоянно развивающиеся социальные и самоорганизующиеся системы. Поэтому российские учёные давно выступили против употребления термина «народность» как бессодержательного в этнологическом аспекте. У нас нет «больших» и «малых» народов, есть многочисленные и малочисленные, но равноправные народы и этнические группы.
Язык и общий жизненный контекст
Лингвисты в Дагестане зарегистрировали 32 самостоятельных языка. По концентрации языков и отношению количества этносов и этнических групп на единицу площади горный Дагестан (т. е. 21,9 тысячи км2 с численностью ныне более 800 тысяч человек) занимает первое место в мире. Образно говоря, за каждым хребтом у нас свой язык. С глубокой древности известна общность происхождения этносов Дагестана. На основе новейших достижений археологии, этнографии, антропологии и языкознания убедительно доказано, что они родственны между собой и в древнейшие времена представляли единый этнос, говоривший на едином языке.
Несмотря на то что национальный язык как формирующий орган мысли обеспечивает возможность вырабатывать знания о своём сообществе (мир языка – мир аула), регулировать предметно-практические отношения, определять ценностные ориентиры к действительности…, он не выдерживает уровня научной, образовательной, культурной, когнитивной, информационно-трансляционной, коммуникативной активности в условиях постиндустриального, информационного общества, глобализации.
Не следует также забывать, что урбанистический образ жизни городского населения с его практицизмом и приоритетом индивидуализма перед родовым коллективизмом не способствует расширению функциональной сферы родных языков и повышению их консолидирующей роли. Очевидно и то, что умение говорить, писать, читать и мыслить по-аварски, по-даргински, по-кумыкски… не гарантирует человеку своего материального благополучия.
Лингвистической константой (постоянной величиной) в исторической судьбе Дагестана стал русский язык – язык, на котором общаются между собой разные этносы Дагестана. Благодаря русскому языку поднялись дагестанцы на мировой уровень науки и культуры. С другой стороны, сколько было и есть в истории нашей страны достойных сынов дагестанской крови, прославивших своё российское Отечество ратными, научными, культурными, военными, спортивными, финансовыми… достижениями. Подвиги Магомеда Гаджиева, Мусы Манарова, Магомеда Толбоева…, творчество Расула Гамзатова, Гаджи Гамзатова (академик РАН), Мурада Кажлаева, Барият Мурадовой и тысячи-тысячи других дагестанцев являются частью российской культуры, носят надэтнический характер. Русский язык – наше великое, судьбоносное достояние, а также фактор национальной безопасности Дагестана, настоящего и будущего его народов.
Другой существенный пример. В статье 5 Конституции РД читаем: «Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине». Все коренные народы Дагестана – категория этническая. И когда мы говорим и пишем «народы Дагестана», в общественном сознании возникает образ автохтонных (местных, коренных) народов. А кто такие дагестанцы? Дагестанцы – это все названные выше коренные народы, а также наравне с ними: белорусы, украинцы, грузины, армяне, татары, башкиры, евреи, тюрки, албанцы, австрийцы, греки, манси… (их более 130). Это уже другая категория – социально-историческая, государственно-геополитическая.
Дагестан никогда не был однозначным, одномерным, однородным, одноязычным, однорелигиозным… На протяжении тысячелетий (с появлением первых следов человека 300–400 тысяч лет до н. э.) в его облике прочно слились черты разных частей света, разных эпох и цивилизаций, племен и народов, культур и языков. Потому этнос – натуралистическая общность. Проще говоря: если ваш отец цахурец, значит и его сын тоже цахурец… А дагестанцы (дагестанский народ) – надэтническая, социально-политическая, культурная общность (единство, наличие неразрывных связей).
Понятие «дагестанец» должно нести в себе не этнический, а общереспубликанский (общероссийский), общегосударственный патриотический смысл как специфическая настройка эмоционально-волевой и сознательной сферы, которая противостоит социальной деструкции, развалу и разладу, способствует консолидации общества, привнося в него элементы стабильности, инвариантности, непрерывности, стимулируя положительное творение современной нашей истории.
Дагестанский народ (дагестанцы) – это исторически сложившаяся в процессе развития политическая, социокультурная общность граждан с единым самосознанием и самоназванием родины, живущая в этнотерриториальной автономии Дагестан – в республике, где есть собственная конституция, символика (герб, флаг), национальные языки и общий русский язык, легитимный орган власти, представительство в федеральных органах в Российской Федерации.
Совет старейшин при Главе Дагестана подготовил предложение по вопросу поправок в Конституцию республики: внести названное выше определение дагестанского народа вместо понятия «многонациональный дагестанский народ».
Дагестанский народ (дагестанцы) – это цельный субъект ХХI века, единственный источник власти в Республике Дагестан.