Дагестанская Атлантида
Кала-Корейш — дагестанская Атлантида, которая не ушла под воду, а напротив, вознеслась высоко над миром, надёжно укрытая от чужих глаз горными перевалами. Когда-то давно село было столицей крупного средневекового феодального владения — Кайтагского уцмийства. Увы, от этого островка исламской цивилизации остались только кладбище с могилами уцмиев XII–XIX веков и мечеть XI века. Более подробно об этом мы узнали от Саиды Даниловой.
Даже то немногое, что уцелело в селе за более чем тысячу лет существования, поражает воображение: надмогильные плиты со стихами и философскими изречениями, похожие на саркофаги надгробия с вырезанным на них мировым древом, покрытые кружевной вязью деревянные ворота мечети. Чтобы всё это увидеть, не надо совершать паломничество в труднодоступное село-крепость.
По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли. Как ни странно, в этой легенде есть доля правды: когда-то на месте Кавказских гор плескалось Сарматское море, а сами горы выглядели как острова. Но было это слишком давно – 10–14 миллионов лет назад.
Другая легенда приписывает основание крепости арабам-корейшитам – мекканскому племени, к нему принадлежал и пророк Мухаммад. Эта версия объясняет название селения: Кала-Корейш в переводе с арабского – «крепость корейшитов».
Именно здесь располагалась резиденция кайтагских уцмиев, которые, приняв ислам, утверждали, что ведут свой род от дядей пророка Мухаммада – корейшитов Хамзы и Аббаса, чьи потомки завоевали Кайтаг.
Самый древний исламский артефакт относится к началу XI века. Значит, можно говорить о том, что минимум в середине X века сюда пришли мусульмане. Но к этому времени Арабский халифат уже сдавал свои позиции, и с большой долей вероятности мы можем говорить, что в Кала-Корейш пришли не арабы, а сельджуки или другие газии. Это было весьма распространённым явлением в раннем средневековье – отправиться за границы мусульманских земель нести ислам язычникам.
К тому же на могилах первых кайтагских уцмиев имена не арабские, а местные, например Ахсибар, Хиздан. То есть апелляция к дядям пророка, причисление их к своим предкам не более чем политический ход, попытка доказать свои права на престол в период дефеодализации.
Поэтому мы не знаем, когда именно было основано поселение и когда было завоёвано арабами, да и были ли это арабы.