Дагестанские орнаменты
Дагестанцы любят говорить о самобытности нашей культуры, однако, вглядываясь в облик наших городов и сел, невольно признаешь: не бережем и не любим мы свое традиционное. Иначе почему в наших городах нет парков, зданий, сооружений с характерным национальным колоритом и элементами горской архитектуры? Не просто горской – дагестанской?!
Профанация все погубит
Нам бы прибраться на улицах, водоотведение наладить и хотя бы обычным жильем людей обеспечить, возразит оппонент. Согласен, но ведь и вопросы самоидентичности не менее важны. Говорим о патриотизме, о необходимости воспитания детей, а культуру свою, к слову, традиционную архитектуру, не развиваем. При всем скептицизме в отношении акций с переодеванием чиновников в черкеску и кампаний по строительству башен и объектов, подчеркивающих национальные особенности Дагестана, в парках Махачкалы, все же следует признать – разумного и здравого в этих начинаниях было немало.
Однако профанация способна всё погубить. Речь о том, что нам нужны не разовые акции, необходимо культивировать традиционное системно, тогда, собственно, и есть шанс сохранить самобытность в культуре.
У дагестанских ученых по данному вопросу свое мнение. Недавно в Магасе на VIII Международной научной конференции «Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа» так или иначе затрагивались эти вопросы. С докладом «Современное городское жилище Дагестана: трансформация типа и конструктивных элементов» выступил научный сотрудник ИАЭ ДФИЦ РАН, профессор кафедры всеобщей истории ДГУ Руслан Сефербеков.
Трансформация жилища
У ченые наблюдают, записывают, констатируют, но как-то на реальность это все мало влияет. Так, например, Р. Сефербеков отмечает, что в сельской местности сохраняется, хоть и трансформированный, тип традиционного дагестанского жилища, тогда как в городах Дагестана сформировался новый тип городского жилища, который в наибольшей степени концентрирует в себе инновации в сфере строительных и отделочных материалов: изменились традиционные площади жилых и подсобных помещений, величина потолков, проемов окон и дверей, оформление подвала, чердака и крыши, устройство двора, забора, ворот, сада.
– Происходящие на протяжении последних 30 лет изменения в строительных материалах, технологии и методах строительства, погоня за комфортом, ориентация на лучшие мировые строительные и отделочные образцы в жилище приводят к унификации и утере большинства элементов традиционного дагестанского жилища, – подчёркивает Руслан Сефербеков.
Но частичная утеря не подразумевает отказа от национального. Историк объясняет, что современное индивидуальное строительство города и села всё-таки идет по линии сочетания в жилище национальной архитектуры и удобств городской жизни.
«Это проявляется в планировке, этажности, устройстве лоджий, веранд, арочных проемов окон и дверей, оформлении фасада традиционной и религиозной символикой, назначении комнат и их убранстве: ковры, паласы, тахта», – описывает подробности в своем докладе этнограф.
Ответ на вопрос, как способствовать сохранению самобытности в архитектуре, Руслан Сефербеков, конечно же, знает. Вот только вопрос, кому нужны эти выкладки? Судя по отстраненности от реальных процессов застройки наших городов ученых и экспертов, перелома в сознании дагестанских чиновников в том, что необходимо культивировать национальное культурное наследие народов Дагестана, в скором не предвидится.
Озеро Ак-Гель
К слову, «Концепция развития парка отдыха и развлечений «Озеро Ак-Гель», разработанная Комитетом по архитектуре и градостроительству Дагестана в качестве рекомендации для реализации полномочными органами, это явление как раз и демонстрирует. Помимо традиционных дагестанских орнаментов от дагестанской архитектуры в концепции ничего нет.
В сообщении, размещенном на официальном сайте ведомства, говорится, что, являясь ядром активно развивающегося нового жилого района, озеро могло бы служить и местом для отдыха горожан. Сейчас с этой задачей существующий парк «Ак-Гель» справляется лишь отчасти.
Водоём испытывает сильное антропогенное воздействие в связи с возведением многоэтажных домов, засыпанием берегов и стихийными свалками стройматериалов. За последние десять лет его площадь существенно сократилась.
В разработанной концепции площадь проектирования составляет 55 га. Принципиально важным пунктом в концепции было сохранить и подчеркнуть уникальность и характер Махачкалы, её культурное многообразие. В основу современного облика парка привнесены новые функциональные зоны, оформленные традиционными дагестанскими орнаментами.
Архитектурно-планировочная структура объекта включает в себя велопешеходную, рекреационную инфраструктуры, инфраструктуру водного развлечения, элементы регулирования дождевых стоков, акустического и микроклиматического комфорта и другое. Благоустройство зон отдыха у озера Ак-Гель имело главной целью раскрытие рекреационного потенциала зон отдыха у водоёма и расширение функционального разнообразия.
Концепция будет дорабатываться с учетом пожеланий горожан. Полная версия «Концепции развития парка отдыха и развлечений «Озеро Ак-Гель» размещена на сайте Комитета по архитектуре и градостроительству в разделе «Деятельность» > «Программы и проекты».
Мы же не японцы…
Я посмотрел, полюбуйтесь и вы. Если честно, не впечатлен. Не думаю, что дагестанские орнаменты помогут подчеркнуть уникальность и характер Махачкалы. Проектом предлагается обустройство и застройка объектами рекреации территории парка. Всё банально, хотя на выложенных картинках всё ультрасовременно. Может, я не прав? Возможно, нет у нас к дагестанской традиционной архитектуре достойного внимания. Что напрягаться? Хорошо, что хоть орнаменты не забыли. И инициатива комитета похвальна: нужно ведь, наконец, берег уникального озера обустроить.
А вот, к примеру, японцы сделали бы это так. Но мы же не японцы.
Да и в горской сакле что примечательного? Не говоря о саманных домах обитателей равнины. Нам нужно ультрасовременное! И слова уважаемого нами всеми поэта Абуталиба (о будущем, которое выстрелит в нас из пушки) нам не указ.