Дагестану необходим координационный совет по развитию строительного комплекса
Строительная отрасль республики находится в тяжелом положении. Это связано в первую очередь с тотальной коррупцией в отрасли, которая достигла немыслимых размеров, с неэффективной системой управления в сфере градостроительства, отсутствием комплексного подхода к освоению земельных участков и территорий, излишними административными барьерами, несоблюдением действующих законодательных актов в сфере строительства всеми участниками строительного рынка.
Мешают развитию и низкая обеспеченность строительного комплекса высококвалифицированными кадрами, отсутствие инвестиций, проблемы в банковском секторе и обманутых граждан при покупке жилья.
Уважаемый Артём Алексеевич, строительное сообщество Республики Дагестан поддерживает решение Главы Республики Дагестан и Народного Собрания Республики Дагестан о назначении Вас Председателем Правительства Республики Дагестан и желает Вам неутомимой энергии, значительных успехов в реализации поставленных перед вами задач!
Врио Главы Республики Дагестан В. А. Васильев придает большое значение развитию строительного комплекса и наведению законного порядка в осуществлении строительной деятельности в республике, и его заявление о том, что проблемы Дагестана будут решаться с участием народа, вселяет в нас надежды на позитивные перемены, в том числе и в строительной отрасли.
В то же время строительный комплекс сталкивается со многими вызовами времени, и имеются веские основания прогнозировать существенное снижение строительной деятельности в ближайшие годы по ряду причин, а именно:
— частные инвестиции в жилищное строительство будут значительно уменьшены на период, пока республиканская власть не обозначит и не внедрит в жизнь основанный на законах цивилизованный порядок взаимодействия;
— законодательная реформа в сфере строительства предполагает повышенные требования к застройщикам и строительным компаниям, кредитным учреждениям. По опыту прошлых лет можно предположить, что банки под любым предлогом будут саботировать республиканские проекты жилищного строительства. С другой стороны, есть основания предположить, что многие застройщики и строительные компании республики не будут отвечать требованиям, предъявляемым законом. В этом случае жилищное строительство в республике резко уменьшится или будет осуществляться под «вывеской» сторонних застройщиков, что приведёт к удорожанию стоимости жилья и снижению спроса на жилье на первичном рынке;
– высокий уровень латентной строительной деятельности в республике оказывает серьезное давление на рыночные цены на строительные работы. Субъекты латентной строительной деятельности не платят налоги, не делают отчисления во внебюджетные фонды и имеют возможность «демпинговать» цены. Существует также значительное число строительных компаний, которые применяют различные схемы «налогового планирования» и которые также «демпингуют» цены на торгах. В результате этого:
а) законопослушные и добросовестные строительные компании вынуждены работать по ценам ниже порога безубыточности, отказываясь от реновации основных средств, экономя на затратах на рабочий персонал, в том числе на заработной плате, повышении их квалификации, обеспечении охраны труда и техники безопасности и т.д.;
б) строительные компании либо уходят с рынка строительства республики в другие регионы, либо обречены на банкротство;
в) занижается налоговая база, республиканский бюджет недополучает доходы;
г) неопределенность будущего, отсутствие перспективы.
Ни одна строительная компания не может прогнозировать свою деятельность даже на ближайшую перспективу – 1-2 года. На многие переходящие из года в год строительные объекты, финансируемые из бюджета, объявляются и проводятся торги ежегодно в пределах лимитов финансирования текущего года. Вместо того, чтобы провести торги на весь объект, заключить генеральный контракт и к нему ежегодно заключать дополнительные соглашения в пределах годового лимита финансирования, происходит следующее:
а) строительная компания находится постоянно в «подвешенном» состоянии, неизвестно — получит она право продолжать выполнение работ на этом объекте в следующем году или нет, и несёт дополнительные затраты на организацию закупочной деятельности;
б) на объекте сменяются один за другим подрядчики, что не способствует качеству работ и порождает множество хозяйственных споров по разделу незавершенного производства;
в) строительная компания боится инвестировать в собственное развитие, приобретение новых строительных машин, механизмов, технологий, в повышение квалификации своего персонала и т.д.;
г) недоступность для республиканского бизнеса кредитных ресурсов.
Действиями федерального центра местная банковская система почти полностью разрушена. В то же время федеральные банки имеют негласное указание не выдавать кредиты северокавказским заемщикам – об этом свидетельствуют многочисленные приватные признания сотрудников этих банков. В результате мы имеем:
— уход крупных инвесторов со строительного рынка Дагестана, в т.ч. в энергетическом строительстве, таких как ПАО «Русгидро», и связанных с ними крупных компаний;
— отсутствие межотраслевой координации строительной отрасли и жилищно-коммунального комплекса.
Уважаемый Артём Алексеевич! Вы знаете о проблемах, с которыми сталкивается строительная отрасль, не понаслышке. Считаю, что без скоординированных совместных действий всех участников строительного процесса добиться заметного прогресса в деле оздоровления рынка строительных услуг и направления строительного комплекса в законное русло невозможно.
В целях анализа состояния и перспектив развития строительной отрасли, выработки рациональных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти и участников строительного рынка, обеспечения эффективного контроля и мониторинга результатов их реализации, его «обеления» и повышения уровня налоговых поступлений, создания здоровой конкурентной среды, свободной от коррупционного давления, считаю необходимым создание при Правительстве Республики Дагестан Межведомственного координационного совета по развитию строительного комплекса Республики Дагестан, в состав которого могли бы войти представители профильных министерств и ведомств, государственных заказчиков, руководители саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков, изыскателей, предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и изделий, общественных организаций, образовательных учреждений и других участников рынка.
Пора усовершенствовать систему управления в градостроительной и строительной сферах и перейти к профессиональному управлению.
Полагаю, что эти меры позволят:
— разработать и принять региональные нормативные документы по ценообразованию;
— провести объективный мониторинг состояния строительного комплекса, индустрии строительных материалов и разработать стратегию развития отрасли республики на перспективу;
— направить строительную, в особенности градостроительную деятельность, в законодательное русло, придав единый вектор развития, усиливающий контроль за соблюдением участниками рынка, исполнительным органом власти и местным самоуправлением законодательства, связанного со строительством на территории РД;
— сформировать условия для стимулирования инвестиционной активности в строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий, промышленных зон;
— разработать мероприятия по устранению необоснованных административных барьеров и противодействию недобросовестной конкуренции на рынке строительства;
— легализовать производственную и финансовую деятельность в сфере строительства, направить её в правовое русло и создать прозрачные условия для ведения бизнеса в республике;
— усилить меру ответственности заказчиков, подрядчиков и СРО за результаты работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству объектов капитального строительства, усовершенствовать взаимоотношения между ними при исполнении контрактов;
— создать систему информационного обмена между участниками строительного рынка, оперативного мониторинга нарушений на объектах капитального строительства в части безопасности и качества работ, нарушения градостроительного законодательства;
— развивать производство местных строительных материалов с ужесточением контроля за их качеством, а также усилить контроль за применением строительных материалов, поставляемых из других регионов на стройплощадки республики;
— совершенствовать процедуры выделения земельных участков, выставление на аукцион полностью подготовленных под застройку участков, поставленных на кадастровый учет с установленным разрешением на их использование, с планом застройки возводимых объектов, определенными техническими условиями и ценой подключения к коммунальным сетям;
— усовершенствовать систему подготовки квалифицированных кадров для нужд строительной отрасли и мн. др.
Уверен, что решение этих и других вопросов позволит строительному комплексу встать на новый уровень развития и сделает его ведущей отраслью в экономике Дагестана, и Вы предпримите решительные меры к созданию цивилизованного рынка строительных услуг в республике.