«Дальний бой» по дороге домой
В компании дальнобоев даже самый опытный водитель чувствует себя самокатчиком. Не потому, что рассказы об их поездках не идут ни в какое сравнение с историями о наших ежедневных передвижениях. Тут другое. Дальнобойщик – это отдельная каста, синоним доброты и водительской взаимовыручки, образ жизни.
Дима Беликов
Сокол. Так звали Димку все друзья с улицы. Был герой фильма про индейцев, которого за потрясающую меткость в стрельбе прозвали Соколиным Глазом. А Димон почти с детства носит очки, так что иного прозвища язвительные сопляки себе и представить не могли. Сегодня ему уже за сорок, а он для нас по-прежнему Сокол. Он старше всех нас – двух Русиков и меня – на несколько дней, но вечно играет роль бати. Приходится терпеть.
Я стремился попасть за баранку лет с пяти, если память не подводит. А еще через пять лет мы с закадычным дружком угоняли «Москвич 2140» его отца. И пока машинист дядя Володя мирно похрапывал после ночной смены в полной уверенности в неприкосновенности своего любимца, Димка учил меня делать пробуксовки. Это был мой первый инструктор по вождению, поэтому все претензии гаишников ко мне – совсем не по адресу.
На весь Дербент тогда было всего три гаишника, самый лютый – Сафар. Я уверен, что даже начальство не знало фамилии своего главного инспектора. Помню, что за всю историю наших покатушек встретили мы его один раз, и нам сильно повезло, что за рулем был более опытный 11-летний Димка, каким-то чудом спасший нас от препровождения в отдел. Но вот дяде Володе почему-то не спалось именно в тот день. Тогда-то я и понял, что лучше бы нас наказывал Сафар, а не дядя Вова…
Сегодня Димон перебрался в Питер, работает в компании, рулит на Volvo, не признавая другие грузовики. Травит байки, перебивая остальных. И каждый раз, когда он садится за руль легковушки, я понимаю, что ученик превосходит учителя редко. Мне тоже не удалось, хотя он Сокол, а я считаю себя достойным соперником Шумахера.
Руслан Аскандаров
У же с седьмого класса средней школы мой одноклассник Руслан Аскандаров бредил мощными грузовиками. Наша классная руководительница Галина Иосифовна была человеком выдержанным, отправившим в «большую» жизнь не один десяток витающих в облаках подростков, впоследствии ставших докторами наук, юристами, врачами, педагогами… Но вот с Русланом дело шло туго.
Переквалифицироваться в кого бы то ни было, кроме как в водителя большегрузов, Аскандаров и не думал. Большинство учеников 7 «в» класса слыли далеко не ангелами: кто писал краткую характеристику на директора на дверях его же авто, кто крал классный журнал, впоследствии ритуально сжигаемый на задворках дербентского Клуба железнодорожников. Но всё же у большинства из нас хоть и изредка да наблюдались в тетрадях синусы с косинусами.
Но никакому мозговому штурму не было под силу повлиять на интересы моего приятеля. В итоге в большую жизнь он отправился сначала на видавшем виды «КамАЗе». А уже к сорока годам все восемнадцать колес его здоровенного «американца» размером с приличную квартиру проколоты гвоздями на дорогах всех мировых материков.
Всё стало меняться в тот день, когда на обледеневшей дороге в лобовом столкновении с его грузовиком мужчина, управлявший легковушкой, скончался на месте. По прошествии года семья Руслана простилась с отцом – опорой семьи, ее главным кормильцем. Старая мать осталась одна. И тогда мой товарищ поставил было крест на карьере романтика дорог, вернулся в родной город и стал… фермером. Каждый раз, когда я говорю об этом, в моей голове Юрий Антонов поет своё «Вот как бывает».
Долгая дорога в итоге привела его домой… Ненадолго. Теперь он снова колесит по России, изредка сообщая в группе одноклассников, что вернулся в Дагестан. А через пару дней уже грузит арбузы или картошку. И снова в бой.
Руслан Малдаев
Это про таких, как он, говорят: «Душа компании». Отец принял его в семейство дальнобойщиков уже с 12 лет, когда Русик сменял своего родителя в дальних поездках на ПАЗе, переоборудованном под грузовик. Дядя Курбан был человеком отчаянным, сыну передалась эта черта с определенными добавками совершеннейшего пофигизма. Не нужно рассказывать, сколько с этим связано сложностей, которые в его устах звучат исключительно как занимательные истории.
Всем комедийным актерам и артистам жанра пародии крупно повезло, что он не стал их сотоварищем по сцене или экрану, потому что конкуренцию создал бы серьезную. Легко спародирует кого угодно, в особенности представителей кавказских народов. Но ценим его, конечно, не за это. Ты попадаешь в сложную жизненную ситуацию, и если он не в рейсе, то будет рядом, уже почуяв, что друг попал в беду. Просить о помощи не придется – сам все сделает.
Наша дружба с Цыпой (не спрашивайте, почему мы так его зовем – это совершенно идиотский случай, никакого отношения к суровому характеру дальнобоя не имеющий) началась с велосипедов. Русик Аскандаров познакомил нас в классе седьмом, как мне кажется. С тех пор я понял, что нет ни одного механизма, изобретенного человечеством, который он не смог бы разобрать и починить. Подозреваю, что Всевышний одарил его тем же даром и отношениях с близкими: вскроет страдающему душу, выкрутит детальку под замену, смажет маслом, залатает. А потом – в дорогу.
… Уходящему в рейс дальнобойщику желают: «Ни гвоздя, ни жезла». Имеется в виду ни проколотых колес, ни злобных гаишников. У нас же каждое общение с двумя Русиками и Димкой заканчивается словами: «Будешь дома, набери». Это как благословение на успешное завершение рейса.
В эту субботу у вас праздник – День дальнобойщика. Примите поздравления! Пусть хранит вас Всевышний! Обнял, друзья!